Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Панисламизм - религиозно-политическая идеология и практика, в основу которой положена концепция единства мусульман планеты и необходимости их сплочения в едином исламском государстве. Идеи IL, выдвинутые в 70-х годах XIX в. турецким просветителем Н. Кемалем, получили дальнейшее развитие в трудах исламского реформатора Джамала ад-дина аль-Афгани. Другие сторонники П. последовательно выступали за создание единого мусульманского государства, которая противостояла бы западным державам. Лозунги П. способствовали успешной борьбе против колониализма, активизации национально-освободительного движения народов Индии, Индонезии, Судана и других стран. Победа Октябрьской революции (1917 г.) в России стимулировало практику использования идей П. для "борьбы против коммунистической экспансии". В свою очередь, лозунги борьбы против П. стали своеобразным поводом - оправданием крупномасштабных репрессий сталинского режима против мусульманских религиозных деятелей, руководящих кадров и интеллигенции всех республик СССР. После окончания Второй мировой войны лозунги П. было использовано в ходе попыток создать ряд военно-политических блоков мусульманских стран, отвечающих интересам колониальных держав. После краха колониальной системы на основе идей П. создается более умеренная и гибкая концепция единения мусульман мира - концепция исламистской солидарности. Она содержит как идеи общественно-политической интеграции мусульман, так и идеи исламизма мусульманского общества. Движение исламской солидарности, охвативший большинство стран мусульманского мира, одной из своих задач видит поддержку богатыми государствами бедных стран. Поскольку лидером движения является Организация "Исламская конференция" (ОИК), то большое количество уставных целей и задачи этой организации стали своеобразными целями - лозунгами движения. Среди них такие: координация действий мусульманских государств в международных организациях и защиту достоинства, независимости и национальных прав всех мусульманских народов. Созданные под эгидой ОИК многочисленные международные мусульманские банковские, научно-технические, исследовательские, образовательные, информационные учреждения способствуют реализации задач движения исламской солидарности. Участниками движения разработаны проекты формирования исламского общего рынка и организации объединенных исламских наций со своим советом безопасности. На сегодня панісламістські движения не делают акцент на создании исламского халифата, речь идет прежде всего о единении мусульман в отношении Запада (прежде всего США) и Израиля. Исламистские движения на сегодня появляются как реакция социальных групп, разочарованных провалами "светского национализма" или напряжением, что ее вызвала политика модернизации. Основными идеологическими и пропагандистскими центрами движения исламской солидарности является Всемирная исламская лига (со штаб-квартирой в Мекке) и Всемирный исламский конгресс (со штаб-квартирой в Карачи). В их средствах массовой информации есть немало публикаций, развивающих идеи "единой исламской нации", "единого исламского государства", "исламского халифата", "Соединенных штатов ислама" и др. их авторы будущее мусульманского общества видят в едином исламском государстве или в конфедерации мусульманских стран. Надежными шагами на пути к этой цели рассматривают начатые в последние два десятилетия меры для укрепления позиций ислама в разных странах мира, такие, как введение мусульманских законов в Пакистане, Иране, Афганистане, подготовка к проведению аналогичных мероприятий в ряде других стран, вхождение в ОИК молодых государств Центральной Азии, а также Азербайджана, развертывание строительства исламских центров, мечетей, мусульманских учебных заведений в странах Азии, Африки, Европы и Америки, бурное возрождение ислама в России. Наряду с центростремительными тенденциями в исламском мире существует и ряд факторов, препятствующих исламской консолидации (например, наличие в исламе различных конфликтующих между собой направлений, прежде всего суннизма и шиизма). Острой проблемой на пути исламского единения является династические, межгосударственные, этнические и кланово-племенные противоречия, а также проблемы "разделенных народов" (Курдистан, Белуджистан, конфликты между Ираком и Ираном, Иорданией, Кувейтом, Сирией, между Турцией и Сирией, Ливией, Саудовской Аравией и Алжиром, Суданом и др.).

Левин С. Ы. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте. - М., 1972; Степанянц М. Т. Ислам в философской и общественно-политической жизни. - М., 2001; Политологическая энциклопедия. - М., 2003.

А. Кудряченко