Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 1
ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФЫ
Сократ
(Бл. 469-399 гг. до н.э.)
«Я знаю, что я ничего не знаю»; «Познай самого себя»
Сократ, как и Гераклит, принадлежит к плеяде мыслителей, понять которых непросто. Его философия противоречива. И где не удивительно. Сократ никогда ничего не писал. Он разговаривал. С учениками, власть имущими, рядовыми гражданами. О его взглядах есть только свидетельства великих философов - Платона, Антисфена, Ariston, Евклид из Мегары, Аристотеля, которые увлекались Сократом, считали его одним из мудрейших людей мира. Сократ интересен не только своим учением, но и способом жизни. Мыслитель не стремился к активной общественной деятельности, вел жизнь философа, проводя время в философских беседах и спорах, обучая философии (в отличие от софистов плату за обучение не брал), не заботясь о материальном благосостояние свое и своей семьи (имя его жены Ксантиппа стало наименованием для сварливых женщин, вечно недовольных мужем). Сократ никогда не записывал ни своих мыслей, ни своих диалогов, считая, Что письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению, в письменах мысль умирает.
Жил Сократ бедно, одевался и питался плохо. Почти всегда он ходил босиком. Был невысокого роста, некрасивый, и все же к нему тянулись все, кто жаждал услышать мудрое слово. Сократ поучал. Сущность этого поучения заключается в наставлениях искусству жить на принципах рационального знания. Ошибочные поступки людей, учил Сократ, порождаются только незнанием и никто не бывает «злым» по доброй воле.
Как и Гераклит, Сократ органически не принимал демократии в том виде, в котором ее внедряли в Афинах. Его критические высказывания, направленные против демократического строя, вызвали негодование со стороны официальной власти. Сократа привлекли к суду, однако не обвинили в антидемократизм, а в вольнодумстве по староотчих богов. Ученики и друзья Сократа подготовили ему побег из тюрьмы. Однако, чтобы утвердить свою правоту, глубину убеждений, приверженность к собственно обоснованного принципа жить сообразно со справедливостью и в соответствии с требованиями совести, Сократ отказался от побега и принял яд.
Сократ обладал основательными знаниями. Он умел убеждать, находить дополнительные аргументы даже тогда, когда дискуссия набирала обороты неопределенности. Мастером «диалектики» (искусства вести дискуссию путем раскрытия противоречий) называли современники Сократа. Он был доброжелательным, часто ироничным и одновременно язвительным критиком своих оппонентов. Нередко его били, но он терпел, иронично и с улыбкой на устах объяснял свою терпимость: «Если бы меня ударил осел, стал бы я подавать иск в суд?»
Сократ уважительно относился к своим предшественникам, рассказывал о них своим ученикам, но общие принципы, предметность философствования видел не столько в вопросах о першоначала (или их количество), о возникновении и строении Космоса, сколько в учении о том, как надо жить человеку в мире и среди людей.
Основу основ жизни, по мнению Сократа, составляет знания. Без знаний человек в состоянии должным образом организовать это жизнь. Значит, надо добывать знания. Именно поэтому, по мнению философа, первым вопросом философии является вопрос о сущности знания. Этот вопрос решается путем определения понятий, конечное основание которых находится в самом человеке. Отсюда и тезис Сократа: «Познай самого себя». Философ был искренне убежден в том, что именно через самопознание, постижение своего внутреннего мира, потребностей и страстей можно отыскать решения, которые отнюдь не даст людям изучения Космоса или первоисточников.
Природа человека, особенно ее внутренний мир, согласно Сократу, является чрезвычайно противоречивой. Каждый масс свои особенности и достоинства. В то же время людям присущи определенные общие характеристики, мера которых, все же крюки, у каждого своя. На определение степени этих характеристик, по мнению Сократа, как раз и должны быть направлены философские усилия. Социальная философия Сократа приобрела ярко определенной нравственной направленности.
Среди ведущих этико - социальных основ общественной жизни Сократ выделяет такие качества человека, как мужество, благоразумие, дружба, упорство, справедливость и т.д. При этом философ не только констатирует содержание и направленность этих добродетелей, но и рассматривает их, во-первых, в органической взаимосвязи, во-вторых, через внутреннюю противоречивость, через переход этого качества в свою противоположность.
Третьей особенностью сократовского учения о этико - нравственные основы социального бытия является обоснование философом их рационалистической природы. Любая нравственная доминанта социального только тогда будет истинным, считал Сократ, когда она будет соответствовать той моральной сознания с ее критерием добра и зла, которая делает нас «блаженными» и «добрыми».
Установка на разум, знание, мудрость, как основы нравственности общественной жизни, - важное достояние социальной философии. Приоритет Сократа заключается не в том, что он заметил эти устои. Про ум и мудрость до него говорили и многие другие мыслители. Ценность философии Сократа заключается в другом: взаимосвязь ума, морали и поведения людей Сократ поднял до уровня ведущего принципа организации социальности. Позже к нему вернутся Вольтер и Ж.-Ж. Руссо. А еще позже - И. Кант. Учение Сократа о том, что «тот, кто знает, что такое добро, обязательно творит добро, а тот, кто совершает зло, - или не знает, что такое добро, или творит зло с целью окончательной победы добра», породило тенденцию этико - рационалистического объяснения реалий социальной жизни, его организации, функционирования и развития.
