Дидактические основы обучения родному языку
В основе обучения родному языку во всех типах школ лежат загальнодидактичні
принципы, обусловливающие целесообразный выбор методов и приемов обучения,
обеспечивают надлежащий уровень усвоения содержания школьного курса языка и формирования
коммуникативных умений и навыков.
Принципы обучения языку - это своеобразные правила деятельности, пути взаимодействия
учителя и учащихся, исходные положения, на которых основывается содержание обучения,
использование методов и приемов, построения системы упражнений, подготовки и
проведение уроков украинского языка. К общедидактических принципов относят
научность, систематичность и последовательность, преемственность (преемственность) и
перспективность, связь теории с практикой, наглядность, доступность, сознательность
и др. Нa
них
основывается методика преподавания языка, которая обеспечивает процесс обучения и
успешного усвоения учащимися учебного материала и формирования коммуникативной
компетенции. Принципы выступают не изолированно, а в органической взаимосвязи,
дополняя ii предопределяя друг друга. Они подтверждены содержанием школьного курса
(реализованы в школьных программах и учебниках) и лежат в основе современной
методики преподавания языка: организации уроков разных типов, применение методов
и приемов обучения, отбора дидактического материала и т.д. Переориентация
образования на возрождение духовности народа, личность ученика требует
организовывать обучение языку с учетом еще и таких принципов, как гуманизация
и гуманитаризация; единство национального и общечеловеческого; развивающий
характер обучения; сотворчество, сотрудничество; индивидуализация и
дифференциация; оптимизация, открытость и динамичность системы.
Эти принципы положены в основу концепции образования в Украине и требуют
коренной перестройки преподавания всех учебных предметов, особенно языка.
Использование их требует от учителя глубокого осмысления самой концепции
образования, определения своего места в ней, поисков в совершенствовании содержания и форм
обучение языку. Поэтому большинство из них пока остается декларацией, но такой,
что ждет наполнения новым содержанием, формами и методами обучения. Творческие
учителя-словесники хорошо понимают ценность таких подходов к обучению родному
языка и активно внедряют их в свою практику. Уроки языка своим содержанием
реально обеспечивающих гуманизацию и гуманитаризацию учебного процесса, единство
национального и общечеловеческого. Как уже отмечалось, родной язык активно
влияет на формирование общечеловеческих качеств человека, его национальной
сознания и патриотических чувств. Проблема развивающего обучения не нова,
однако решение ее требует от учителя понимания сути и задач
коммуникативного направления в обучении языку. О сотворчество и сотрудничество на
уроках украинского языка можно говорить в русле педагогики сотрудничества,
предусматривает два субъекта учебной деятельности
учителя
и учеников, которые взаимодействуют на паритетных началах и взаємозацікавлені в последствиях
этой деятельности.
Ставя в центр учебного процесса личность ученика, необходимо учитывать
индивидуализацию и дифференциацию обучения с целью формирования его
коммуникативных способностей. Это требует группового обучения, вариантности задач,
творческих подходов к проведению уроков. На помощь учителю здесь приходят новые
учебники, в которых эти принципы реализованы.
Понятно, что оптимальный выбор форм, методов и средств обучения способствует лучшему
усвоению знаний, умений и навыков учащихся. Но такой подход требует конденсации
теоретического материала, учет преемственности в знаниях, умениях и навыках
учащиеся, совершенствование технологии урока (блочной системы изучения нового
материала, использование опорных таблиц, конспектов и т.п.).
Динамичность и открытость системы обучения побуждает учителей работать творчески,
искать новые подходы к обучению родного языка (функционально-стилистический,
коммуникативный, семантический и др.), разрабатывать и внедрять дополнительные,
специальные курсы ("Культура устной и письменной речи",
"Стилистика украинского языка", "Риторика", "История
украинского языка", "Язык и культура").
Ученые методисты выделяют специфические, или методические принципы. К специфическим
(методических) принципов обучения родному языку можно отнести: взаимосвязь в
изучении всех разделов школьной программы; функционально-стилистическая
направленность в обучении языку, связь изучения языка с развитием речи;
взаимозависимость устной и письменной речи и опережающее обучение
последнего; изучение морфологии на синтаксической основе; структурно-семантический
подход к изучению синтаксиса; связь обучения пунктуации и выразительного чтения
т.д.
