Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

1.8.Психологические и дидактические основы обучения украинского языка

Психологические основы обучения

Обучение украинского языка возможно лишь на основе развития мышления учащихся, их внимания, нам'яті, умений видеть и воспринимать языковые факты, явления в их диалектическом единстве. Эти процессы исследует педагогическая психология. Она помогает определить наиболее эффективные приемы и формы обучения, обосновать систему работы учителя-словесника с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Педагогическая деятельность имеет дело с жизненно важной областью человеческого организма - мозгом, интеллектом, учит, воспитывает интеллектуальную основу общества. Если человек овладеет языком, она завладеет духовным началом своего народа, а значит - способна будет ему служить, приумножать его материальные пи культурные ценности.

Язык и речь является необходимой основой человеческого сознания и человеческого мышления. Вещание - это не только процесс использования человеком средств языка с целью общения, но и форма существования языка в речевой деятельности, в актах восприятие и понимание во время слушания и чтения, говорения и письма.

Речевая деятельность - совокупность психофизиологических действий человека, направленных на сприйманім и понимания речи или порождение его в устной и письменной формах. Речевая деятельность отражает психическую деятельность человека, развитие и выражение ее интеллекта и эмоций. Структуру речевой деятельности покажем схемой.

 

Обучение украинского языка возможно лишь на основе мыслительной деятельности. Сравнивая факты, синтезируя, обобщая, конкретизируя и абстрагируясь их, ученики развивают свои речевые способности. Эти операции на уроках языка не только обеспечивают усвоение знаний, формирование умений и навыков, но и способствуют развитию умственных способностей учащихся. Связь между этими процессами указывали И.Павлов, И.Сестьченов, К.Ушинський. О них пишут современные психологи. Так, Д.Бого - явленський и В.Одинцов отмечают, что формирование орфографических навыков на грамматической основе составляет аналитико-синтетическую деятельность.

Учебная деятельность учащихся предопределяется целями и мотивами. "Понятие деятельности следует связывать с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает" (А. Леонтьестьв).

В учебной деятельности психологи выделяют действие - процесс, подчиняется цели (целям), и операции - способ реализации действия, о чем пишет О. Леонтьев: "Операция представляет собой обусловленную суть действия, но она не тождественна с действием. Действие предопределяется целью, операция зависит от условий, в которых эта цель определена". К действию побуждает цель. Например, чтобы научиться распознавать значимые части слова (цель), ученики должны освоить такие грамматические понятия, как основа, окончание, корень, префикс, суффикс, знать их особенности, делать морфемний анализ слов, а чтобы уметь употреблять слова различной морфемної строения, надо знать их семантику и стилистическую окраску.

Каждое действие состоит из операций, имеющих четыре этапа: ориентацию, планирование, реализацию и контроль. Эти этапы составляют процесс обучения.

 

 

Основными психическими процессами во время обучения языку и формирования речевых умений и павичок являются ощущения и восприятия. Они обеспечивают отражение действительности, осознание ее как непосредственно, так и опосредованно, т.е. с помощью языка. Ощущение и представление является первой ступенью восприятия, за которым идет осмысление и понимания.

Ощущение и восприятие является основой развития речи. Это свойство человека воспринимать и отражать действительность, осознавать ее как непосредственно, так и с помощью языка. Как известно, глубокое усвоение теории невозможно без развития мышления учащихся. Наблюдения показывают, что после первичного восприятия материала, как бы хорошо он не был объяснен, ученики не получают целостного представления о нем, хоть запоминают и повторяют правила. Восприятие требует понимания услышанного или прочитанного. Следовательно, происходит процесс формирования понятия.

Основной особенностью понятия, как правила, является его обобщенность, абстрактность. Чтобы понятие стало осознанным и понятным, изучение его должно быть осмысленным. Усвоение языкового материала имеет три уровня: 1) восприятие объяснения учителем материала, запоминание его и воспроизводства; 2) и многократное повторение материала по определенному образцу па основе осознанных знаний; 3) усвоение знаний путем решения проблемных задач, когда учащиеся приобретают опыт творческой деятельности. Все три уровня усвоения знаний последовательно связаны, и каждый следующий уровень характеризуется углублением знаний, большей полнотой, осознанностью и действенностью. Одновременно с усовершенствованием знаний усваиваются и другие элементы обучения языку, в частности способы деятельности на втором уровне и опыт творческого мышления - на третьем.

