Урок 1
Тема. Государственный Гимн Украины. Язык - живая сокровищница истории народа
Цель: актуализировать знания детей о государственных символах Украины, углубить знания о языке как святыню украинского народа и важнейшее средство общения: воспитывать уважение к символам нашего государства, уважительное и бережное отношение к языку; побуждать детей к изучению языка; развивать индивидуальное речи каждого ученика.
Оборудование: плакаты «Гимн», «Герб», «Флаг Украины», аудио-запись Гимна, дневники читателя.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
Учитель поздравляет учащихся с началом учебного года, выражает удовлетворение по поводу того, что все собрались в классе, хорошо отдохнули летом.
Мово рідна, слово рідне,
Кто вас забывает,
То в груди не сердце -
Только камень имеет.
(С. Воробкевич)
II. Знакомство с учебником «Родная речь» (М. С. Вашуленка, С. Т. Дубовик, О. И. Мельничайко, Л. В. Скуратовского)
1. Исследовательская работа (проводится с опорой на текст «Букваря»
«Из чего состоит книга»)
- О чем может рассказать переплет (форзац, титульный лист)?
- А для чего нужен смысл?
2. Работа с текстом Гимна
1) Беседа.
- Обратите внимание, что напечатано на странице 3.
- А что такое Гимн?
- Какие еще символы государства вы знаете?
- Обратите внимание на плакаты. Расскажите про Флаг и Герб Украины.
- Прочитайте фамилии авторов Гимна Украины.
2) Чтение Гимна учителем.
- Встретились ли вам слова, значение которых вы не понимаете?
- Попробуйте объяснить их значение путем подбора синонимов.
3) Повторение правил поведения во время прослушивания Гимна.
4) Слушание Гимна (аудио-запись).
- Какие чувства охватили вас?
III. Мотивация обучения
- Прочитайте фамилии авторов учебника. Какие из них вам хорошо знакомы? Где мы с ними встречались?
- Как вы считаете, почему такие серьезные ученые приложили усилия к заключению учебнике для 4 класса? О чем это может свидетельствовать?
- Давайте с вами продолжим изучать, познавать родной язык, обогащать свою речь.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Коллективное устное выполнение упражнения 2
- О каких видах речь идет?
- Чем отличается устная речь от письменной?
- Какие средства выразительности используются в речи?
- Подготовьте краткий пересказ текста.
(Выслушать нескольких учеников.)
2. Развитие речи (за упражнением 3)
- Прочитайте текст упражнения цепочкой.
- Найдите однокоренные слова, употребленные в тексте. (Язык - речь)
- Чем различаются эти слова? (Язык - это все слова, которые только существуют в языке; вещание - это наш личный запас слов, которым мы свободно владеем.)
- Какое понятие шире?
- Можно ли считать образованным и культурным человека, если запас ее слов ограничен?
- Поэтому давайте совершенствовать свою речь, и для этого выполним задание 3 (2).
3. Работа с «Дневниками читателя»
Дети, опираясь на собственные записи, рассказывают о прочитанных летом книгах, делятся впечатлениями, призывая товарищей к чтению.
4. Инструктаж по выполнению домашнего задания
V. Итог урока
- Что нового вы узнали сегодня?
- В чем разница между языком и речью?
- Почему язык называют живой сокровищницей истории народа?
VI. Домашнее задание
Упражнение 5.