Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История Украины
Новейшая история Украины (1939 г. - наши дни)

Украина в годы независимости

Внешняя политика

После провозглашения Акта о государственной независимости Украина впервые стала равноправным субъектом международных отношений. 5 декабря 1991 г. после Всеукраинского референдума Верховная Рада обратилась с Заявлением к парламентам и народам мира, в котором отмечалось, что Украина в соответствии с целями и принципами ООН направлять свою внешнюю политику на укрепление мира и безопасности в мире, придерживаясь принципов международного права. Чрезвычайно важным вопросом было признание Украины государствами мирового сообщества. Первыми 2 декабря 1991 г. независимость Украины признали Польша и Канада, 3 декабря - Венгрия, 4 декабря - Латвия и Литва, 5 декабря - Аргентина, Болгария, Боливия, Россия, Хорватия; в течение месяца Украину признали 57 стран, а к концу года - 132 страны. На сегодня независимость Украины признали практически все страны мира.
Основные принципы внешней политики Украины определены в Декларации о государственном суверенитете Украины (1990 г.), в нормативно-правовом акте Верховной Рады «Основные направления внешней политики Украины» (1993 г.), в Конституции Украины (1996 г.):
• невмешательство во внутренние дела других государств, взаимовыгодное, равноправное сотрудничество с ними;
• отказ от участия в военных блоках;
• участие в процессе ядерного разоружения (летом 1996 г. Украина стала безъядерным государством);
• признание приоритета международного права;
• признание существующих в мире границ.
После провозглашения незалежностіУкраїна активизировала свою внешнеполитическую деятельность в международных организациях: ЮНЕСКО, МАГАТЭ, МОТ, Всемирной организации здравоохранения, Союзе электросвязи. Украина имеет пять постоянных представительств в международных организациях, является членом более 40 международных и межправительственных организаций. Министр иностранных дел Украины Геннадий Удовенко был Председателем Генеральной Ассамблеи ООН. В 2000-2001 гг. Украина выполняла функции непостоянного члена Совета Безопасности ООН. В марте 2001 г. Украина председательствовала на заседаниях Совета Безопасности ООН.
9 ноября 1995 г. Украина стала членом Совета Европы и связывает с участием в работе этой организации дальнейшую интеграцию в Европу. Участие делегации Украины в заседаниях Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) призвана способствовать укреплению демократии и правопорядка в Украине. В конце января 2001 г. в ПАСЕ состоялись слушания о свободе слова в Украине.
Сотрудничество Украины с Организацией европейской безопасности и сотрудничества позволило нашей стране получить гарантии безопасности, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности со стороны России, США, Великобритании.
Летом 1997 г. в Мадриде Украина подписала Хартию об особом партнерстве с Организацией Североатлантического Договора (НАТО).
Как страна-соучредитель Совета Евроатлантического партнерства и активный участник программы «Партнерство ради мира» Украина углубляет практическое сотрудничество с НАТО (проведение совместных операций и учений под эгидой Совета Безопасности ООН). Украина и страны НАТО проводят регулярные консультации по вопросам региональной безопасности, предотвращения конфликтов, получения военного образования.
Важным направлением внешнеполитической активности Украины является налаживание отношений с Российской Федерацией. Принципиальные различия между Украиной и Россией кроются в различных подходах к Содружеству Независимых Государств (СНГ) и к расширению НАТО на восток.
Украина выступает против превращения СНГ в надгосударственные структуры со своими органами власти и управления. Украина исходит из того, что основные надежды следует возлагать на расширение сотрудничества между государствами на двусторонней основе, а СНГ должно способствовать прежде всего выгодным торгово-экономическим отношениям. В апреле 1994 г. Украина присоединилась на правах ассоциированного члена экономического союза в рамках СНГ. Это дало возможность налаживать отношения, в которых Украина заинтересована и которые не противоречат ее национальным интересам и действующему законодательству. Со стороны же Российской Федерации прослеживается попытки превратить СНГ в структуру с наднациональными полномочиями.
Украина считает, что отношение к Организации Северо-Атлантического Договора, как и решение о вступлении в него - это внутреннее дело каждого суверенного государства. Однако Украина выступает против того, чтобы на территории страны, которая вступила в НАТО, размещалось ядерное оружие. Россия выступает против вступления в этот альянс стран, которые в свое время находились в сфере влияния СССР.
Однако в отношениях между Украиной и Россией нет непреодолимых трудностей. Важное значение в развитии двусторонних отношений имеет достижение договоренностей о разделе Черноморского флота и подписания широкомасштабного Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией. Его подписали в Киеве 31 мая 1997 г. Президент Украины Л. Кучма и Президент России Б. Ельцин. Стороны обязались строить свои отношения без применения силы, без экономических и других средств давления. Украина и Россия обязались не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против одной из них. Договор подтвердил, что два государства согласились цивилизованно сосуществовать, учитывая собственные интересы и интересы друг друга.
Перспективы развития отношений Украины и России требуют создания нормативно-правовой базы в финансовой, налоговой, банковской и таможенной сферах. В конце 1999 - начале 2000 г. обострился энергетический кризис в Украине, связанная с разъединением единой энергосистемы. Украина, имея большую задолженность перед Россией за полученные энергоносители, не могла полностью рассчитаться за них. В 2000 - 2001 гг. состоялись двусторонние переговоры о преодолении энергетического кризиса в Украине.
12 февраля 2001 г. состоялся визит в Украину Президента России Владимира Путина. В ходе переговоров были достигнуты договоренности о поставках газа через территорию Украины в Европу; о сотрудничестве в области электроэнергетики, освоение космического пространства (совместная деятельность в ракетостроении). Велись переговоры о долгах Украины за энергоносители.
