Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 4

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ

4.2. ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ УКРАИНЫ

  Характеристика железных дорог

Донецкая железная дорога - мощный транспортный комплекс, обслуживающий важный промышленный район Украины - Донбасс. Донецкая железная дорога занимает крайний юго восток Донецко-Придніпровского промышленного района, охватывая наибольшую индустриально развитую его часть - Донбасс. Эксплуатационная длина дороги 2,9 тыс. км.

Она пролегает по территории Донецкой, Луганской, частично Днепропетровской, Запорожской, Харьковской областей (рис. 4.1). Благодаря ей Донбасс связывается с Приднепровьем, центральные районы России, Украины - с Кавказом и Поволжьем.

 

Донецкая железная дорога - лидер в области грузоперевозок. На ее долю приходится 12,9% общей длины железнодорожной сети Украины, в то же время удельный вес общего погрузки и разгрузки наибольшая и составляет соответственно 44,0 и 34,3%. Донецкая железная дорога выполняет 18,0% грузооборота и 10,3% пассажирооборота железных дорог страны.

С введением в эксплуатацию электрифицированной участка Штеровка-Красная Могила (73 км) на транспортном коридоре Европа-Азия промышленный Донбасс получил новое и удобное сообщение с югом России и Кавказом.

Наиболее вантажонапружена участок Донецкой дороги - Дебальцево-Ясиноватая-Чаплино - является частью электрифицированной магистрали, соединяющая Донбасс с Приднепровьем, центральными и западными районами Украины. Другое важное направление идет от Харькова на Красный Лиман-Горловку-Криничное-Іловайске и далее на Марцево и Ростов-на-Дону. По этим двух хорошо технически оснащенных линиях проходит почти половина всех внешних и транзитных грузовых связей дороги. В районе тяготения этих главных магистралей Донбасса находятся такие промышленные центры, как Донецк, Макеевка, Горловка и Енакиево.

Значительная часть грузов идет на восток по направлениям от Дебальцево на Попасну, Луганск и Должанську. В районе тяготения этих линий расположены промышленные центры Восточного Донбасса - Луганск, Алчевск, Лисичанск и Північнодонецьк.

Линия, отходящая к северу от Донецка на Харьков и Полтаву, обслуживает Константинівку, Краматорск и Славянск - центры машиностроения и химической промышленности.

Отправка грузов станциями Донецкой дороги превышает их прибытие. Донецкая дорога - большой отправитель и получатель строительных материалов и известняка для металлургической промышленности. По объему ввозимой железной руды дорога занимает первое место среди всех дорог страны. Она получает железную руду в основном из Криворожья.

В пределах дороги имеется около ДЕСЯТКА станций, размеры погрузки каменного уголь которых превышают 2 млрд. т. Среди них Кальмиус, Чумаково, Рутченково, Мандрыкино (в Донецкой области), Красный Луч и Краснодон (в Луганской области). По отправлению черных металлов выделяются станции Сартана (Мариуполь), Ясиноватая и Алчевск, обслуживающих крупнейшие металлургические комбинаты Донбасса. Минеральные строительные материалы и известняк для металлургического производства отправляют станции Каракуба, Часов Яр, Еленкова, Амвросиївка, Красный Лиман. Строительные грузы в большом количестве получают станции, обслуживают промышленные центры Донбасса-Донецк, Мариуполь, Макеевка и Луганск.

Доля транзита в структуре перевозок дороги не превышает 1/4, однако, учитывая на общий объем перевозок, абсолютные размеры транзита через Донбасс значительные. К числу основных транзитных грузов относятся черные металлы, машины и промышленное оборудование, нефтепродукты, хлеб и лес.

Через Донецке дорогу вытекает очень большой поток транзитных пассажиров, едущих на Кавказ, частично в Крым и обратно в центр России и Урало-Поволжья. Наибольшая количество пассажирских поездов пропускается по магистрали Лозовая-Славянск-Иловайск-Марцево-Ростов-на-Дону.

Донецкая дорога в пределах обслуживаемой территории, взаимодействует, главным образом, с автомобильным транспортом. Роль главной автомобильной дороги Донбасса выполняет благоустроенное шоссе, что идет от Харькова на Ростов-на-Дону через Славянск, Артемовск, Дебальцево и Ровеньки. От него отходят автодороги до Горловки, Донецка, Макеевки, Краматорска, Кон - стантинівки, Лисичанска, Північнодонецька, Алчевска, Кадиївки и Луганска.

