Нового времени политическая мысль - ідеолого-правовые концепции, теории, программы мыслителей Нового времени. В этот период сформировались основные национальные школы высоко-развитой политической мысли, совершенствовались актуальны и для сегодняшнего дня политические идеи. Мыслители Нового времени сформулировали несколько идей, которые способствовали распада феодализма и стали фундаментом либерализма. Опираясь на античное наследие, идеи естественного права, общественного договора, понятие правовой личности и субъективного права различных законодательных учреждений, проводники этих идей утверждали, что инстинкт самосохранения является источником справедливости и нравственности. Важной была идея, что основной функцией государства является охрана естественных прав каждого гражданина.
Английская политическая мысль достигла наивысшего взлета в творчестве философа и естествоиспытателя Томаса Гоббса (1588 - 1679) - автора знаменитого "Левиафана" (1651). Это произведение был задуман, как оправдание диктатуры Кромвеля и как требование подчиниться новой власти. Для характеристики государства Гоббса не использовал латинское слово civitas, английское state, а употреблял то, что применяли тогда сторонники диктатора - common wealth, что переводилось, как общественное благо, и было эквивалентом латинского слова res publica. Левиафан - искусственный человек, великая и могучая, которую создало общество. Гоббса описывает его как простую модель, с помощью которой происходит познание очень сложного. Философ по-новому подошел к человеку, вполне в духе капитализма, который развивался, следуя новых принципов прежде всего эгоизма, частной собственности и правила купли - продажи. Он настаивал на применении принуждения в отношении тех, кто не имеет собственности и вынужден работать. Вместе с тем отдельные идеи Гоббса начали целые направления в общественных науках. В XX в. его теорию языка и лингвистические истины использовали неопозитивісти, а утверждение, что богатство создают не деньги, а труд, породило новую политэкономию. У истоков либерально-конституционного (либерально-демократического) направления английской политической мысли стоял врач, мыслитель Джон Локк (1632 - 1704). Среди его многочисленных работ особое значение имеют "Письма о веротерпение" (1689) и "Два трактата о правлении" (1689 - 1690). Во втором трактате последней книги Локк изложил свою концепцию происхождения государства, ее структуры и основных принципов функционирования. Он считал, что изначально все люди находились в естественном состоянии. Но видение этого состояния Локком существенно отличалось от представлений Гоббса. Это было состояние мира, а не войны, первоначальный вид человеческого объединения, состояние свободы и равенства. Его регулировало естественное право, содержанием которого был ум, что провозглашал следующие постулаты: все равны и независимы, никто и никому не должен наносить никакого вреда в вопросах жизни, свободы и имущества. От самого рождения человеку принадлежало право на владение и защиту своей жизни и имущества. Одновременно каждый имел право судить тех, кто эти права нарушал. Государство, образующийся в результате заключения общественного договора, получает право наказывать тех, кто нарушает естественные права. Локк рассматривал собственность не только как символ трудолюбия лица, критерий ее оценки, но и как условие личной свободы. Политические взгляды Локка заложили основные принципы доктрины либерализма и в полной мере были развиты уже в XVIII в.
Вследствие революционных событий в Англии и концептуальной деятельности политических мыслителей появилось два нормативных акта, которые оказали огромное влияние на политическую мысль - Хабеас корпус акт 1679 г. и Билль о правах 1689 г. Вместе с Великой хартией вольностей 1215 г. они составляли хоть и несистематизовану, но первую в мире юридическую конституцию государства и по сей день считаются частями современной неписаной конституции Великобритании.
Весомый вклад в развитие доктрины аристократического либерализма сделал Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755). Его труд "О духе законов" (1748 г.) стала краеугольным камнем теории либерализма. Монтескье рассматривал политическую власть в основном в ее правовом аспекте и отмечал, что природа определяет законы, а человек зачастую нарушает их через свое незнание. Основными естественными законами он называл мир, добывания пищи, потребность в общении, жизни в обществе. В соответствии с идеями Монтескье основная задача государства - обеспечить человеку политические и гражданские свободы, что возможно лишь при существовании независимых друг от друга ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. По мнению ученого, над политическими гражданскими свободами индивида нависает угроза не только тогда, когда различные виды влад узурпирует один государственный орган или лицо, но и когда разные власти возглавляют представители одного сословия, одной партии. Ни одна из ветвей власти не должна обладать полномочиями отменять решения первых двух, но каждая может приостановить постановление, которое противоречит закону. Несомненным условием соблюдения законов и защиты гарантий граждан является принцип ограниченности всех влад. Монтескье справедливо считают основателем теории правового государства, которую он рассматривал с позиции географической школы. Согласно им, наибольшее влияние на правовую систему конкретной страны оказывает климат, плотность населения, экономический уровень страны, вероисповедания. Ученый определил три формы правления с помощью двух понятий - природы и принципа правления. Природа правления, по Монтескье, - это то, что делает его именно таким, каким оно есть. Принцип правления определяется чувствами, которыми руководствуются люди для гармоничного функционирования внутри того или иного типа правления. Природу каждого правления определяет количество субъектов верховной власти - отсюда республика, монархия и деспотия.
