ВСТУПЛЕНИЕ
УРОК 1
ТЕМА. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ
Цель урока: учебная - вместе с учениками определить три главные
особенности любой системы; типы систем, существующих в природе;
развивающая - учить
детей метода сравнения, то есть поиска подобных и отличительных признаков на примере
сравнение природных и искусственных систем, одноклеточных и многоклеточных живых
организмов; воспитательная - научить школьников
бережного отношения к окружающей природе как к уязвимой системы.
Основные понятия: система, естественная и
искусственная системы, клетка, одноклеточные и многоклеточные существа, ядро, оболочка,
цитоплазма, функция, орган, ткань.
Методы урока: словесный, наглядный,
сравнительный.
Оборудование: учебник.
Тип урока: усвоение новых знаний и умений.
Межпредметные связи: физика (7 класс), биология (7 класс), природоведение (5 класс).
Структура урока
И. Сообщение темы, цели и задач
урока
II. Актуализация опорных знаний
учащихся, их предшествующего опыта
III. Изложение
основного материала
1. Что такое система.
2. Три характерные признаки любой
системы.
3. Естественные и искусственные системы.
4. Что такое клетка и ее строение.
5. Одноклеточные и многоклеточные
существа.
IV. Подведение
итогов урока
V. Домашнее задание
Ход урока
И. СООБЩЕНИЕ
ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
После знакомства с классом сообщить
тему, цели и задачи урока.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ,
ИХ ПОПЕРЕДНЬОГО
ОПЫТА
- Слово учителя
В пятом классе вы ознакомились с
Солнечной системой.
- Вопрос к ученикам
- Какие тела входят в состав Солнечной
системы? (В состав Солнечной системы входят единственная звезда - Солнце, планеты и
их спутники, астероиды и малые небесные тела: метеориты, метеоры и кометы.)
- Какое тело является центром Солнечной
системы? (Солнце.)
- Почему Солнце является главным телом этой
системы? (Потому что оно удерживает вокруг себя планеты и их спутники. Планеты,
вращаясь вокруг Солнца, получают от него тепло и свет.)
- Что произойдет в случае исчезновения с
системы Солнца? (Система распадется, поскольку исчезнет центр, который удерживает вместе
планеты и их спутники.)
- Задания в рабочей тетради
III. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
1. Что такое система
Система (от греч. systema - целое, составленное из частей) - это
сумма отдельных частей, связанных общим применением или действием.
Систематизировать - однокоренное слово - устанавливать определенную последовательность,
располагать в определенном порядке.
- Беседа
- Всем известный велосипед. Из которых
частей он состоит? (Велосипед состоит из рамы, колес, руля, цепи,
зубчатого колеса, седла и т.д.)
- Для чего нужен велосипед? (Для
поездок на нем одного человека и перевозки небольших грузов.)
- Что произойдет с велосипедом, если
одну из его частей удалить или если она сломается? (Велосипед станет
непригоден для использования.)
2. Три характерные признаки любой
системы
Опираясь на пример велосипеда,
назовем три главные характерные признаки любой системы:
1) любая система состоит из
отдельных частей;
2) эти части взаимодействуют между собой,
результатом их взаимодействия является определенный результат;
3) в случае поломки или удаление
одной из частей системы вся система выходит из строя.
Не следует путать с системой
произвольный набор каких-то предметов, находящихся рядом, например, вещи ученика в
его школьном ранце. Учебники и тетради, дневник, ручка, карандаши, бесспорно,
нужны для обучения. Но если ученик забыл дома тетрадь с какого-нибудь
предмета, то другие вещи в его ранце продолжают выполнять свою задачу,
несмотря на отсутствие тетради, и у школьника все равно есть шанс получить хорошие
оценки.
3. Природные и
искусственные системы
По своему происхождению системы бывают
природные или искусственные, то есть созданные человеком. Например: растения, животные
относятся к природных систем, как Интернет, сотовая связь, коммунальные
службы - до искусственных.
- Задания в рабочей тетради
- Беседа
- Является системой человек? (Так, человек
- это естественная система.)
- Почему? (Потому что на человека
распространяются все три признака любой системы: человек состоит из отдельных
частей, или органов, они связаны между собой и при потере (например, в
результате травмы или операции) какого-то одного органа человек не имеет способности
выполнять свои функции, а при потере жизненно важных органов даже погибает.)