Реконструированы вокзалы станций Донецк, Мариуполь, Коммунарск, Харцызск, Луганск и др. Обновление станции Мариуполь-Порт позволило в 2,5 раза увеличить переработку вагонов в Мариупольском порту, что является крупнейшим на Азовском море.

Приднепровская железная дорога - одна из самых напряженных по объему отправления грузов: угля, железной и марганцевой руды, черных металлов, строительных материалов, сельскохозяйственной продукции. Удельный вес общего нагрузка составляет 30,5%, а разгрузка почти 24% (на втором месте после Донецкой железной дороги). На долю Приднепровской железной дороги приходится 22,8% грузооборота и столько же процентов пассажирооборота железных дорог Украины.

Железная дорога обслуживает часть Нижнего Приднепровья и Крымский полуостров - Днепропетровскую, Запорожскую и Крым и отдельные районы еще пяти областей Украины (рис. 4.2).

 

Общая протяженность железной дороги составляет более 3200 км, или 14,5% общего длины железнодорожной сети Украины. Из них 58,4% электрифицировано, 83,4% путей оборудовано системой автоматической регулировкой движения, 90% станций - электрической централизацией, более 55% составляет безстикова колея.

Перевозочная работа выполняется 244 станциями, из которых 4 сортировочных, 7 пассажирских, 67 грузовых, 19 участковых.

Густота железнодорожной сети в Приднепровье в 2-2,5 раза меньше, чем в Донбассе, что связано преимущественно с меньшей насыщенностью территории заводами, фабриками, шахтами, а также с наличием в пределах дороги речного транспорта (г. Днепр).

Основная часть широтных перевозок грузов осуществляется на участках Чаплино-Синєльніково-Нижнеднепровск-Верховцево-Пятихатки и Камыш Заря-Пологи-Запорожье-Апостолово-Кривой Рог-Долинская. Первый из них является наиболее вантажонапруженим. Для частичной разгрузки его была построена линия Червоноармійск - Павлоград-Новомосковск-Днепродзержинск, что позволило направить в первую очередь транзитные потоки каменного угля в обход Днепропетровского железнодорожного узла.

Наиболее значительная по длине в пределах дороги меридиональная линия загружена только на участке между Запорожьем и Лозовой, соединяющий Приднепровье с Харьковом и проходит через Западный Донбасс - район угледобычи. По этой линии из Крыма вывозят известняк для черной металлургии Приднепровья. Широтный участок Приднепровской дороги Камыш Зор-Верхний Токмак-Нововеселая (и далее на Каховку) загружен транзитным потоком каменного угля из Донбасса до морских портов Херсон и Николаев. Линия Керчь используется для вывоза керченской руды, основной поток которой следует Мариупольским путем.

Приднепровская дорога нет столь ярко выраженного преимущества отправления грузов над их прибытием, как Донецка: на 1 т отправленных грузов здесь приходится всего 0,9 т прибывших.

Почти половина всех грузов, отправляемых дорогой, - железная и марганцевая руда Криворожского и Никопольского бассейнов. На внутрішньодорожні перевозы грузов приходится только 1/3 этой руды, другая ее количество отправляется на металлургические заводы Донбасса и экспорт. Второе место в структуре грузов, отправляются Приднепровской дороге, занимают строительные материалы, третье - черные металлы.

Среди получаемых станциями Приднепровской дороги грузов преобладают каменный уголь, вывезенный из Донбасса, железная руда, вспомогательная металлургическое сырье и строительные материалы. По отправлению черных металлов крупнейшими являются Запорожье, Кривой Рог и Днепропетровск, строительных материалов и флюсов - станции, примыкающие к порту Запорожья.

За ввозом грузов выделяются Днепропетровско-Днепродзержинский, Запорожский и Криворожский железнодорожные узлы, в структуре ввоза которых основное место занимают каменный уголь, железная руда, флюсы и строительные материалы. По суммарной работе станции самый большой на дороге Криворожский узел. Большой также грузооборот Запорожского и Днепропетровско-Днепродзержинской узлов.

