РАЗДЕЛ 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
4.2. ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ УКРАИНЫ
Характеристика железных дорог
Донецкая железная дорога - мощный транспортный комплекс, обслуживающий важный
промышленный район Украины - Донбасс. Донецкая железная дорога занимает крайний юго
восток Донецко-Придніпровского промышленного района, охватывая наибольшую
индустриально развитую его часть - Донбасс. Эксплуатационная длина дороги
2,9 тыс. км.
Она пролегает по территории Донецкой, Луганской, частично
Днепропетровской, Запорожской, Харьковской областей (рис. 4.1). Благодаря ей
Донбасс связывается с Приднепровьем, центральные районы России, Украины - с
Кавказом и Поволжьем.
Донецкая железная дорога - лидер в области грузоперевозок. На ее долю приходится
12,9% общей длины железнодорожной сети Украины, в то же время удельный вес
общего погрузки и разгрузки наибольшая и составляет соответственно 44,0 и
34,3%. Донецкая железная дорога выполняет 18,0% грузооборота и 10,3% пассажирооборота
железных дорог страны.
С введением в эксплуатацию электрифицированной участка Штеровка-Красная Могила (73
км) на транспортном коридоре Европа-Азия промышленный Донбасс получил новое и
удобное сообщение с югом России и Кавказом.
Наиболее вантажонапружена участок Донецкой дороги -
Дебальцево-Ясиноватая-Чаплино - является частью электрифицированной магистрали,
соединяющая Донбасс с Приднепровьем, центральными и западными районами Украины.
Другое важное направление идет от Харькова на Красный
Лиман-Горловку-Криничное-Іловайске и далее на Марцево и Ростов-на-Дону. По этим
двух хорошо технически оснащенных линиях проходит почти половина всех внешних и
транзитных грузовых связей дороги. В районе тяготения этих главных магистралей
Донбасса находятся такие промышленные центры, как Донецк, Макеевка, Горловка и
Енакиево.
Значительная часть грузов идет на восток по направлениям от Дебальцево на Попасну,
Луганск и Должанську. В районе тяготения этих линий расположены промышленные центры
Восточного Донбасса - Луганск, Алчевск, Лисичанск и Північнодонецьк.
Линия, отходящая к северу от Донецка на Харьков и Полтаву, обслуживает
Константинівку, Краматорск и Славянск - центры машиностроения и химической
промышленности.
Отправка грузов станциями Донецкой дороги превышает их прибытие.
Донецкая дорога - большой отправитель и получатель строительных материалов и
известняка для металлургической промышленности. По объему ввозимой железной руды
дорога занимает первое место среди всех дорог страны. Она получает железную руду в
основном из Криворожья.
В пределах дороги имеется около ДЕСЯТКА станций, размеры погрузки каменного
уголь которых превышают 2 млрд. т. Среди них Кальмиус, Чумаково, Рутченково,
Мандрыкино (в Донецкой области), Красный Луч и Краснодон (в Луганской
области). По отправлению черных металлов выделяются станции Сартана
(Мариуполь), Ясиноватая и Алчевск, обслуживающих крупнейшие металлургические
комбинаты Донбасса. Минеральные строительные материалы и известняк для металлургического
производства отправляют станции Каракуба, Часов Яр, Еленкова, Амвросиївка,
Красный Лиман. Строительные грузы в большом количестве получают станции,
обслуживают промышленные центры Донбасса-Донецк, Мариуполь, Макеевка и Луганск.
Доля транзита в структуре перевозок дороги не превышает 1/4, однако, учитывая
на общий объем перевозок, абсолютные размеры транзита через Донбасс значительные.
К числу основных транзитных грузов относятся черные металлы, машины и
промышленное оборудование, нефтепродукты, хлеб и лес.
Через
Донецке дорогу вытекает очень большой поток транзитных пассажиров, едущих на
Кавказ, частично в Крым и обратно в центр России и Урало-Поволжья. Наибольшая
количество пассажирских поездов пропускается по магистрали
Лозовая-Славянск-Иловайск-Марцево-Ростов-на-Дону.