Обучение родному языку следует рассматривать как целенаправленный процесс взаимодействия
учителя и учащихся, в результате которого дети усваивают лингвистическую теорию и формируют
коммуникативные умения и навыки. Важным элементом этого процесса являются методы,
приемы и средства обучения, обеспечивающие усвоение содержания школьного курса. В
дидактике метод рассматривается как система последовательных действий учителя,
организует познавательную и практическую деятельность учащихся. На схеме метод обучения
выглядит так:
Как
видим из схемы, ученик в процессе обучения, с одной стороны, является объектом воздействия
учителя, а с другой - субъектом этого процесса. Современная дидактика рассматривает
деятельность учителя и ученика как взаимодействие двух субъектов, направленную на достижение
конечной цели этой деятельности. На этом строится педагогика сотрудничества, основы
которой предполагают взаимодействие двух субъектов обучения - учителя и ученика. Методика обучения
языка обладает целой системой методов, приемов и средств обучения. Для
учителя-словесника необходимым сегодня является целесообразный выбор тех методов и
приемов, которые наиболее качественно обеспечат процесс обучения родному языку.
Выбирая нужный метод обучения, необходимо прежде всего учесть три основные
функции, которые он должен реализовать: учебную, развивающую и воспитательную.
Обучающая функция направлена на успешное усвоение лингвистической теории, системы
знаний по фонетике, грамматике, орфографии, пунктуации, развития связной
речи, на развитие логического мышления, сознательную выработку системы умений и
навыков.
Развивающая функция присуща всем методам обучения языку. В процессе усвоения
понятий и правил учащиеся осмысливают учебный материал, делают самостоятельные
обобщения и выводы, творчески подходят к решению тех или иных вопросов.
Обработка материала предполагает использование синтеза, сравнения, сопоставления,
систематизации, обобщения. Развивающей является работа над речью учащихся: анализ
различных видов текстов обеспечивает формирование умений самостоятельно строить
высказывания на определенную тему в том или ином стиле.
Следует помнить, что "развивающее обучение - основа формирования творческой (креативной)
личности, которая вследствие воздействия внешних факторов требует для актуализации
творческого потенциала дополнительных мотивов, личностных задатков, способностей,
способствуют достижению творческих результатов в различных видах творческой
деятельности".
Выполняя речевые произведения (устно или письменно), учащиеся приучаются выполнять
коммуникативные задачи, выбирая из всех имеющихся в языке средств целесообразные,
те из них, которые наиболее точно и лучше всего способствуют выражению мысли.
Изучая школьный курс родного языка, учащиеся овладевают различными способами
учебной деятельности, развивают свою речь и мышление, интеллектуальные
способности, обогащают свою духовность. Воспитательная функция неотделима от метода
учебной и развивающей. Она тоже присуща каждому методу обучения украинскому
языка. Формирование национального сознания, понимание законов развития родной
языка и общества тесно связаны с усвоением языковых явлений, закономерностей,
ведущих идей языковедческой науки, что дает учащимся возможность осознать историю
развития языка, его функций, усвоить богатство выразительных средств.
Эффективность обучения языку в значительной мере зависит от понимания сути различных
методов и приемов целесообразного их выбора и применения. Знание методов и
приемов нужны учителю как своеобразный дидактический ориентир для выбора тех
способов обучения, что лучше всего обеспечивают процесс обучения и воспитания учащихся.
Формы взаимодействия учителя и учащихся разнообразны. Учитель передает свои знания
путем связной рассказы, объясняет, выясняет учебный материал, расширяет круг
представлений учащихся, возбуждает их интерес. Он организует наблюдение над языком,
учит анализировать языковые явления, формирует навыки самостоятельной работы с книгой,
организует выполнение различных по степени сложности задач.
Деятельность учащихся проявляется в способности активно воспринимать научную информацию,
усваивать знания, активизировать свою умственную деятельность. Взаимодействие учителя ее
ученики в процессе применения методов и приемов обучения можно показать такой
схеме:
Таким образом, процесс усвоения украинского языка, формирование коммуникативной
компетенции школьников, технология современного урока требуют учета
психологических и дидактических условий обучения.