В Приднепровье, как и в Донбассе, транзитные перевозки невелики. Основной поток транзитных грузов следует через Приднепровскую дорогу до черноморских портов - Херсона, Николаева, а также на экспорт в западном направлении. В потоке транзитных грузов главную роль играют каменный уголь, черные металлы, хлебные и лесные грузы.

Перевозки пассажиров по направлениям сильно колеблются. Очень большой поток транзитных пассажиров следует в Крым и по линии Лозовая-Запорожье-Мелитополь-Джанкой и далее до Симферополя, Керчи, Феодосии, Севастополя, Евпатории и обратно.

Приднепровская дорога тесно взаимодействует с Днепровским речным путем, в пределах дороги имеет два крупнейших порта: Нижнеднепровск (Днепропетровск) и порт в Запорожье. Через эти порты следуют каменный уголь, железная руда, минерально-строительные материалы и зерновые грузы.

Взаимодействие дороги с морским транспортом осуществляется через Бердянск - порт Азовского моря и крымские порты - Евпаторию, Севастополь, Феодосию и Керчь.

Важнейшей автомобильной дорогой, проходящей от территории Приднепровья и Крыма, является

Благоустроенное шосеХарків-Красноград-Новомосковск-Запорожье-Мелитополь-Джанкой-Симферополь-Севастополь, широко используется для перевозок грузов на дальние расстояния, особенно ценных и скоропортящихся сельскохозяйственных грузов. Важнейшими автодорогами является также дороги Кривой Рог - Днепропетровск-Новомосковск и Кривой Рог-Никополь-Запорожье.

По количеству отправленных пассажиров (23,8% от общего объема) Приднепровская железная дорога занимает второе место после Юго-Западной.

Все перевозки выполняются электровозами ВЛ8, ЧС7, ЧС2 и тепловозами 2Т3116, с них 95% приходится на электротягу. На полигоне железной дороги эксплуатируются украинские электровозы ДЕ1 Днепропетровского электровозостроительного завода. Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава, верхнего строения колеи, технических сооружений и оборудования осуществляют 12 локомотивных, вагонных 14 депо.

Южная железная дорога - одна из старейших на сети железных дорог Украины. Обслуживает Харьковскую, Сумскую, Полтавскую и часть территорий областей, прилегающих к них, с населением около 20 млн. человек (рис. 4.3).

 

Эксплуатационная длина железной дороги 2811 км, что составляет 12,6% от общей длины сети железных дорог Украины. На ее долю приходится

8,5% грузооборота и 12,0% пассажирооборота железных дорог страны. Магистраль обслуживает более 1000 промышленных предприятий. Структура объема перевозок имеет индустриально-аграрный характер.

В состав железной дороги входят три региональных представительства - Сумское, Полтавское и Купянское (Харьковское включенное в Управление железной дороги), 161 станция, 12 локомотивных и 6 вагонных депо, 15 дистанций когда и др.

Южная дорога обеспечивает выход из Донбасса и Приднепровья на северо-запад - в сторону Москвы, Брянска, Гомеля и Киева, а также на северо-восток и восток - в сторону Воронежа и Пензы. Соответственно до этого Южная дорога имеет три основных грузонапряженных направлениях: центральный, что идет от станции Букино через Харьковский железнодорожный узел на Готню и далее на Брянск и Москву; восточное, от станции Слав'яногорскої через Купянский железнодорожный узел на Валуйки, а оттуда через Старый Оскол, Касторную и Елец на Москву и через Георгиу-Деж на Воронеж и Пензу; западное, идет от Лозовой через Полтавский железнодорожный узел на Ромадан, Гребенки и Киев. Во всех этих направлениях с Донбасса идет транзитный поток черных металлов, химических грузов, строительных материалов, машин и промышленного оборудования.

Центральный направление обслуживает также грузовые связи Донбасса с Харьковским промышленным узлом. От Харькова до полуночи направляется поток машин и промышленного оборудования с машиностроительных заводов города.