Донецкая дорога в пределах обслуживаемой территории, взаимодействует, главным
образом, с автомобильным транспортом. Роль главной автомобильной дороги Донбасса
выполняет благоустроенное шоссе, что идет от Харькова на Ростов-на-Дону через Славянск,
Артемовск, Дебальцево и Ровеньки. От него отходят автодороги до Горловки,
Донецка, Макеевки, Краматорска, Кон - стантинівки, Лисичанска,
Північнодонецька, Алчевска, Кадиївки и Луганска.
Реконструированы вокзалы станций Донецк, Мариуполь, Коммунарск, Харцызск,
Луганск и др. Обновление станции Мариуполь-Порт позволило в 2,5 раза увеличить
переработку вагонов в Мариупольском порту, что является крупнейшим на Азовском море.
Приднепровская железная дорога - одна из самых напряженных по объему отправления
грузов: угля, железной и марганцевой руды, черных металлов, строительных
материалов, сельскохозяйственной продукции. Удельный вес общего
нагрузка составляет 30,5%, а разгрузка почти 24% (на втором месте после
Донецкой железной дороги). На долю Приднепровской железной дороги приходится 22,8%
грузооборота и столько же процентов пассажирооборота железных дорог Украины.
Железная дорога обслуживает часть Нижнего Приднепровья и Крымский полуостров - Днепропетровскую,
Запорожскую и Крым и отдельные районы еще пяти областей Украины (рис. 4.2).
Общая протяженность железной дороги составляет более 3200 км, или 14,5% общего
длины железнодорожной сети Украины. Из них 58,4% электрифицировано, 83,4% путей
оборудовано системой автоматической регулировкой движения, 90% станций - электрической
централизацией, более 55% составляет безстикова колея.
Перевозочная работа выполняется 244 станциями, из которых 4 сортировочных, 7
пассажирских, 67 грузовых, 19 участковых.
Густота железнодорожной сети в Приднепровье в 2-2,5 раза меньше, чем в Донбассе,
что связано преимущественно с меньшей насыщенностью территории заводами, фабриками,
шахтами, а также с наличием в пределах дороги речного транспорта (г. Днепр).
Основная часть широтных перевозок грузов осуществляется на участках
Чаплино-Синєльніково-Нижнеднепровск-Верховцево-Пятихатки и Камыш
Заря-Пологи-Запорожье-Апостолово-Кривой Рог-Долинская. Первый из них является наиболее
вантажонапруженим. Для частичной разгрузки его была построена линия
Червоноармійск - Павлоград-Новомосковск-Днепродзержинск, что позволило
направить в первую очередь транзитные потоки каменного угля в обход Днепропетровского
железнодорожного узла.
Наиболее значительная по длине в пределах дороги меридиональная линия загружена
только на участке между Запорожьем и Лозовой, соединяющий Приднепровье с
Харьковом и проходит через Западный Донбасс - район угледобычи. По этой линии
из Крыма вывозят известняк для черной металлургии Приднепровья. Широтный участок
Приднепровской дороги Камыш Зор-Верхний Токмак-Нововеселая (и далее на Каховку)
загружен транзитным потоком каменного угля из Донбасса до морских портов
Херсон и Николаев. Линия Керчь используется для вывоза керченской руды,
основной поток которой следует Мариупольским путем.
Приднепровская дорога нет столь ярко выраженного преимущества отправления
грузов над их прибытием, как Донецка: на 1 т отправленных грузов здесь
приходится всего 0,9 т прибывших.
Почти половина всех грузов, отправляемых дорогой, - железная и марганцевая
руда Криворожского и Никопольского бассейнов. На внутрішньодорожні перевозы
грузов приходится только 1/3 этой руды, другая ее количество отправляется на
металлургические заводы Донбасса и экспорт. Второе место в структуре грузов,
отправляются Приднепровской дороге, занимают строительные материалы, третье -
черные металлы.
Среди получаемых станциями Приднепровской дороги грузов преобладают каменный
уголь, вывезенный из Донбасса, железная руда, вспомогательная металлургическое сырье и
строительные материалы. По отправлению черных металлов крупнейшими являются Запорожье,
Кривой Рог и Днепропетровск, строительных материалов и флюсов - станции,
примыкающие к порту Запорожья.
За ввозом грузов выделяются Днепропетровско-Днепродзержинский,
Запорожский и Криворожский железнодорожные узлы, в структуре ввоза которых основное
место занимают каменный уголь, железная руда, флюсы и строительные материалы. По
суммарной работе станции самый большой на дороге Криворожский узел.
