Раздел 2. ПЕРЕВОЗКИ ТУРИСТОВ
АВИАЦИОННЫМ ТРАНСПОРТОМ
2.5. Правовое обеспечение перевозок
воздушным транспортом
В своей деятельности авиационный
транспорт использует воздушное пространство, которое до начала XX века считался
натуральным общедоступным природной средой. Парижской конвенцией 1919
года было провозглашено «полный и исключительный суверенитет воздушного пространства
каждого государства. Данное положение было закреплено в настоящее время действующим нормативным актом
международного воздушного права - Чикагзькою конвенцией о международной гражданской
авиацию, которая была принята в 1944 году. Конвенция положила начало Международной
организации гражданской авиации (ИКАО), являющаяся специализированным учреждением ООН и
которой поручены важные задачи регулирования международного воздушного сообщения.
Под эгидой этой организации были заключены важные конвенции в отношении
финансирование услуг помощи во время воздушных полетов (Токио, 1963 p.), борьбы против воздушного пиратства (Монреаль, 1971 p.), она предоставляет техническую помощь развивающимся странам.
Чикагзька конвенция провозглашает многочисленные нормы воздушного права (о регистрации
воздушных судов, режимы аэропортов, регулирование споров и т.п.), приняла несколько
правил о полетах над территориями государств-участников, различая регулярные и
нерегулярные (чартерные) полеты. Соглашения о транзите и о транспорте дополняют
Чикагзьку конвенцию, провозглашая так называемые «свободы воздуха», которых было
утверждены пять: первая свобода или право полета: право транзитного полета
над территорией иностранного государства без посадки; вторая свобода или право технической
посадки: право приземляться без коммерческой цели; третья свобода: право
привозить в иностранное государство пассажиров, груз и почту, взятые на борт в
государству регистрации воздушного судна; четвертая свобода: право увозить с
иностранного государства пассажиров, грузы и почту, которые летят в государство регистрации
воздушного судна; пятая свобода: право осуществлять транспортные и коммерческие
перелеты между государствами, в которых не зарегистрировано это воздушное судно.
Государства и авиакомпании стремятся
благодаря переговорам и международным организациям, в которых они участвуют,
отстаивать свои интересы. Государства соглашаются на выполнение той или иной
свободы, заключая двусторонние конвенции, которых насчитывается уже более 1200
[24, с. 294].
В международной регламентации
воздушных перевозок туристов и пассажиров наиболее значимую роль играют
Международная ассоциация воздушного транспорта и Международная организация гражданской
авиации.
Международная организация гражданской
авиации (International Civil Aviation Organization) - ICAO - одна
из первых и наиболее авторитетных мировых структур. Членами ИКАО являются 180 государств. ИСАО
работает в тесном контакте с другими международными организациями, такими, как United Nations Community / World
Meteorological Organization, International Union of Electrical Communications,
World Post Union, World Health Organization, International Sea Organization.
Основана в 1947 году и получила статус специализированного учреждения ООН в
1948 г. Основными целями ИКАО
есть:
- развитие принципов
и технических методов в области международной воздушной навигации;
- развитие
международного воздушного транспорта на принципах безопасности и надежности;
- содействие развитию
гражданского самолетостроения, воздушных трасс, аэропортов и навигационных средств.
Международная ассоциация воздушного транспорта
(International Association of Air Transportation) - IATA - создана
для координации действий мировых авиакомпаний, направленных на обеспечение безопасности
и повышение эффективности воздушных перевозок во всех регионах земного шара.
Основана в 1945 г. в Гаване. ИАТА является профессиональной ассоциацией авиационных
компаний, осуществляющих международные рейсы. Главная задача Ассоциации -
упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение
единых для всех членов правил и процедур, перевозок пассажиров, установления
согласованных тарифов на пассажирские перевозки на международных маршрутах.
Сегодня ИАТА выполняет следующие функции:
• Технические: согласование и
регулирование технических аспектов и требований при организации международных полетов,
результаты метеослужб, систем связи, организации питания и медицинского
обслуживание.
• Юридические: разработка
межправительственных соглашений, конвенций, генеральных условий перевозок, агентских соглашений и
других документов.
p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:18.1 pt'>• Координация общей политики
перевозок на правительственном уровне.