Тесные экономические связи существуют между Харьковом и Наддніпрянщиною. их обслуживают железнодорожные линии Иск-Харьков, Красноград-Харьков и Кременчуг-Полтава-Харьков, по которым вытекают также и транзитные грузы с Приднепровья в центральные районы страны. Связь Донбасса с Республикой Беларусь и Северо-Западом обеспечивает линия Букино-Харьков-Сумы-Ворожба.

Обслуживая в основном центры обрабатывающей промышленности, Южная дорога имеет пассивный грузооборот: она отправляет в 1,5 раза меньше грузов, чем получает. Среди грузов, отправляемых Южной дороге, первое место занимает железная руда. Затем следуют строительные материалы, нефтепродукты, сахарная свекла и хлебные грузы, перевозимые, как правило, в пределах дороги, а также машины, металлоизделия и сахар, отправляются преимущественно за ее пределы. В структуре ввозимых грузов представлены строительные материалы, каменный уголь, нефтепродукты, черные металлы, сахарная свекла и хлебные грузы.

Крупнейшие станции прибытия грузов - станции Харьковского железнодорожного узла, Полтава, Сумы и Кременчуг.

Главное место в грузовой транспортной работе дороги занимает Харьковский узел, в котором сходятся 8 магистральных железнодорожных направлений, 4 из который электрифицированы. В структуре грузооборота Харьковского узла главное место занимает транзит. Крупнейшая грузовая станция узла - Индустриальная. Она обслуживает такие машиностроительные заводы Харькова, как тракторный и др.

Южная дорога выполняет значительную часть сетевого пассажирооборота. Наиболее большой пассажиропоток идет по направлению Харьков-Лозовая.

Взаимодействие с речным транспортом в пределах дороги осуществляется через Кременчугский порт. Территорию Харьковской области пересекает шоссе Москва-Харьков-Симферополь. Другие важные автомобильные дороги, которые проходят по обслуживаемой территории Южной дороге: Киев-Лубны-Полтава-Харьков, Харьков-Ростов-на-Дону, Полтава-Кременчуг, Ахтырка-Харьков.

57% перевозок осуществляются электротягой, электрифицировано почти 39% пути. Оборудованные автоблокировкой 75% пути, электрической централизацией оборудовано 92% стрелок, 77% пути - безстикова. На железной дороге создана сеть пунктов агентных для обслуживания предприятий Харькова и Харьковской области - в аппарате Харьковской и Купянской дирекций железнодорожных перевозок, на станциях Основа, Шебелинка, Харьков-Балашовский, Лозовая и др.

Выполнены значительные ремонтные работы объектов пассажирского хозяйства на станциях Казачья Лопань, Балаклея, Красноград, Лозовая, Полтава-Южная, Гоголево, Шебелинка.

Юго-Западная железная дорога обслуживает северные области Украины - Хмельницком, Винницкую, Житомирскую, Киевскую, Черниговскую и частично Сумскую (рис. 4.4).

 

Эксплуатационная длина дороги 4,7 тыс. км, что составляет 20,9% от общей длины сети железных дорог.

Основной костяк магистральной сети Юго-Западной дороги был построен в дореволюционное время. В советский период происходило выпрямление и усиление отдельных направлений, строились подъездные пути к промышленных центров, развиваются, новым сахарным заводам, месторождениям строительных материалов. Было улучшено транспортно-географическое положение Чернигова (строительство железнодорожных выходов до Гомеля и на запад до Ковеля и Бреста) и Житомира (создание прямого выхода на Приднепровье).

Плотность сети в пределах дороги высокая, особенно в Винницкой, Хмельницкой, Житомирской и Киевской областях, имеющих интенсивное свеклосахарное производство.

Главная линия Юго-Западной дороги - направление Хутор Михайловский-Конотоп-Бахмач-Нежин-Киев-Казатин-Винница-Жмеринка-

Хмельницкий-Тернополь. До Жмеринки она электрифицирована. Начиная со станции «Киев», эта магистраль имеет значительный грузопоток, состоящий из каменного угля, черных металлов, химических продуктов и машин Донбасса и Харькова, к которым со станции Фастов добавляется поток железной руды и черных металлов Приднепровья. Для вывоза экспортных грузов на Брест важное значение имеет линия Шепетовка-Здолбунов- Ровно-Луцк-Ковель.

