Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 1

Тема. Государственный Гимн Украины. Язык - живая сокровищница истории народа

 

Цель: актуализировать знания детей о государственных символах Украины, углубить знания о языке как святыню украинского народа и важнейшее средство общения: воспитывать уважение к символам нашего государства, уважительное и бережное отношение к языку; побуждать детей к изучению языка; развивать индивидуальное речи каждого ученика.

Оборудование: плакаты «Гимн», «Герб», «Флаг Украины», аудио-запись Гимна, дневники читателя.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Учитель поздравляет учащихся с началом учебного года, выражает удовлетворение по поводу того, что все собрались в классе, хорошо отдохнули летом.

Мово рідна, слово рідне,

Кто вас забывает,

То в груди не сердце -

Только камень имеет.

(С. Воробкевич)

 

II. Знакомство с учебником «Родная речь» (М. С. Вашуленка, С. Т. Дубовик, О. И. Мельничайко, Л. В. Скуратовского)

1. Исследовательская работа (проводится с опорой на текст «Букваря»

«Из чего состоит книга»)

- О чем может рассказать переплет (форзац, титульный лист)?

- А для чего нужен смысл?

2. Работа с текстом Гимна

1) Беседа.

- Обратите внимание, что напечатано на странице 3.

- А что такое Гимн?

- Какие еще символы государства вы знаете?

- Обратите внимание на плакаты. Расскажите про Флаг и Герб Украины.

- Прочитайте фамилии авторов Гимна Украины.

2) Чтение Гимна учителем.

- Встретились ли вам слова, значение которых вы не понимаете?

- Попробуйте объяснить их значение путем подбора синонимов.

3) Повторение правил поведения во время прослушивания Гимна.

4) Слушание Гимна (аудио-запись).

- Какие чувства охватили вас?

 

III. Мотивация обучения

- Прочитайте фамилии авторов учебника. Какие из них вам хорошо знакомы? Где мы с ними встречались?

- Как вы считаете, почему такие серьезные ученые приложили усилия к заключению учебнике для 4 класса? О чем это может свидетельствовать?

- Давайте с вами продолжим изучать, познавать родной язык, обогащать свою речь.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Коллективное устное выполнение упражнения 2

- О каких видах речь идет?

- Чем отличается устная речь от письменной?

- Какие средства выразительности используются в речи?

- Подготовьте краткий пересказ текста.

(Выслушать нескольких учеников.)

2. Развитие речи (за упражнением 3)

- Прочитайте текст упражнения цепочкой.

- Найдите однокоренные слова, употребленные в тексте. (Язык - речь)

- Чем различаются эти слова? (Язык - это все слова, которые только существуют в языке; вещание - это наш личный запас слов, которым мы свободно владеем.)

- Какое понятие шире?

- Можно ли считать образованным и культурным человека, если запас ее слов ограничен?

- Поэтому давайте совершенствовать свою речь, и для этого выполним задание 3 (2).

3. Работа с «Дневниками читателя»

Дети, опираясь на собственные записи, рассказывают о прочитанных летом книгах, делятся впечатлениями, призывая товарищей к чтению.

4. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

V. Итог урока

- Что нового вы узнали сегодня?

- В чем разница между языком и речью?

- Почему язык называют живой сокровищницей истории народа?

 

VI. Домашнее задание

Упражнение 5.