Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Однопалатная парламентская система - один из двух видов современной (после 1996 г.) структуры законодательного органа государства (другие виды парламентов, которые функционировали на протяжении XX в., - двух-, трех -, чотирипалатні). По данным Межпарламентского союза, в последней четверти XX в. на планете произошел рост количества однопалатних парламентов. Поэтому за последние десятилетия доля двухпалатных парламентов уменьшилась с 46 % (26 из 56) в 1976 г. до 34 % (28 из 83) - в 1986 г. и 33 % (59 из 178) - в 1996 г., а количество однопалатних соответственно возросла. Однопалатними стали, например, парламенты в Новой Зеландии (1950), Дании (1953), Швеции (1969) и др.

Вопрос определения структуры парламента имеет определенную сложность. Так, в литературе Немецкий Федеральный совет (бундесрат) относят обычно к других палат. Но Государственный Совет Люксембурга и Национальный Совет Словении ряд исследователей не считает такие. Согласно немецкой Конституции, парламент ФРГ состоит из одной палаты Федерального парламента (бундестага), а бундесрат, который классифицируют как вторую палату парламента, является органом представительства земель. Аналогичная ситуация - в Европейском Союзе. Однако в последнем случае соответствующий орган - Совет министров - не зачисляют в других палат. К однопалатних относят Норвежский стортинг, который после выборов разделяется на две підпалати.

Однопалатные парламенты функционируют в государствах с разным количеством населения: население Украины составляет около 48 млн. чел., в Китае, по официальным данным, - свыше 1 млрд. 300 млн. чел. Как правило, однопалатные парламенты функционируют в унитарных государствах (например, в Дании, Финляндии, Исландии, Израиле, Португалии, Швеции, Эстонии, Латвии, Литве и др.), однако есть и федеративные государства, в которых законодательный орган - однопалатный (Коморские Острова, Сент-Китс и Невис, Федеративные Штаты Микронезии, Объединенные Арабские Эмираты). Формируются на основе прямых выборов. По количеству членов однопалатные парламенты разнятся: парламент Китая является крупнейшим (3000 человек), парламент Лихтенштейна - наименьшим (15 человек).

Правила работы однопалатного парламента оговариваются, как правило, целым рядом документов. Так, в Португалии деятельность парламента - Ассамблеи республики - регламентируется Конституцией, Органическим законом о Ассамблею Республики, Регламентом Ассамблеи Республики, законом о статусе депутата. В Украине порядок деятельности Верховного Совета регулируется Конституцией Украины, Регламентом ВР Украины, законами: "О постоянные комиссии Верховной Рады Украины", "О статусе народного депутата Украины", "О поведении народного депутата Украины (декларация о доходах)", "О предупреждении коррупции".

Однопалатные парламенты отличаются структурой. Однако основными их составляющими являются комитеты, фракции, аппарат, административная, исследовательская и контрольная службы; институт омбудсмена.

Амеллер М. Парламенты. - М., 1967; Березюк О. Однопалатный парламент - недостаток или преимущество // Право Украины. - 1997. - № 3; Браун Т. Сравнительное исследование двухпалатной и однопалатной систем в федеративных и унитарных государствах // Вестник Программы содействия парламенту Украины. - 1996. - № 3; Кислый П., Вайс Ч. Становление парламентаризма в Украине на фоне мирового опыта. - К., 2000; Котелевская И. В. Современный парламент: парламент как институт государства // Государство и право. - 1997. - № 3; Кривенко Л. Разделение властей и процессуальные права парламента // Вече. - 1998. - № 3; Решетников Ф. Правовые системы стран мира. - М., 1993; Светова С. Практика парламентаризма. - К., 1997; Шаповал В. Зарубежный парламентаризм. - К., 1993; Энтин Л. Разделение властей: опыт современных государств. - М., 1995.

М. Кармазина