16 февраля 2001 г. в Харькове министры иностранных дел Украины, России и Молдовы обсуждали вопросы таможенного урегулирования. 13-14 декабря 2001 г. в Харькове прошел российско-украинский экономический бизнес-форум с участием В. Путина и Л. Кучмы, на котором было подписано соглашение о достройке реакторов Ровенской и Хмельницкой АЭС, сотрудничество в сфере самолетостроения, транзит российского газа через территорию Украины, упрощение пересечения границ для жителей Харьковской и Белгородской областей, таможенного режима приграничной торговли, охрану экологии реки Северский Донец. Президент Украины Л. Кучма подчеркнул, что Россия остается стратегическим партнером на севере. Именно поэтому в 2002 г. был провозглашен «годом Украины в России», а в 2003 г. - «годом России в Украине». В течение 2002 г. состоялись ряд встреч президентов Украины и России, на которых обсуждались и решались различные экономические и политические проблемы.
В 1996 г. на конференции министров иностранных дел в Австрии Украина стала членом Центрально-европейской инициативы (ЦЕИ), куда входят страны-соседи Украины - Польша, Словакия, Беларусь, Румыния. Участие в деятельности этой организации создает возможности для расширения сотрудничества в таких отраслях, как транспорт, связь, энергетика, окружающая среда и экологическая безопасность, наука и технология, сельское хозяйство, статистика, информация, культура.
Достаточно активно развиваются украинско-польские отношения. В январе 1997 г. состоялся визит Л. Кучмы в Польшу и подписание Меморандума о мерах по либерализации двусторонней торговли; в августе 1998 г. Украину посетил президент Польши А. Квасьневский.
В украинско-румынских отношениях существуют определенные территориальные проблемы (претензия Румынии на острова в Черном море), хотя в 1997 г. президенты двух стран подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве.
К первоочередным приоритетам внешней политики относится также сотрудничество с США, которое постепенно эволюционирует в направлении выхода на уровень партнерских отношений. Улучшению американо-украинских отношений в значительной степени способствовала реализация Украиной своего безъядерного статуса. В январе 1994 г. в Москве было подписано соглашение между Украиной, Россией и США, согласно которому Украина взяла обязательство в течение семи лет вывезти в Россию для разукомплектации все ядерные боезаряды. В конце этого же года в Будапеште во время работы СБСЕ лидеры Украины, России, США и Великобритании подписали Меморандум о гарантиях безопасности Украины.
11-12 мая 1995 г. состоялся официальный визит Президента США Б. Клинтона в Киев. 19 сентября 1996 г. было провозглашено создание Межгосударственной комиссии по сотрудничеству между Украиной и США. Ее возглавили Президент Украины Л. Кучма и вице-президент США А. Гор. Создание такой комиссии способствует взаимодействию между странами в сфере национальной безопасности, внешней политики, торговли и инвестиций.
В начале июня 2000 г. состоялся визит Президента США Б. Клинтона в Украину. В ходе переговоров затрагивался широкий круг проблем - от европейской безопасности к охране окружающей среды. Обсуждались также вопросы углубления инвестиционного и торгового сотрудничества между странами. Президент США сообщил, что США окажут помощь Украине в развитии малого и среднего бизнеса. Достигнута договоренность о снятии квот на коммерческие исследования космоса, что способствовало участия Украины в совместных проектах запуска космических аппаратов. Были достигнуты договоренности о сотрудничестве Украины и США в ядерной энергетике и вопросах безопасности на атомных станциях. Президент США поддержал участие Украины в создании энергетического коридора «Восток-Запад» от Каспийского региона до мировых рынков.
В мае 2002 г. Украина объявила о своем европейском выборе, однако путь в этом направлении не предполагался легким. Для этого нужны были реформы, которые бы обеспечили достижение европейских стандартов развития. В июле 2002 г. состоялся саммит «Украина - ЕС», где основным был вопрос о предоставлении Украине статуса государства с рыночной экономикой и ассоциированного членства в ЕС. В ходе работы саммита отмечалось, что Украина еще не соответствует стандартам ЕС и не попадает в перечень стран, которые должны войти в ЕС в 2004 г. и 2007 г. В 2003 г. Украина получила статус страны - соседа ЕС».
Чтобы добиться поддержки США, правительство Украины в 2003 г. направил в Кувейт, а затем в Ирак военный контингент. Однако эта внешнеполитическая акция в стране была воспринята неоднозначно. Пребывание украинских военных в регионе привело к их втягивания в вооруженное противостояние между иракскими партизанами и оккупационными войсками и, соответственно, до болезненных потерь (погибло 18 человек).
Курс на интеграцию Украины в Европейское сообщество сочетается с участием в интеграционных процессах с восточными странами. В феврале 2003 г. руководители России, Украины, Беларуси, Казахстана заключили соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП).
Кроме европейской интеграции и тесных отношений с Россией основными приоритетами внешней политики Украины были:
• экономизация внешней политики, то есть внешнеполитические связи должны подкрепляться и экономическим сотрудничеством;
• развитие связей со стратегическими партнерами;
• создание позитивного имиджа Украины;
• обеспечение диверсификации поставок энергоносителей;
• поддержка отношений с мировым украинством (украинская диаспора);
• реализация преимуществ своего геополитического положения.
Важным направлением украинской внешней политики стало участие украинских военных в миротворческих операциях ООН.
После президентских выборов 2005 г. новое украинское руководство во главе с В. Ющенко провозгласило курс на евроинтеграцию. Перед страной открылись новые перспективы получения статуса страны с рыночной экономикой, вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Украина подала заявку на вступление в ЕС. Предполагается также вступление Украины в НАТО. Но реализация этих амбициозных планов требует упорного труда.