- Задачи
Учитель диктует примеры, а ученики
должны распределить эти примеры по трем группам - природные системы, искусственные
системы, не системы.
Примеры: персональный компьютер,
автомобиль, курица, пальма, мочалка, собака, меловая палочка, стиральная машина,
конфета, электрическая лампа.
Природные системы: курица, пальма,
собака.
Искусственные системы: персональный
компьютер, автомобиль, стиральная машина, электрическая лампа.
Не системы: мочалка, конфета,
меловая палочка.
- Вопрос к ученикам
- Как иначе называют тела живой
природы? (Существами или организмами.)
- Задания в рабочей тетради
4. Что такое
клетка и ее строение
Тело любого живого существа
состоит из клеток. Обычно, клетки настолько малы, что их можно увидеть только
с помощью микроскопа. Однако есть растения и животные с довольно крупными клетками.
Например, волокна льна, что представляют собой одну клетку, имеют длину около
4 см, крапивы - около 8 см. Мякоть плодов арбуза, апельсина и других
цитрусовых также состоит из крупных клеток, длина которых достигает нескольких
миллиметров. их можно увидеть даже невооруженным глазом.
Любая живая клетка является маленькой
системой, поскольку соответствует трем характерным признакам системы. Во-первых,
любая клетка получает и перерабатывает питательные вещества, удаляет ненужные
продукты переработки, растет и размножается, реагирует на внешние раздражители, т.е.
выполняет свои функции.
Во-вторых, любая клетка
состоит из трех основных частей - оболочки, цитоплазмы и ядра. Внешняя
оболочка играет защитную роль, благодаря ей клетка сохраняет целостность, т.е.
форму. Оболочка клетки пронизана многочисленными порами - ячейками. Цитоплазма
содержит органические и неорганические вещества. Она бесцветная и постоянно движется в
внутри клетки, а также соединяется с цитоплазмой других клеток через поры. Ядро
- это своего рода мозговой центр клетки. Оно отвечает за все процессы,
происходящие в клетке, и, в первую очередь, за передачу наследственных признаков от
родителей потомству. В случае разрушения ядра клетка погибает.
В-третьих, при отсутствии одного из
составляющих клетки она погибает (как при потере ядра), или прекращает выполнять
свои функции.
- Вопрос к ученикам
- Как называются мелкие частицы,
из которых состоят все компоненты клетки (ядро, цитоплазма, оболочка)?
(Молекулы, а частицы, из которых состоят молекулы - атомы.)
5. Одноклеточные
и многоклеточные организмы
Число клеток в каждом живом
организме чрезвычайно велико: например, только в одном листе дерева
содержится более 100 миллионов клеток! Тем временем, живых организмов, которые
состоят из одной клетки, в природе совсем немного. Такие организмы
называют одноклеточными.
Например, тело зеленой водоросли
хламідомонади - это только одна клетка, которая представляет собой целый организм. В ней
происходят все процессы жизнедеятельности, что является признаками живого организма:
питания, дыхания и т.д. Амеба обыкновенная - пример одноклеточного животного
организма.
Однако большинство существ на Земле -
многоклеточные. Похожи по строению клетки, выполняющие в организме растения или
животные одинаковые функции, называют тканью. То, с чем не может справиться
одна-единственная клетка, успешно выполнит группа одинаковых клеток - ткань.
Например, у всех животных и растений являются покровные ткани, которые защищают организм
от воздействия внешней среды. Мышечные ткани животных и человека обеспечивают
движение всего тела в пространстве или отдельных его частей. Функцию опоры у растений
выполняет механическая ткань.
Ткани формируют органы - составные
части живого организма. Каждый орган состоит из одной или нескольких групп
тканей и выполняет одну важную функцию.
- Беседа
- Какую функцию или задачу выполняет
такой орган, как легкие? (Обеспечивает дыхание.)
- А желудок? (Переваривает пищу.)
Растение как система состоит из
отдельных частей - органов. Каждый орган состоит из группы одинаковых клеток -
тканей. Каждая ткань состоит из клеток.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Система - это единое целое, что
состоит из отдельных частей. Системой может быть и одноклеточное существо, и
большой космический корабль. Различают естественные и искусственные системы.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дать ответы на вопросы после
текста и параграфа.