Большой также грузооборот Запорожского и Днепропетровско-Днепродзержинской
узлов.
В Приднепровье, как и в Донбассе, транзитные перевозки невелики. Основной
поток транзитных грузов следует через Приднепровскую дорогу до черноморских
портов - Херсона, Николаева, а также на экспорт в западном направлении. В потоке
транзитных грузов главную роль играют каменный уголь, черные металлы,
хлебные и лесные грузы.
Перевозки пассажиров по направлениям сильно колеблются. Очень большой поток
транзитных пассажиров следует в Крым и по линии
Лозовая-Запорожье-Мелитополь-Джанкой и далее до Симферополя, Керчи, Феодосии,
Севастополя, Евпатории и обратно.
Приднепровская дорога тесно взаимодействует с Днепровским речным путем, в
пределах дороги имеет два крупнейших порта: Нижнеднепровск (Днепропетровск) и
порт в Запорожье. Через эти порты следуют каменный уголь, железная руда,
минерально-строительные материалы и зерновые грузы.
Взаимодействие дороги с морским транспортом осуществляется через Бердянск - порт
Азовского моря и крымские порты - Евпаторию, Севастополь, Феодосию и Керчь.
Важнейшей автомобильной дорогой, проходящей от территории Приднепровья
и Крыма, является
Благоустроенное
шосеХарків-Красноград-Новомосковск-Запорожье-Мелитополь-Джанкой-Симферополь-Севастополь,
широко используется для перевозок грузов на дальние расстояния, особенно
ценных и скоропортящихся сельскохозяйственных грузов. Важнейшими
автодорогами является также дороги Кривой Рог - Днепропетровск-Новомосковск и Кривой
Рог-Никополь-Запорожье.
По количеству отправленных пассажиров (23,8% от общего объема)
Приднепровская железная дорога занимает второе место после Юго-Западной.
Все перевозки выполняются электровозами ВЛ8, ЧС7, ЧС2 и тепловозами 2Т3116, с
них 95% приходится на электротягу. На полигоне железной дороги эксплуатируются
украинские электровозы ДЕ1 Днепропетровского электровозостроительного
завода. Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава, верхнего строения
колеи, технических сооружений и оборудования осуществляют 12 локомотивных, вагонных 14
депо.
Южная железная дорога - одна из старейших на сети железных дорог Украины. Обслуживает
Харьковскую, Сумскую, Полтавскую и часть территорий областей, прилегающих к
них, с населением около 20 млн. человек (рис. 4.3).
Эксплуатационная длина железной дороги 2811 км, что составляет 12,6% от общей
длины сети железных дорог Украины. На ее долю приходится
8,5%
грузооборота и 12,0% пассажирооборота железных дорог страны. Магистраль обслуживает
более 1000 промышленных предприятий. Структура объема перевозок имеет
индустриально-аграрный характер.
В состав железной дороги входят три региональных представительства - Сумское,
Полтавское и Купянское (Харьковское включенное в Управление железной дороги), 161
станция, 12 локомотивных и 6 вагонных депо, 15 дистанций когда и др.
Южная дорога обеспечивает выход из Донбасса и Приднепровья на северо-запад
- в сторону Москвы, Брянска, Гомеля и Киева, а также на северо-восток и восток - в
сторону Воронежа и Пензы. Соответственно до этого Южная дорога имеет три основных
грузонапряженных направлениях: центральный, что идет от станции Букино через
Харьковский железнодорожный узел на Готню и далее на Брянск и Москву; восточное, от
станции Слав'яногорскої через Купянский железнодорожный узел на Валуйки, а
оттуда через Старый Оскол, Касторную и Елец на Москву и через Георгиу-Деж на
Воронеж и Пензу; западное, идет от Лозовой через Полтавский железнодорожный
узел на Ромадан, Гребенки и Киев. Во всех этих направлениях с Донбасса идет
транзитный поток черных металлов, химических грузов, строительных материалов,
машин и промышленного оборудования.
Центральный направление обслуживает также грузовые связи Донбасса с Харьковским
промышленным узлом. От Харькова до полуночи направляется поток машин и
промышленного оборудования с машиностроительных заводов города.