Мышление обеспечивает понимание, что включает в себя выделение основных элементов языкового материала и соединение их в одно целое. Понимание готовится анализом и завершается синтезом. Чтобы понять языковое явление, надо раскрыть его суть. Следовательно, усвоение знаний языка опирается на их понимание.

Овладение лингвистическими понятиями предопределяет процесс формирования речевых умений и навыков. Под умением понимается такая форма деятельности учащихся, которая основывается на четком осознании действия, ее состава и структуры. Это своеобразная готовность человека к выполнению сложных комплексных действий. Навыком принято называть действие, на основе многократного повторения приобретает автоматизированного характера. Речевые умения и навыки различаются особенностями осознание учебного материала и учебных действий. Они взаимосвязаны между собой.

Такой подход к процессу обучения требует учета познавательных возможностей учащихся, развития их мышления, осуществляется в форме речи. Необходимые психологические предпосылки усвоения знаний и формирования коммуникативных умений и навыков, к которым относим:

положительное отношение учащихся к процессу обучения (есть интерес к предмету, поддерживается стала внимание, не нарушается темп учебной работы);

процессы непосредственного чувственного ознакомления с материалом (в языке - это словесная и схематическая наглядность, ТЗН. контекст);

процесс мышления (активизация конкретного и абстрактного, понятийного и художественного мышления, восприятие, осмысление и понимание материала);

запоминание и сохранения полученной информации, способность к ее воспроизведению с выявлением индивидуальных речевых способностей.

Эти предпосылки обеспечивают развитие языковой личности, способствуют появлению мотивов учения, побуждающих учащихся к усвоению лингвистической теории и активной речевой деятельности.

Среди мотивов обучения главнейшие следующие:

общественно-политические (государственность украинского языка, обязанность ученика учиться в школе);

профессионально-ценностные (профессиональное обучение осуществляется на государственном языке);

мотив социального престижа, общественного долга;

коммуникативные мотивы (потребность общаться на украинском языке);

мотивы, связаны с потребностью самосовершенствования, самовоспитания;

мотив уважения к учителя;

утилитарные мотивы (потребность в знаниях языка как средства достижения определенных жизненных выгод);

мотивы тревожности, ответственности (не подвести класс, боязнь получить низкий балл).

Современный учебный процесс предполагает обязательное доведение основных знаний и умений до третьего уровня усвоения, что является условием развивающего обучения. Развивающим обучением считается такое обучение, в котором дидактические действия обеспечивают развитие познавательных способностей, благодаря чему ученики могут быстро овладеть знаниями, умениями и навыками.

По мнению психологов, наиболее эффективным является обучение, в процессе которого создаются оптимальные условия обучения, когда необходимые последствия достигаются за минимальных затрат времени и усилий учителя и учащихся. Условия умение стимулируют отбор способов усвоения учебного материала, которые следует понимать как структурную совокупность познавательных процессов, способствующих возникновению понятий, умений, навыков. Уровни усвоения знаний и формирования умений и навыков определяются по степени осознания и обобщения изученного. Важным фактором этого процесса является развивающее обучение, что стало неотъемлемым компонентом технологии современного урока языка.

В развивающем обучении важным является осознание учащимися собственной деятельности как теоретической, так и практической. На это справедливо указывали Л.Виготський, П.Блонский, подчеркивая при этом особую роль самосознания учащихся. Поэтому развивающее обучение школьников, различные процессы мыслительной деятельности в значительной степени способствуют усвоению языкового материала, формированию коммуникативных умений и навыков.

От уровня организации учебной деятельности учащихся на уроках украинского языка зависит интенсификация (усиление, увеличение производительности, действенности, напряжения) учебного процесса. Она предполагает увеличение количества труда, затрачиваемого учащимися за определенный промежуток времени. Чем больше, активнее ученики работали на уроке языка, тем выше производительность, действенность их работы. Большое значение для интенсификации имеет деятельность учителя, его умение привлечь учащихся к решению познавательных и практических задач, направленных на формирование умений и навыков.