Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 1

ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФЫ

Парменид

(У 540-470 гг. до н.э.)

«...Быть или вообще не быть - именно здесь решение вопроса»


Одним из самых ярких представителей античной философии с мыслитель, политик и государственный деятель Парменид. Он родился и практически безвыездно прожил в Елеї. Был современником Гераклита. Учился у Ксенофана, под влиянием которого написал свое главное произведение «О природе». Аристократическое происхождение Парменида обусловливало его политическую и гражданскую позицию. И хотя свои социальные взгляды он почти не писал, показания его преемников дают основания считать Парменида сторонником организованной аристократии, которую кин противопоставлял демократии.

Свое философское учение Парменид делит на две части: 1) (путь истины) и 2) «путь воображения». Его учение - весьма существенный шаг на пути освобождения философии от элементов мифологического сознания. Собственно, именно у Парменида впервые формируется категория «бытие», впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления.

Как великий философ, Парменид стал известным благодаря постановке и интерпретации проблемы соотношения «бытия» и «небытия». «Бытие есть, а небытия нет» - таким поворотом мысли философ фактически заложил основы онтологии как понимаемого, выразительного образца философского мышления. Как отмечает Бертран Рассел, наиболее существенным из того, что дошло до нас учение Парменида о «путь истины», заключается в следующем:

«...Небытия ни познать (необъятное) не сможешь,

Ни в слове выразить...

Одно и то же есть мышление и бытие...

В будущем как может быть или как бытие возникает?

Нет его, если оно возникло или в будущем будет.

Гаснет рождение, так и смерть пропадает без вести.

Одно и то же с мысль и то, о чем мысль существует.

Потому, что без бытия, в котором существует ее воплощения,

Мнение тебе не найти...»

(Цит.: Рассел Б. История западной философии. T.l. - M., 1993. - С. 68).

Что же такое бытие? Для Парменида важнейшее определение бытия с постижения его умом: то, что можно познать только разумом, и есть бытие. Для чувства «бытия» недоступно. Поэтому «одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует». В таком утверждении Парменида подчеркивается тождество бытия и мышления. Бытие - это то, что есть всегда, что единое и неделимое, что незыблемо и непротиворечивое, «как мысль о нем». Бытие не имеет начала, ибо с чего же оно могло возникнуть? Только из небытия, а небытие - нет! Не может иметь бытия и конца с той же рации, из которой нет и начала. Следовательно, бытие вечно. Оно непрерывное, ибо всякое перервне было бы небытием. Оно неподвижно и вообще неизменное, ибо если бы бытие имело части, они обязательно стали бы небытием. Бытие является постоянным и единственным. Оно является противоположностью отношению и множественности. Мышление же - это способность постигать единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знание (episteme). Чувственное восприятие имеет дело с множеством разнообразных вещей и единичных предметов, окружающих человека.

Человек может иметь голову, взгляд (doxa) - обычное, повседневное представление, что противостоит знанию как результату постижения единого. Стремясь найти глубокую основу всего существующего, Парменид говорит: ничто из непосредственно данного в чувственном опыте не может удовлетворить его ввиду явно преходящий и конечный характер. Все вещи, в чем смертные видят истину, веря в нее, все это - лишь имя пустое: быть, но также и не быть, рождаться, но и погибать, место на место менять, менять цвет и окраску - так яркими выражениями Парменид опровергает чувственно воспринимаемые вещи и явления как-то совсем не достойное внимания философа через «неістинність» их существования, то есть через их скороминучу, подвластное изменениям и преобразованиям, бренную природу. Его интересует то, что остается непреходящим в вечном потоке общих изменений. От непосредственной данности бытия, как множественного, Парменид идет к признанию существования, справедливо полагая, что без существования мира, как единого, не было бы и его чувственной множественности. И потом сосредоточивает внимание на грани единого в бытии, что открылось ему. Абсолютный, нетленный и непреходящий характер единого бытия затмевает множественное и чувственное. Теперь бытием философ называет только единое и недвижимое, а множественное и чувственное - небытием, вопреки суждениям людей. Отсюда все парадоксы учения Парменида.

Что же понимает Парменид под единственным в бытии? Через отрыв от единого множественному, единственное выступает не как одна сторона бытия, а как само бытие. Множественное объявляется просто несуществующим. Разрыв многочисленного и единого и гипертрофия единого, возникшая в ущерб и за счет множественного, может вызвать нежелательные последствия. Бытие Парменіду представляется по форме вполне совершенного шара с правильным центром посередине. Чуть больше или меньше от немногочисленного. «Небытия вовсе нет, ибо целостность нарушалась бы. Нет и бытия, ибо было бы в одном месте больше, чем в другом. Бытие, как целое, невразливе. Ровно со всех сторон, бытие имеет определенные пределы». Использование чувственного образа - пули - для иллюстрации мира как единого целого, да еще в устах такого сторонника логического познания, как Парменид, сначала удивляет. Тем временем всеєдине Ксенофана также пулеобразное.

Уподобление бытия шара объясняется представлениям древних философов о шар как о прежде всего, самое прекрасное и самое совершенное из всех тел, одновременно конечное и бесконечное, движимое и незыблемое. Шар древние определяли как тело, замкнутый в самом себе, самодостаточное, что имеет в самом себе свою определенность, а не определяется внешними условиями. Поэтому шар казался им наиболее подходящим образцом для иллюстрации той реальности, из которой возникает, как основа самой себя, чужая движению и изменениям, вечная, ни от чего не зависима и непреходящая. В идеале шары видели образец совершенства бытия. Определение единого Парменид получает путем опровержения множественного, различий, дифференциации. Понимание единого, вместе с тем, имеет субстанціальний характер, что свидетельствует о непоследовательности, однако не чужды мысли о общую закономерность в природе, что вытекает из свойств мира как единого.

Сравнение картин мира, за Гераклітом и за Парменідом, ведет к искушению противопоставить их друг другу, а также назвать Парменида антидіалектиком: ведь парменідівське бытие неизменное, незыблемое и непротиворечивое. Существует даже мнение, что систему Парменида легко представить как реакцию на учение Гераклита о общие изменения и противоречия по сути. И, во-первых, Гераклит рассуждал о движении той же системы онтологізму (бытие Космоса и не зависит от человека, который пытается познать его); во-вторых, Гераклит интуитивно, а Парменид - сознательно ориентируются на рациональное познание человеком мира (логос у Гераклита пронизывает всю Вселенную, объективный логос в макрокосме и субъективный логос в душе человека, в микрокосме - это одно и то же; поэтому, идя за логосом, человек может познать мир - именно в «разумных понятиях, а не через чувства». О Парменида, наверное, не будет преувеличением сказать - это самый явный предшественник европейского рационализма (бытие постигается разумом); в-третьих, прислушаемся к Аристотеля и вслед за ним - до Секста Эмпирика: (Наверное, Парменид не был невежественным в диалектике, если Аристотель считал его ученика Зенона за родоначальника диалектики). В современных условиях Парменид представляется таким, каким его видел Платон: «Парменид всегда казался мне достойным уважения, и опасным, говоря словами Гомера: «В его речах заметна необычайная глубина. Я боюсь, что мы не понимаем его слов и еще меньше понимаем его мысли».

«Бытие есть, а небытия нет», - фактически он заложил основы онтологізму как понимаемого, выразительного образца философского мышления.