Тесные экономические связи существуют между Харьковом и Наддніпрянщиною. их
обслуживают железнодорожные линии Иск-Харьков, Красноград-Харьков и
Кременчуг-Полтава-Харьков, по которым вытекают также и транзитные грузы с
Приднепровья в центральные районы страны. Связь Донбасса с Республикой
Беларусь и Северо-Западом обеспечивает линия Букино-Харьков-Сумы-Ворожба.
Обслуживая в основном центры обрабатывающей промышленности, Южная дорога имеет
пассивный грузооборот: она отправляет в 1,5 раза меньше грузов, чем получает.
Среди грузов, отправляемых Южной дороге, первое место занимает железная
руда. Затем следуют строительные материалы, нефтепродукты, сахарная свекла и
хлебные грузы, перевозимые, как правило, в пределах дороги, а также машины,
металлоизделия и сахар, отправляются преимущественно за ее пределы. В структуре
ввозимых грузов представлены строительные материалы, каменный уголь,
нефтепродукты, черные металлы, сахарная свекла и хлебные грузы.
Крупнейшие станции прибытия грузов - станции Харьковского железнодорожного узла,
Полтава, Сумы и Кременчуг.
Главное место в грузовой транспортной работе дороги занимает Харьковский узел,
в котором сходятся 8 магистральных железнодорожных направлений, 4 из который
электрифицированы. В структуре грузооборота Харьковского узла главное место
занимает транзит. Крупнейшая грузовая станция узла - Индустриальная.
Она обслуживает такие машиностроительные заводы Харькова, как тракторный и др.
Южная дорога выполняет значительную часть сетевого пассажирооборота. Наиболее
большой пассажиропоток идет по направлению Харьков-Лозовая.
Взаимодействие с речным транспортом в пределах дороги осуществляется через
Кременчугский порт. Территорию Харьковской области пересекает шоссе
Москва-Харьков-Симферополь. Другие важные автомобильные дороги, которые проходят по
обслуживаемой территории Южной дороге: Киев-Лубны-Полтава-Харьков, Харьков-Ростов-на-Дону,
Полтава-Кременчуг, Ахтырка-Харьков.
57% перевозок осуществляются электротягой, электрифицировано почти 39% пути.
Оборудованные автоблокировкой 75% пути, электрической централизацией оборудовано 92%
стрелок, 77% пути - безстикова. На железной дороге создана сеть пунктов агентных
для обслуживания предприятий Харькова и Харьковской области - в аппарате
Харьковской и Купянской дирекций железнодорожных перевозок, на станциях Основа,
Шебелинка, Харьков-Балашовский, Лозовая и др.
Выполнены значительные ремонтные работы объектов пассажирского хозяйства на станциях
Казачья Лопань, Балаклея, Красноград, Лозовая, Полтава-Южная, Гоголево,
Шебелинка.
Юго-Западная железная дорога обслуживает северные области Украины - Хмельницком,
Винницкую, Житомирскую, Киевскую, Черниговскую и частично Сумскую (рис. 4.4).
Эксплуатационная длина дороги 4,7 тыс. км, что составляет 20,9% от общей
длины сети железных дорог.
Основной костяк магистральной сети Юго-Западной дороги был построен в
дореволюционное время. В советский период происходило выпрямление и усиление
отдельных направлений, строились подъездные пути к промышленных центров,
развиваются, новым сахарным заводам, месторождениям строительных материалов. Было
улучшено транспортно-географическое положение Чернигова (строительство железнодорожных
выходов до Гомеля и на запад до Ковеля и Бреста) и Житомира (создание прямого
выхода на Приднепровье).
Плотность сети в пределах дороги высокая, особенно в Винницкой, Хмельницкой,
Житомирской и Киевской областях, имеющих интенсивное свеклосахарное
производство.
Главная линия Юго-Западной дороги - направление Хутор
Михайловский-Конотоп-Бахмач-Нежин-Киев-Казатин-Винница-Жмеринка-
Хмельницкий-Тернополь.
До Жмеринки она электрифицирована. Начиная со станции «Киев», эта магистраль
имеет значительный грузопоток, состоящий из каменного угля, черных металлов,
химических продуктов и машин Донбасса и Харькова, к которым со станции Фастов
добавляется поток железной руды и черных металлов Приднепровья. Для вывоза
экспортных грузов на Брест важное значение имеет линия Шепетовка-Здолбунов-
Ровно-Луцк-Ковель.