В общем объеме работ дороги 3/5 составляет транзит. Главные транзитные грузы-железная руда, нефтепродукты, каменный уголь, черные металлы, хлеб и лес.

Юго-Западная железная дорога обслуживает территорию с развитой обрабатывающей промышленностью и интенсивным сельским хозяйством, имеет пассивный грузооборот: отправка грузов из ее станций меньше прибытии. Среди грузов, отправляются, на первом месте находятся минеральные строительные материалы, главным образом строительный камень и поделочные материалы, добываемые в ряде районов Украинского кристаллического массива. Существенная доля в отправлении грузов продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства, а в прибытии - каменного угля, лесных грузов, нефтепродуктов и черных металлов.

Крупнейшие станции прибытия грузов - станции Киевского железнодорожного узла, Винница, Чернигов, Житомир и Белая Церковь.

Для Юго-Западной железной дороги характерно интенсивное пассажирское движение, особенно в направлениях от Киева на Львов, Одессу и Симферополь. Наибольшей станцией по отправлению пассажиров в дальнем и пригородном сообщении на Юго-Западной дороге является Киев.

В пределах дороги железнодорожный транспорт широко взаимодействует с речным. Важнейшие перевалочные пункты смешанных железнодорожно-водных перевозок - Киев и Чернигов.

Территория, обслуживаемая Юго-Западной дорогой, имеет густую сеть автомобильных дорог с твердым покрытием. Наиболее важными среди них, используемыми как магистральные пути, есть две меридиональные дороги: Гомель-Чернигов-Белая Церковь-Умань с выходом на Одессу, Мозырь-Деркач-Житомир-Бердичев-Винница-Ямполь с выходом на Бельцы и Кишинев с ответвлением от Коростеня на Новоград-Волынский-Хмельницкий и Каменец-Подольский и три широтные: Киев-Житомир-Новоград-Волынский-Ровно, Белая Церковь-Казатин-Любар-Ямполь-Кременец и Умань-Винница-Хмельницкий-Тернополь.

Площадь территории, прилегающей к Юго-Западной железной дороги, составляет 107,9 тыс. кв. км, в зоне действия железной дороги находится 9,3 млн. чел. Эксплуатационная длина железной дороги почти 4600 км, что составляет 20,9% от общей длины сети железных дорог. Юго-Западная железная дорога лидирует среди железных дорог Украины по объему пассажирских перевозок. Пассажирооборот составляет 31,3% от общего пассажирооборота железных дорог Украины. Отправлено почти 142 млн. чел. Именно поэтому большое внимание на дороге уделяется не только технологии перевозочного процесса, но и обеспечение необходимого сервиса на вокзалах и в поездах.

Главная линия Юго-Западной железной дороги - направление Зерново-Хутор Михайловский-Конотоп-Нежин-Киев-Казатин-Жмеринка-Хмельницкий-Волочиск - есть частью Критских коридоров № 3, № 9-с.

Проводятся работы по обновлению и ремонту инфраструктуры в направлениях международных транспортных коридоров. В 2001 г. произведена реконструкция главных помещений центрального и пригородного вокзалов ст. Киев, что позволило увеличить пропускную способность пассажиропотока с 7,5 до 10 тыс. пассажиров в сутки. Построен новый павильон вокзала.

Одесская железная дорога - важная составляющая единого транспортного конвейера южного запада Украины. Железная дорога пролегает по территории шести областей: Одесской, Николаевской, Херсонской, Черкасской, Кировоградской и Винницкой (рис. 4.5), ее эксплуатационная длина почти 4100 км (18,7%).

 

Протяженность электрифицированных линий 1702 км. На ее долю приходится почти 22% грузооборота и 13% пассажирооборота железных дорог страны.

Территории, обслуживаемой дорогой, пересекают следующие магистральные автодороги: Одесса-Умань-Киев, Одесса-Тирасполь-Кишинев, Одесса-Белград-Рены, Одесса-Николаев-Херсон-Каховка, Кишинев-Кировоград.

