Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Палавер (англ. palaver) - термин, который в англоязычных словарях имеет несколько значений: суета, бесполезные разговоры, а также длительная совещание или бесконечная языковая дискуссия в африканских племенах при решении насущных вопросов, переговоры между африканцами (любыми туземца ми) и купцами. О. Гьофе обратил внимание на то, что на немецком языке слово "палавер" переводится как "бесконечная болтовня". Такое толкование феномена П. по А. Гьофе содержит в себе європоцентристське его понимание, которое не видит в палавері целесообразности, ибо он, мол, не выдвигает на первое место принятия решения. Тогда как западноевропейский подход в политике всегда на передний край выдвигает проблему срочного принятия решения. Поэтому для принятия решений в короткое время в парламентах создается большинство. При этом не обращается внимание на то, что "большинство" может принимать решения впопыхах, без должного их обоснования. Именно європоцентристський подход ориентирован на победу, а не на разумный консенсус.

В современной политико-правовой литературе (В. Гьофе, Бы. Буго и другие) П. рассматривается как форма народного собрания, что имеет тысячелетнюю традицию в Африке. П. - это форма демократии, но не в ее европейском понимании, где царит большинство над меньшинством. П. предполагает достижение общего консенсуса, он является консенсуальною демократией. Поэтому П. не предусматривает регламент для выступающих и ограничения участников. Все равны и имеют возможность принимать участие в обсуждении до тех пор, пока не будет достигнуто согласия всех.

В Африке П. созывается в экзистенциально важных ситуациях, например, когда возникла угроза существованию сообщества - внезапная смерть вождя, разбойное нападение или природная катастрофа. Он может созываться и по каким-то чисто моральных вопросов (пренебрежения одного из членов сообщества и т.п.).

О. Гьофе считает, что П. как консенсуальне правления имел место и в древней Исландии, нечто подобное было в германских народных собраниях - динг или тинг (Ding bzw. Thing). Разновидностью П. у славянских народов было, скорее всего, народное вече и казацкие рады. Правда, М. Грушевский и другие авторы считали довольно-таки условным применение термина "демократия" относительно правовых процессов в Украине периода Киевской Руси. Несколько иная ситуация сложилась по казацко-гетманской эпохи. Исследователи этого периода отмечают демократизм казацкого сообщества. В войске Запорожском Низовом не было феодальной собственности на землю, все органы управления были выборными и их деятельность контролировала Сечевая рада (кругом), принятие решений осуществлялось не большинством, а по общему согласию. Эти приметы управления казацко-гетманской эпохи созвучны П. Но, видимо, исследователи проблем истории демократии в Украине не знали термина П. и поэтому им не пользовались. Вместо него они (Н. Яковенко) ведут речь о эхо на Сечи "архаичных норм и традиций", управления "древним военным обычаем, словесным правом и здравым смыслом" и т.д. В то же время надо отметить, что на Сечи оппонентов могли ликвидировать физически, запрещался допуск женщин к местам пребывания казачьего коллектива, поэтому казацкая демократия напоминала "модель архаичных корпоративных союзов и мужских воинских братств, связанных взаимной клятвой" (Н. Яковенко).

Идея П. безусловно касается функционирования традиционного общества. В индустриальном обществе с его урбанизированной культурой, формами общения, которые становятся все более опосредованными, П. как форма демократии может иметь смысл, скорее всего, в двух проявлениях: 1) на уровне местного самоуправления; 2) как право меньшинства и как построение общественных процессов на принципах "солидарности интересов" (И. Франко).

New webster's Dictionary and Thesaurus of the English language. - USA, 1993; The Concise Oxford Dictionary of Current. - Oxford, 1995; Гьофе Отфрид. Разум и право. - К., 2003; Видо В. Gibt es eine spezifisch afrikanische Ethik? Eine Anfrage an westliches. Denken // Stimmen der Zeit. - 1989. - № 114; Грушевский М. История Украины-Руси: В 11 т., 12 кн. - К., 1993. - Т. 3. До года 1340; Яковенко Н. М. Очерк истории Украины с древнейших времен до конца XVIII века. - К., 1997; Основы демократии. - К., 2002.

Н. Рыжко