В общем объеме работ дороги 3/5 составляет транзит. Главные транзитные
грузы-железная руда, нефтепродукты, каменный уголь, черные металлы, хлеб и лес.
Юго-Западная железная дорога обслуживает территорию с развитой обрабатывающей
промышленностью и интенсивным сельским хозяйством, имеет пассивный грузооборот:
отправка грузов из ее станций меньше прибытии. Среди грузов,
отправляются, на первом месте находятся минеральные строительные материалы,
главным образом строительный камень и поделочные материалы, добываемые в ряде
районов Украинского кристаллического массива. Существенная доля в отправлении
грузов продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства, а в
прибытии - каменного угля, лесных грузов, нефтепродуктов и черных
металлов.
Крупнейшие станции прибытия грузов - станции Киевского железнодорожного узла,
Винница, Чернигов, Житомир и Белая Церковь.
Для Юго-Западной железной дороги характерно интенсивное пассажирское движение,
особенно в направлениях от Киева на Львов, Одессу и Симферополь. Наибольшей
станцией по отправлению пассажиров в дальнем и пригородном сообщении на
Юго-Западной дороге является Киев.
В пределах дороги железнодорожный транспорт широко взаимодействует с речным. Важнейшие
перевалочные пункты смешанных железнодорожно-водных перевозок - Киев и Чернигов.
Территория, обслуживаемая Юго-Западной дорогой, имеет густую сеть
автомобильных дорог с твердым покрытием. Наиболее важными среди них,
используемыми как магистральные пути, есть две меридиональные дороги:
Гомель-Чернигов-Белая Церковь-Умань с выходом на Одессу,
Мозырь-Деркач-Житомир-Бердичев-Винница-Ямполь с выходом на Бельцы и Кишинев с
ответвлением от Коростеня на Новоград-Волынский-Хмельницкий и
Каменец-Подольский и три широтные: Киев-Житомир-Новоград-Волынский-Ровно,
Белая Церковь-Казатин-Любар-Ямполь-Кременец и Умань-Винница-Хмельницкий-Тернополь.
Площадь территории, прилегающей к Юго-Западной железной дороги, составляет 107,9
тыс. кв. км, в зоне действия железной дороги находится 9,3 млн. чел. Эксплуатационная
длина железной дороги почти 4600 км, что составляет 20,9% от общей длины
сети железных дорог. Юго-Западная железная дорога лидирует среди железных дорог Украины по
объему пассажирских перевозок. Пассажирооборот составляет 31,3% от общего
пассажирооборота железных дорог Украины. Отправлено почти 142 млн. чел. Именно поэтому
большое внимание на дороге уделяется не только технологии перевозочного
процесса, но и обеспечение необходимого сервиса на вокзалах и в поездах.
Главная линия Юго-Западной железной дороги - направление Зерново-Хутор
Михайловский-Конотоп-Нежин-Киев-Казатин-Жмеринка-Хмельницкий-Волочиск - есть
частью Критских коридоров № 3, № 9-с.
Проводятся работы по обновлению и ремонту инфраструктуры в направлениях международных
транспортных коридоров. В 2001 г. произведена реконструкция главных помещений
центрального и пригородного вокзалов ст. Киев, что позволило увеличить пропускную
способность пассажиропотока с 7,5 до 10 тыс. пассажиров в сутки. Построен новый
павильон вокзала.
Одесская железная дорога - важная составляющая единого транспортного конвейера южного
запада Украины. Железная дорога пролегает по территории шести областей: Одесской,
Николаевской, Херсонской, Черкасской, Кировоградской и Винницкой (рис.
4.5), ее эксплуатационная длина почти 4100 км (18,7%).
Протяженность электрифицированных линий 1702 км. На ее долю приходится почти 22%
грузооборота и 13% пассажирооборота железных дорог страны.
Территории, обслуживаемой дорогой, пересекают следующие магистральные
автодороги: Одесса-Умань-Киев, Одесса-Тирасполь-Кишинев, Одесса-Белград-Рены,
Одесса-Николаев-Херсон-Каховка, Кишинев-Кировоград.
Наиболее загруженные линии Одесской железной дороги, что идут до морских портов (от
Винницы и Черкасс до Одессы и Ильичевска, от Знаменки, Днепропетровска и
Донецка до Николаева и Херсона). Широтные линии небольшой
протяженности, обслуживающих преимущественно сельскохозяйственные районы (имени
Тараса Шевченко-Цветочное-Христиновка-Зятьковці-Вапнярка-Ямполь,
Чернолесская-Помошна-Борщи, Николаев-Колосовка-Раздельная-Кучурган), менее
загружены. В целом вантажонапруженість дороги значительно ниже
общесетевой.