При поверхностном рассмотрении политической платформы Сократа может показаться, что философ враждебно относился к демократии, тяготевший к аристократизму. Более глубокое изучение взглядов мыслителя свидетельствует о другом: Сократ критиковал практически все формы правления - монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию. При этом его критика исходила из принципа справедливости. Все, что не соответствует справедливости, по мнению Сократа, должно быть изъято из общественной жизни. Справедливость же должна Основываться на разуме. В государственных делах, учил философ, надо быть чрезвычайно осторожным. Мнения большинства не всегда отвечают насущным потребностям практики. И наоборот - умная и рассудительная предложение одного может принести больше пользы, чем эмоционально напряженная требование толпы. Именно в этом Сократ усматривал преимущества «организованного общества» над «демократическим». И не более.
Много плодотворных идей выдвинул Сократ по бытовой организации общественной жизни. Он, в частности, подносил ценность человеческого труда, утверждая, что свобода реализуется не только тогда, когда человек только ест и спит, а главным образом благодаря труду, которая делает ее более здоровой и справедливой, разумной и самостоятельной. Философ подчеркивал необходимость добросовестного выполнения общественных обязанностей, обосновывал необходимость отбора людей к руководству государством, выявление их достоинств, воспитания. Как свидетельствуют исследователи. Сократ вошел в историю философской мысли как независимый, самостоятельный мыслитель, бескорыстный искатель истины на принципах морали и ума. Его поиски продолжили многочисленные ученики, объединившиеся в новые философские школы, которые получили название (сократических ), (мегарську), елідо-еритрійську, киренську, кінічну.
Сократ имел чрезвычайное влияние на античную и мировую философию.
Сократ, как и некоторые из софистов, исследовал проблему человека, рассматривая ее как существо моральное. Именно поэтому философия Сократа называется этическим антропологізмом. Суть философии однажды Сократ выразил так: «Я никак еще не могу, согласно дельфийского надписи, познать самого себя» (над храмом Аполлона в Дельфах начертано: познай самого себя), будучи уверенным в том, что мудрее других только потому, что ничего не знает. Его мудрость - нішо в сравнении с мудростью Бога - это девиз философских поисков Сократа. Есть все основания согласиться с Аристотелем относительно того, что «Сократ занимался вопросами нравственности, природу же не исследовал».
В философии Сократа уже не найдем натурфилософии, не найдем размышлений космоцентричного характера, а также концепции онтологізму в чистом виде, поскольку Сократ придерживается схемы, предложенной софистами: мера бытия и мера небытия кроется и в самом человеке. Будучи критиком (и даже врагом) софистов, Сократ считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но это не тождественно « истинам, которые у каждого - свои». Истина для всех одна. На достижение такой истины и направлен метод Сократа. который назван им «маєвтикою» (буквально: повивальне искусство) и является субъективной диалектикой - умение вести диалог так, что в результате движения мысли через противоречивые высказывания позиции суперечників сглаживаются, односторонность взглядов каждого из них преодолевается, получается истинное знание. Считая, что сам Сократ не обладает истиной, в процессе беседы, диалога помогал «родиться истине в душе собеседника». Но что значит знать? Красноречиво говорить о добродетели и быть в состоянии дать ей определение - не знать, что такое добродетель. Поэтому цель маєвтики - цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета, заключается в определении, выраженном в понятии. Сократ пер вый вывел знание на уровень понятия, то есть метод Сократа преследовал цель - достичь понятийного знания.
Сократ утверждал, что природа - выше в сравнении с человеком мир - непізнанна, а познать можно только душу человека и его дела. Познать самого себя это значит найти понятия нравственных качеств, общие для всех людей; уверенность в существовании объективной истины означает у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительная, а абсолютная. Сократ отождествлял счастье не с выгодой (как это делали софисты), а с добродетелью. Но творить добро можно лишь зная, в чем: только тот человек храбр (честная, справедливая и т.д.), которая знает, что такое храбрость (честность, справедливость и т.д.). Именно знание того, что такое добро и зло, делает людей добродетельными. Ведь зная, что хорошо и что плохо, человек не сможет совершить зло. Нравственность - следствие знания. Безнравственность - следствие незнания доброго. (Аристотель затем возражал Сократу: знать, что такое добро и зло, и уметь пользоваться знанием - не то же самое; моральная честность - следствие не знания, но воспитание ее привычки).
Следовательно, Сократ совершил радикальную переориентацию философии с изучения природы на изучение человека, его души и нравственного мира. Сократ размышлял над проблемой: «В чем природа и последняя реальность человека?», «Что есть сущность человека?». Ответ Сократ формулирует достаточно определенно: человек - это его душа, а пол душой масс на виду разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа - хозяйка и хозяйка тела, а также инстинктов, связанных с телом. Душа это господство рациональности над чувственной телесностью. Душа - это свобода. Из античных, так называемых сократический школ, наверное, наиболее известная школа киников.