Наиболее загруженные линии Одесской железной дороги, что идут до морских портов (от Винницы и Черкасс до Одессы и Ильичевска, от Знаменки, Днепропетровска и Донецка до Николаева и Херсона). Широтные линии небольшой протяженности, обслуживающих преимущественно сельскохозяйственные районы (имени Тараса Шевченко-Цветочное-Христиновка-Зятьковці-Вапнярка-Ямполь, Чернолесская-Помошна-Борщи, Николаев-Колосовка-Раздельная-Кучурган), менее загружены. В целом вантажонапруженість дороги значительно ниже общесетевой.

Главными грузами, перевозимых в направлении Одессы, Ильичевска и Южного, является нефтепродукты, каменный уголь, черные металлы и минеральные строительные материалы. Часть из них перерабатывается и потребляется в Одессе - наиболее крупном промышленном центре украинского Причерноморья, а большая часть перегружается на морской транспорт и идет на экспорт.

В направлении Николаевского и Херсонского морских портов из Приднепровья и Донбасса следуют каменный уголь, нефтепродукты, черные металлы, железная руда и цемент, а в обратном направлении - нефтепродукты и хлебные грузы, а также глинозем.

Экспортные перевозки грузов очень влияют на структуру грузооборота Одесской дороги: она имеет трехкратное превышение прибытия над отправлением. Среди грузов прибытия преобладают нефтяные, каменный уголь и строительные материалы.

Отправляет Одесская дорога нефтепродукты, минеральные строительные материалы и каменный уголь.

Крупнейшие станции прибытия: Одесса, Рени, Николаев, Ильичевск и Херсон, отправления - Пантаевка, Одесса и Херсон.

Главные пассажиропотоки направляются в Одессу.

Одесская дорога широко взаимодействует с другими видами транспорта - морским (в портах Одесса, Ильичевск, Южный, Николаев и Херсон), речным (в портах Измаил Дунае, Херсон и Черкассы на Днепре) и автомобильным. Между портом Ильичевск и болгарский порт Варна регулярно курсируют морские железнодорожные паромы.

Главная особенность Одесской железной дороги - ее приморское и приграничное положение. В регионе железной дороги расположены крупные морские порты: Одесский, Ильичевский, Николаевский, Херсонский, Белгород-Днестровский, Измаильский, Ренийский, Южный и Октябрьский. Грузовая работа проводится на 166 станциях с 307 действующих на железной дороге.

Основное и важнейшее направление грузовой и коммерческой работы Одесского железной дороги связан с деятельностью портов и припортовых станций, где осуществляются операции с внешнеторговыми грузами. Действуют паромные переправы Ильичевск-Варна, Ильичевск-Поти, Ильичевск-Батуми. Перспективным является развитие сообщение через паромную переправу между государствами Кавказа, Центральной Азии, с одной стороны, и странами Балтии, Скандинавии - с другой.

По направлению Вапнярка-Слободка-Котовск-Раздельная-Одесса и через порты, в том числе через Одессу и Ильичевск, проходят важные международные транспортные коридоры: Критский № 9, соединяющей север и юг; Гданьск-Одесса; ТРАСЕСА, что связывает Европу, Кавказ и Азию.

Львовская железная дорога - одна из старейших в Украине. Обслуживает семь областей Западной Украины: Львовскую, Волынскую, Закарпатскую, Ивано-Франковскую, Ровенскую, Тернопольскую и Черновицкую (рис. 4.6).

 

Площадь региона 110,8 тыс. кв. км с населением 9,65 млн. чел. Львовская железная дорога - главные ворота в Европу. Для сообщения со странами Западной Европы и СНГ, а также Балтии на железной дороге действуют 20 пограничных переходов, в том числе: на границе с Польшей - 7, со Словакией - 2, с Румынией - 4, Белоруссия - 2, с Молдовой - 2.

Эксплуатационная длина железной дороги составляет 4552 км, что является вторым показателем в Украине. На ее долю приходится почти 11% грузооборота и столько же пассажирооборота железных дорог Украины.

Почти 800 км участков Львовской железной дороги входят в состав международных транспортных коридоров:

- к Критского № 3: Мостиска-II-Львов-Красне-Подволочиск;

- Критского № 5: Чоп-Львов;

- международного транспортного коридора Гданьск (Балтийское море) - Одесса (Черное море): Ягодин-Ковель-Здолбунов.

