Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ВСТУПЛЕНИЕ

 

УРОК 2

ТЕМА. СТРОЕНИЕ, ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ СВЯЗИ СИСТЕМ. ЭКОСИСТЕМА

 

Цель урока: учебная - определить вместе с учениками особенности и причины возникновения внешних и внутренних связей каждой системы, а также специфические черты такой особой группы систем, как экосистема; развивающая - подвести школьников к мысли о том, что все территории, отдельные живые организмы и вся планета Земля в целом - это системы и что грубое вмешательство в их работу приводит к гибели этих систем; воспитательная - прививать школьникам бережное отношение к природе как к уязвимой системы.

Основные понятия: внутренние связи систем, внешние связи систем, экосистема.

Методы урока: словесный, сравнительный.

Оборудование: учебник.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Межпредметные связи: физика (7 класс), биология (7 класс), природоведение (5 класс).

Структура урока

И. Проверка домашнего задания

II. Сообщение темы, цели и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся, их предварительного опыта

IV. Изложение основного материала

1. Что такое внутренние связи системы, их примеры.

2. Что такое внешние связи системы, их примеры.

3. Формирование навыков распознавание внутренних и внешних связей систем.

4. Что такое экосистема.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

 

Ход урока

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Вопрос к ученикам

1. Что такое система? Какие три признака являются характерными для любой системы?

Дополнительный вопрос: Что произойдет с системой, если одну из ее частей удалить или испортить?

2. На какие два вида делятся все системы? Приведите примеры систем каждого вида.

Дополнительный вопрос: является системой человек? Так или нет? Почему?

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДЫДУЩЕГО ОПЫТА

 

Системы

Природные

Искусственные

отдельные органы

(органические вещества)

Отдельные детали

(неорганические вещества)

3 молекул

3 атомов

 

- Задания в рабочей тетради

IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Что такое внутренние связи системы, их примеры

Рассмотрим третий уровень нашей схемы. Каждая деталь в системе имеет свое задание.

- Беседа

- Какую деталь называют «сердцем» системы автомобиля или электроприбора? (Мотор или двигатель.)

- Какова функция этой составляющей части системы? (Предоставлять движения другим деталям - вращать колеса, если это автомобиль; опускать и поднимать иглу, если это швейная машина, и т.д.)

- Какова функция или кнопок руля управления? (Направлять движение системы в нужном направлении.)

- Каковы функции других деталей (колес, иглы, ножа в мясорубке и т.д.)? (Выполнять главную работу, ради которой эта система создана для колес - движение по дороге путем перекатывания, игла соединяет нити, а нити объединяют отдельные выкройки в будущее изделие, чем в мясорубке режет мясо и т.д.)

- Внутренние связи - это взаимосвязи между отдельными частями системы. их очень хорошо видно, когда система начинает работать и выполнять свою функцию.

2. Что такое внешние связи системы, их примеры

- Может ли система выполнять свое задачи без связи с внешним миром: может ли автомобиль двигаться, не получая топлива, компьютер работать, не получив программу от пользователя или сигналов с клавиатуры, животные и растения - не питаясь и не получая воду и воздух и т.д? (Нет, это невозможно.)

- Что получают извне искусственные системы для своей работы? (Топливо, электроэнергию, команды от пользователя.)

- Что получают извне природные системы (например, животные и растения)? (Воду, воздух, пищу, свет и тепло.)

Внешние связи системы - это связь системы с окружающим миром и другими системами.

- Задания в рабочей тетради

3. Формирование навыков распознавания внутренних и внешних связей систем

- Задачи

Учитель читает примеры ситуаций, а ученики должны записать эти примеры в два столбика: слева - примеры внутренних связей систем, а справа - внешних.

Примеры: человек загорает, лев переваривает пищу, кролик ощипывает траву, в компьютер вставили диск, мамочки что-то снится, компьютер делает расчеты, у ребенка болит живот, в стиральную машину засыпали порошок, холодильник потребляет электроэнергию, в пруду появились мальки.

 

Внутренние:

Внешние:

- лев переваривает пищу;

- мамочки снятся сны;

- компьютер делает расчеты;

- у ребенка болит живот;

- в пруду появились мальки

- человек загорает;

- в компьютер вставили диск;

- кролик ощипывает траву;

- в стиральную машину засыпали порошок;

- холодильник потребляет электроэнергию

 

4. Что такое экосистема

Кроме животных и растений, в природе существуют большие системы, которые занимают большие и очень большие территории: лес, луг, озеро, степь, сад, поле, ставок. их называют экосистемами (от греч. oikos - жилище, среда). Составляющими такой системы-территории есть разные живые существа (растения и животные) и вещества неживой природы, которые необходимы животным и растениям для нормального существования.

- Задания в рабочей тетради

- Вопрос к ученикам

Вещества неживой природы необходимые для нормального существования растений и животных? (Воздух, вода, почва, горные породы.)

Все существа в экосистеме приспособились к совместному проживанию и образуют единое целое с этой территорией или средой обитания. Если удалить один из составляющих экосистемы - она погибнет или изменится.

- Вопрос к ученикам

- Что произойдет с растительным и животным миром ставка, если в нем исчезнет вода? (Те виды растений и животных, которые приспособлены только к водной среды (водоросли, рыбы), погибнут, и на месте пруда образуется другая экосистема, например болото.)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Примерами систем могут быть большие территории суши или водоема, в пределах которых растения и животные приспособились до совместного проживания - экосистемы.

В любой системе существуют внутренние связи между составляющими системы и внешние - с окружающим миром.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дать ответы на вопросы после текста параграфа.