Главными грузами, перевозимых в направлении Одессы, Ильичевска и Южного,
является нефтепродукты, каменный уголь, черные металлы и минеральные строительные
материалы. Часть из них перерабатывается и потребляется в Одессе - наиболее
крупном промышленном центре украинского Причерноморья, а большая часть
перегружается на морской транспорт и идет на экспорт.
В направлении Николаевского и Херсонского морских портов из Приднепровья и
Донбасса следуют каменный уголь, нефтепродукты, черные металлы, железная руда и
цемент, а в обратном направлении - нефтепродукты и хлебные грузы, а также
глинозем.
Экспортные перевозки грузов очень влияют на структуру грузооборота
Одесской дороги: она имеет трехкратное превышение прибытия над отправлением.
Среди грузов прибытия преобладают нефтяные, каменный уголь и строительные
материалы.
Отправляет Одесская дорога нефтепродукты, минеральные строительные материалы и
каменный уголь.
Крупнейшие станции прибытия: Одесса, Рени, Николаев, Ильичевск и Херсон,
отправления - Пантаевка, Одесса и Херсон.
Главные пассажиропотоки направляются в Одессу.
Одесская дорога широко взаимодействует с другими видами транспорта - морским (в портах
Одесса, Ильичевск, Южный, Николаев и Херсон), речным (в портах Измаил
Дунае, Херсон и Черкассы на Днепре) и автомобильным. Между портом Ильичевск и
болгарский порт Варна регулярно курсируют морские железнодорожные паромы.
Главная особенность Одесской железной дороги - ее приморское и приграничное положение.
В регионе железной дороги расположены крупные морские порты: Одесский, Ильичевский,
Николаевский, Херсонский, Белгород-Днестровский, Измаильский, Ренийский,
Южный и Октябрьский. Грузовая работа проводится на 166 станциях с 307 действующих
на железной дороге.
Основное и важнейшее направление грузовой и коммерческой работы Одесского
железной дороги связан с деятельностью портов и припортовых станций, где осуществляются
операции с внешнеторговыми грузами. Действуют паромные переправы
Ильичевск-Варна, Ильичевск-Поти, Ильичевск-Батуми. Перспективным является развитие
сообщение через паромную переправу между государствами Кавказа, Центральной Азии, с
одной стороны, и странами Балтии, Скандинавии - с другой.
По направлению Вапнярка-Слободка-Котовск-Раздельная-Одесса и через порты, в том
числе через Одессу и Ильичевск, проходят важные международные транспортные
коридоры: Критский № 9, соединяющей север и юг; Гданьск-Одесса; ТРАСЕСА,
что связывает Европу, Кавказ и Азию.
Львовская железная дорога - одна из старейших в Украине. Обслуживает семь областей
Западной Украины: Львовскую, Волынскую, Закарпатскую, Ивано-Франковскую,
Ровенскую, Тернопольскую и Черновицкую (рис. 4.6).
Площадь региона 110,8 тыс. кв. км с населением 9,65 млн. чел. Львовская железная дорога
- главные ворота в Европу. Для сообщения со странами Западной Европы и СНГ, а
также Балтии на железной дороге действуют 20 пограничных переходов, в том числе: на
границе с Польшей - 7, со Словакией - 2, с Румынией - 4, Белоруссия - 2, с
Молдовой - 2.
Эксплуатационная длина железной дороги составляет 4552 км, что является вторым показателем в
Украине. На ее долю приходится почти 11% грузооборота и столько же
пассажирооборота железных дорог Украины.
Почти 800 км участков Львовской железной дороги входят в состав международных
транспортных коридоров:
-
к Критского № 3: Мостиска-II-Львов-Красне-Подволочиск;
-
Критского № 5: Чоп-Львов;
-
международного транспортного коридора Гданьск (Балтийское море) - Одесса (Черное
море): Ягодин-Ковель-Здолбунов.