• Финансовый сервис: анализ
финансовой деятельности авиакомпаний по регулированию взаиморасчетов.
• Организация перевозок: согласование общих процедур
обслуживание
пассажиров и багажа.
• Агентская работа: аккредитация агентств по продаже
билетов, обучение специалистов.
• Информационные: издание
бюллетеней, правил авиаперевозок,
нормативной
документации.
Ассоциация выполняет консалтинговые
работы, подготовку и переподготовку как летного борт персонала и персонала
наземных служб, так и персонала транспортных и туристских агентств.
Туристские агентства участвуют в
деятельности IATA через ее специальное отделение - International Travel Agents Network (IATAN) Международную
организацию агентов авиакомпаний, а также через международные организации
гражданских аэропортов.
В рамках организации туристских
путешествий существует несколько форм взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:
• бронирование мест и выкуп
авиабилетов через агентства авиакомпаний;
• бронирование мест и выкуп
авиабилетов через системы бронирования;
• заключение договора
с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиалиниях;
• заключение
агентских соглашений по продаже авиабилетов для своих туристов;
• организация чартерных
авиарейсов под туристские перевозки.
Кроме регулирования собственно
международного авиационного сообщения в сферы деятельности ИА И вошли вопросы
регулирование бронирование услуг перевозчиков, включая системы автоматизированного
бронирование и методы взаимных расчетов между компаниями, в случаях, когда в
перевозке участвуют не один, а несколько перевозчиков.
Таким образом, в Ассоциацию входит не
только перевозчики, но и другие компании, в том числе и туристские агентства.
Регулирование авиационных перевозок в
внутреннем пространстве В страны осуществляется Воздушным Кодексом
Украины, который включает 17 разделов.
В первых главах: «Общие положения», «Авиационные
правила Украины», «Использование воздушного пространства Украины» рассмотрена сфера
действия Воздушного Кодекса, определены принципы государственного регулирования деятельности
гражданской авиации и порядок использования воздушного пространства Украины.
Раздел 4 - «Воздушные судна» предоставляет
существующую классификацию воздушных судов, определяет порядок их регистрации и
допуска к эксплуатации.
Разделы 5, 6 - посвященные требованиям
в отношении авиационного персонала и экипажа воздушного судна.
Раздел 7 - «Аэродромы и аэропорты» -
регламентирует вопросы строительства, реконструкции и эксплуатации аэродромов и
аэропортов, их сертификации.
В Разделе 8 - «Воздушные трассы и
местные воздушные линии» рассмотрены вопросы сертификации и допуска воздушных
трасс к эксплуатации.
Разделы 9, 10 - «Полеты воздушных
судов» и «Международные полеты воздушных судов» содержат вопросы допуска к
полета воздушного судна; подготовки экипажа; обеспечение полетов
воздушного судна; определяют требования к документации, находящейся на борту
самолета. Здесь рассмотрены также нормы и правила осуществления международных полетов,
перелета государственных границ.
Раздел 11 - «Воздушные перевозки»
установлены правила и нормативы выполнения воздушных перевозок, порядок
организации чартерных рейсов. В разделе рассмотрены также информационно-рекламное
обеспечение воздушных перевозок.
Раздел 12 - «Авиационные работы и
порядок их выполнения» дает характеристику авиационным работам, которые выполняются с
использованием полетов воздушных судов для различных целей.
Заключительные разделы Воздушного Кодекса
«Поисковые и аварийно-спасательные работы», «Расследование авиационных
событий» рассматривают вопросы, связанные со случаями, когда воздушное судно терпит
аварию. Устанавливается порядок расследования авиационного происшествия, обеспечение
безопасности полетов воздушных судов.
В Воздушном Кодексе Украины
предусматривается ответственность перевозчика перед пассажирами воздушного судна
и грузоотправителями в порядке, установленном законодательством, международными
договорам, а также договором воздушной перевозки пассажира, груза или
почты. Перевозчик, пассажир, грузополучатель и грузоотправитель несут
ответственность за нарушение таможенных, валютных, санитарных, карантинных и других
правил в соответствии с законодательством