Львовская железная дорога имеет 8% двухпутных и 11% электрифицированных линий. Дорога обеспечивает выход с территории Украины на запад - через пограничные станции Чоп, Мостиска и Брест - потока экспортных грузов. Менее существенная роль дороги в местных грузовых перевозках.

Для местных перевозок используются линии Львов-Самбор-Ужгород, Львов-Ивано-Франковск-Коломыя и Дрогобыч-Стрый-Тернополь. Часть станций и линий Львовской дороги малодеятельный и по мере развития автомобильного транспорта, особенно в связи с распространением автопоездов, должна закрываться, потому что их эксплуатация неэффективна.

В внутрішньодорожньому грузооборота главную роль играют каменный уголь, в основном из Львовско-Волынского бассейна и частично из Донбасса, минеральные строительные материалы, нефтепродукты, черные металлы, машины, зерно, муку и сахарную свеклу. В отправлении грузов резко доминируют каменный уголь Львовско-Волынского бассейна, нефтепродукты и минеральные строительные материалы. Отправляются также лесные грузы из карпатских и полесских областей, сахарная свекла и машины главным образом из Львова.

Крупнейшими станциями прибытия грузов являются станции Чоп и Мостиска, выполняющих операции с экспортными грузами, а также станции Дрогобыч, Надворная, Львів, Львов и Ровно. Большое количество грузов отправляют станции Іванче, Селец и Горняк, Здолбунов, Николаев и Клєсов.

Пассажирские перевозки дороги небольшие. Наиболее значительный центр отправления дальних и особенно пригородных пассажиров - Львов.

Территория, обслуживаемая Львовской дорогой, отличается высокой густотой автомобильных дорог с твердым покрытием. Однако плотность их не везде одинакова: она крайне невелика в Полесье и Карпатах и чрезвычайно высока в Прикарпатье. Крупным центром автомобильных дорог Львов, соединен автомобильными магистралями через Луцк и Ковель с Брестом, через Броды, Дубно и Ровно с Житомиром и Киевом, через Тернополь с Хмельницким и Винницей, через Ивано-Франковск, Коломыю и Черновцы с Бєльцями и Кишиневом, через Самбор с Ужгородом и через Стрый из Мукачево.

В 1998-2001 гг. электрифицирован участок Здолбунов-Ровно-Киверцы-Ковель (147 км). По европейским стандартам построен на украинско-польской границе (ст. Ягодин) пункт перестановки пассажирских вагонов, что позволило короче и более дешевым путем пропускать украинские пассажирские поезда на Запад. Сводные современные пригородные вокзалы в Львове и Чер - вонограді. Обновлены вокзалы в Львове, Черновцах, Ивано-Франковске, Тернополе, Львове, Чопе, Галиче, Рогатине и других городах.

Роль железнодорожного транспорта в системе транспортных коммуникаций Украины усиливается и тем, что через территорию государства пролегают основные транспортные трансъевропейские коридоры: Восток-Запад, Балтика-Черное море. В частности, трансъевропейская железнодорожная магистраль Е-30, что начинается в Берлине, пересекает Украину по маршруту Мостиска-Львов-Киев и идет дальше до Москвы. Она же на территории Польши пересекается со скоростными магистралями Е-59 и Е-65 и создает возможность скоростного железнодорожного сообщения почти между всеми государствами Европы.

В дирекциях дорог движением поездов управляют поїздні диспетчеры, а участки, которыми они руководят, называются - диспетчерскими кругами. Пределами этих кругов, как правило, бывают промежуточные или сортировочные станции.

Смену поездных диспетчеров возглавляет дежурный по дирекции - он координирует действие поездных и локомотивных диспетчеров. За время дежурства движением поездов на участки единолично руководит поездной диспетчер. Его задача - обеспечить движение поездов по графику, а в случаях нарушения его - ввести поезда, опоздали, графика.

Анализ проделанной работы для совершенствования организации движения поездов и проведения в жизни неиспользованных резервов имеет анализ эксплуатационной работы железнодорожной сети, дорог, отделений и станций.

Есть оперативный и периодический анализы.

Оперативный анализ - заключается в разборе результатов работы за смену, сутки.

Периодический анализ - за пятидневку, декаду, месяц и т.д.

Необходимыми условиями правильного планирования и оперативного руководства поїздною и грузовой работой является знание фактического положения на линии.