Львовская железная дорога имеет 8% двухпутных и 11% электрифицированных линий. Дорога
обеспечивает выход с территории Украины на запад - через пограничные станции Чоп,
Мостиска и Брест - потока экспортных грузов. Менее существенная роль дороги в
местных грузовых перевозках.
Для местных перевозок используются линии Львов-Самбор-Ужгород,
Львов-Ивано-Франковск-Коломыя и Дрогобыч-Стрый-Тернополь. Часть станций и
линий Львовской дороги малодеятельный и по мере развития автомобильного
транспорта, особенно в связи с распространением автопоездов, должна закрываться,
потому что их эксплуатация неэффективна.
В внутрішньодорожньому грузооборота главную роль играют каменный уголь, в
основном из Львовско-Волынского бассейна и частично из Донбасса, минеральные
строительные материалы, нефтепродукты, черные металлы, машины, зерно, муку и
сахарную свеклу. В отправлении грузов резко доминируют каменный уголь
Львовско-Волынского бассейна, нефтепродукты и минеральные строительные материалы.
Отправляются также лесные грузы из карпатских и полесских областей,
сахарная свекла и машины главным образом из Львова.
Крупнейшими станциями прибытия грузов являются станции Чоп и Мостиска, выполняющих
операции с экспортными грузами, а также станции Дрогобыч, Надворная,
Львів, Львов и Ровно. Большое количество грузов отправляют станции
Іванче, Селец и Горняк, Здолбунов, Николаев и Клєсов.
Пассажирские перевозки дороги небольшие. Наиболее значительный центр отправления
дальних и особенно пригородных пассажиров - Львов.
Территория, обслуживаемая Львовской дорогой, отличается высокой густотой
автомобильных дорог с твердым покрытием. Однако плотность их не везде
одинакова: она крайне невелика в Полесье и Карпатах и чрезвычайно высока в
Прикарпатье. Крупным центром автомобильных дорог Львов, соединен
автомобильными магистралями через Луцк и Ковель с Брестом, через Броды, Дубно
и Ровно с Житомиром и Киевом, через Тернополь с Хмельницким и Винницей, через
Ивано-Франковск, Коломыю и Черновцы с Бєльцями и Кишиневом, через Самбор с
Ужгородом и через Стрый из Мукачево.
В 1998-2001 гг. электрифицирован участок Здолбунов-Ровно-Киверцы-Ковель (147 км).
По европейским стандартам построен на украинско-польской границе (ст.
Ягодин) пункт перестановки пассажирских вагонов, что позволило короче и
более дешевым путем пропускать украинские пассажирские поезда на Запад. Сводные
современные пригородные вокзалы в Львове и Чер - вонограді. Обновлены вокзалы в Львове,
Черновцах, Ивано-Франковске, Тернополе, Львове, Чопе, Галиче, Рогатине и
других городах.
Роль железнодорожного транспорта в системе транспортных коммуникаций Украины
усиливается и тем, что через территорию государства пролегают основные транспортные
трансъевропейские коридоры: Восток-Запад, Балтика-Черное море. В частности,
трансъевропейская железнодорожная магистраль Е-30, что начинается в Берлине,
пересекает Украину по маршруту Мостиска-Львов-Киев и идет дальше до Москвы. Она же
на территории Польши пересекается со скоростными магистралями Е-59 и Е-65 и
создает возможность скоростного железнодорожного сообщения почти между всеми
государствами Европы.
В дирекциях дорог движением поездов управляют поїздні диспетчеры, а участки, которыми
они руководят, называются - диспетчерскими кругами. Пределами этих кругов, как правило,
бывают промежуточные или сортировочные станции.
Смену поездных диспетчеров возглавляет дежурный по дирекции - он координирует действие
поездных и локомотивных диспетчеров. За время дежурства движением поездов на
участки единолично руководит поездной диспетчер. Его задача - обеспечить движение
поездов по графику, а в случаях нарушения его - ввести поезда,
опоздали, графика.
Анализ проделанной работы для совершенствования организации движения поездов и проведения
в жизни неиспользованных резервов имеет анализ эксплуатационной работы железнодорожной
сети, дорог, отделений и станций.
Есть оперативный и периодический анализы.
Оперативный анализ - заключается в разборе результатов работы за смену, сутки.
Периодический анализ - за пятидневку, декаду, месяц и т.д.
Необходимыми условиями правильного планирования и оперативного руководства поїздною
и грузовой работой является знание фактического положения на линии.