Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Панславізм (от греч. pan - все и "славяне" - общее название целого ряда восточноевропейских народов) - теория всеславянской единства в той или иной форме и соответствующий политическое движение. П. формировался как естественное следствие борьбы славянских народов за освобождение от турецкого и австро-венгерского господства. Первым сознательным представителем П. был ученый хорватского происхождения Ю. Крижанич, который некоторое время жил на территории России во второй половине XVII ст. Однако как самостоятельное направление общественно-политической мысли П. оформился на рубеже XVIII - XIX вв. в западнославянских областях, находившихся под властью Австрийской и Османской империй: Чехии, Хорватии, Сербии, а также России.

Теория П. не имела стойкого и завершенного вида, отдельные ее представители на первый план выдвигали различные ее аспекты и часто противоречили друг другу в своих политических постулатах. В зависимости от эпохи и народа, которые выдвигали идеи П., он вступил в своеобразных оттенков и направления: славянской взаимности и культурной общности; федерации или конфедерации славянских народов, что предлагались отдельными деятелями украинского, чешского и польского освободительного движений; монархической федерации под эгидой царской России; противопоставление славянских народов всем остальным, которое отстаивали М. Костомаров и другие идеологи П. в России. В первой четверти XIX в. в России появляются и панславістські проекты, которые имели ярко выраженный революционно-демократический характер и ориентацию на создание широкой по составу участников конфедерации славянских народов на основе ликвидации монархических систем правления и установление либерально-демократических политических режимов во всех странах - участницах. В частности, декабристське Общество соединенных славян (1823 г.) как основную политическую цель задекларировало революционное освобождение всех славянских народов и объединения их в единую демократическую республиканскую федерацию. Предполагалось, что в ее состав войдут Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия с Трансильванией, Сербия, Молдавия, Валахия, Болгария, Далмация и Кроация (венгров и румын представители Общества считали ответвлением славянства). Каждый из объединенных в федерацию славянских народов имел бы собственный конституционный строй, особую форму демократического правления, которая отвечала бы национальным традициям, местным условиям и традициям собственного законодательства.

Идеи тесного политического сотрудничества и сближения славянских народов выдвигались и представителями чешского национального движения в первой половине XIX в. - Я. Колларом, П. Шафариком, И. Добровським. Их исповедовали и представители так называемого иллирийского движения - просветители хорват Л. Гай, сербы и черногорцы. В последних эти идеи имели явно русофильский характер. В то же время эти течения отражали процесс национального пробуждения западных и южных славян и стремление их культурных элит к достижению независимости и были производными становления национальных мировоззренческих основ.

В России эти стремления воспринимались отдельными консервативными мыслителями и политическими деятелями, что последовали подходы М. Карамзина и серьезно рассматривали объединение всех славянских народов под руководством Российской империи и создания "общеславянского царства". В 30-х годах XIX в. идеи П. были взяты на вооружение российским императорским двором и консервативной общественно-политической мыслью. В Российской империи сложилось представление о ее естественной ответственности и покровительства всем славянам. Это серьезно повлияло на формирование российской внешней политики и повлекло вовлечение России в ряд военных конфликтов с Турцией и другими европейскими государствами. Идеи П. были весьма популярными среди российской интеллигенции, которая предоставила им либерально-демократический оттенок, а также развивались поздними славянофилами. Это было связано с тем, что в освободительной борьбе против турецкого и австро-венгерского господства славянские народы рассчитывали на помощь и поддержку российского народа. Отдельные либеральные и реакционные деятели России объясняли это тем, что, освободившись от гнета Турции и Австро-Венгрии, славянские народы должны объединиться под патронатом российского самодержавия. П. в России как идеология сложился в связи с поражением в Крымской войне 1853 - 1856 гг. и под влиянием подавления Польского восстания 1863 - 1866 гг. Ответная реакция российского дворянства на эти события оказалась во взглядах М. Данилевского, В. Ламанського, М. Страховая, А. Кошелева и других общественных деятелей, которые стали идеологами П. в России в этот период. Они считали, что объединение славянских народов под эгидой царской России должно привести к их русификации, способствовать повышению роли русского языка в сфере культуры и политики. Теоретические утверждение о самобытности исторического развития славянства служили основой для политических выводов о необходимости союза славянских народов во главе с Россией, но без Польши, которая через определенные исторические обстоятельства якобы утратила славянский характер и принадлежит к Западу.

Польские же идеологи П. выдвигали идею славянских соединенных штатов без России, под руководством Польши. В целом представители П. решали вопрос об освобождение и объединение славян с националистических позиций, развивали идеи активной поддержке освободительной борьбы южнославянских народов вплоть до захвата Константинополя. В то же время П. был скомпрометирован подавлением Россией польских восстаний 1831 и 1863 г., отменой автономии Царства Польского в составе империи, а также участием царизма в подавлении революций 1848 - 1849 гг. в Центральной и Восточной Европе. В этих условиях, когда России царизм подавлял революционное движение и играл роль "жандарма Европы", панславизма в основном предоставлялся реакционное содержание.

Поэтому оставаясь длительный период в сфере идеологических постулатов, П. лишь со временем приобрел несколько более определенного политического характера. Это нашло свое отражение в создании "Славянской унии" в Венском рейхсраті (1908 г.), "Балканского союза", в который вошли и не славяне, а также в соответствующих стремлениях славянофилов и кадетов, определенной части бюрократических и военных кругов царской России к распространению П. На территории России неоднократно осуществлялись мероприятия по популяризации идей П. - это славянские съезды и т.д.

Наибольшее политическое влияние П. в России имел в 60 - 70-х годах XIX ст., особенно во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., когда он подталкивал царское правительство к более активным внешнеполитическим действиям. Некоторое оживление П. имел накануне и во время Первой мировой войны 1914 - 1918 гг. как ответная реакция на усиление германской экспансии и деятельности Пангерманського союза. Одновременно П. на рубеже ХІХ - ХХ вв., его панславістські проекты явно были оторванными от реальности. П. как политическое течение потерпел поражение и сошел с исторической сцены. Рецидивы его проявлений ощутимы на континенте в последние десять - пятнадцать лет как результат движущих изменений 90-х годов XX в. и последующих трансформационных преобразований во всех славянских народов. Однако идеи П. потерпели крах при столкновении с реалиями распада всех федераций славянских народов - СССР, Чехословакии, Югославии, существовавших в конце XX в. Ныне П. в основном отстаивает поддержку культурных и других связей между славянскими народами и государствами. В частности, в России, других славянских ныне независимых государствах периодически проводятся культурные и политические мероприятия, направленные на популяризацию идей культурно-духовного единства славянского мира.

Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / За ред. Ю. С. Шемшученко, В. Б. Бабкина. - К., 1997; Политическая энциклопедия. - М., 2003;

Шафарик П. Славянские древности. - М., 1848; Аксаков И. С. Славянский вопрос. - М., 1 886; Данилевский Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому. - СПб., 1996.

А. Кудряченко