Весомый вклад в развитие политической мысли Нового времени сделали представители немецкой политической науки, в частности Эммануил Кант (1724-1804) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831).
В своих трудах "Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения", "К вечному миру", "Метафизические начала учения о праве" Кант изложил основы немецкой школы общественного договора, естественных прав человека, правового государства, нормативизма, гражданского общества, свободы личности, соотношение свободы, права и морали, взаимовлияния морали, права и государства, разделения властей, искусства политического управления народом, внешней политики. Кант отмечал, что основное отличие животного и человека заключается в способности последней самостоятельно определять собственное поведение, тогда как животные зависят от внешних факторов. Отсюда его закон - "категорический императив", который утверждал, что индивид способен быть "хозяином самому себе" и поэтому не нуждается во внешней опеки. Формы политического правления Кант разделяет на деспотические, автократические, демократические и республиканские, отдавая предпочтение автократии. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную следует осуществлять на основе взаимной поддержки и координации властных ветвей, а не на основе сдержек и противовесов. В сфере международной политики Кант обосновал принципы соблюдения договоров, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела других государств, правомерности оборонительных войн, недопустимости применения жестоких средств ведения боевых действий, обращения с военнопленными, шпионажа, тайных убийств, ограбления мирного населения и т.д. Кант выдвинул идеи нейтралитета, обосновал право коалиций, право гарантий в международных отношениях.
Гегель в своих трудах "Философия права", "Философия истории", "Философия духа", "Феноменология духа" раскрыл основные положения своего политического учения. Оно основывается на трех аспектах диалектического развития духа: субъективный дух - объективный дух - абсолютный дух. Гегель выдвинул собственное видение личности, гражданского общества, государства, международных политических отношений. История, по Гегелю, имеет целью эволюцию свободы личности в гражданском обществе, вследствие чего "мировой дух" начинает представлять себя абсолютно свободным, история "становится прогрессом в осознании свободы и делится на следующие этапы: древневосточные, когда народы знали, что свобода принадлежит одному; древнегреческий и древнеримский, когда народы знали, что свобода принадлежит группе людей; современный немецкий, когда народы знают, что свобода принадлежит всем. Гражданское общество, по мнению Гегеля, это общество собственников, к которому относятся свободные индивиде, которые взаимодействуют между собой в процессе реализации собственных потребностей и интересов преимущественно в общественно-экономической сфере. Гражданское общество делится на сословия (корпорации), охватывает полицию и судебные учреждения. Государство по Гегелю - венец развития нравственности и продукт объективного духа, а не общественного договора. Она предшествует семье и гражданскому обществу, олицетворяет их единство, устраняет противоречия. Сущность государства - суверенитет разделен между монархом и народом, что дает ей возможность безгранично властвовать над собой и над гражданским обществом. Во внешней политике Гегель отвергал кантівську идею "вечного мира", которая, по его мнению, "развращает нацию", оправдывал войны.
Идеи Гегеля оказали значительное влияние на Карла Маркса (1818 - 1883) и Фридриха Энгельса (1820 - 1895)- немецких политических мыслителей, основоположников одной из самых влиятельных течений политической мысли нового и новейшего времен - коммунистического радикализма. Проанализировав динамику развития и основные признаки западноевропейского капитализма, они сформулировали материалистическое понимание истории, теорию прибавочной стоимости и политическую концепцию диктатуры пролетариата. Они отмечали производственных отношениях, как на основных, определяющих комплекс общественных отношений, а также утверждали, что в истории решающую роль играют народные массы, что капитализм имеет переходное значение, а потому его должен сменить новый коммунистический строй, который является неизбежным результатом революционного решения противоречий капитализма. Маркс и Энгельс исходили из того, что государство и право в развитии общества является продуктом материальных отношений, что означало совершенно новую позицию относительно тогдашних теорий естественного права и общественного договора.
Взгляды американских политических идеологов и просветителей Бенджамина Франклина (1706 - 1790), Томаса Пейна (1737 - 1809), Джорджа Вашингтона (1732 - 1799), Джон Адамс (1735 - 1826), Томаса Джефферсона (1743 - 1826), Джеймса Мэдисона (1751 - 1826), Александера Гамильтона (1757 - 1804) и других формировались под влиянием французских мыслителей и революционеров XVII - XVIII вв. Республиканско-демократическое течение в американской политической мысли представляли Бы. Франклин, Т. Пейн и Т. Джефферсон, которые сформулировали основные принципы американского конституционализма, политическую доктрину независимости североамериканских колоний, обосновали понимание процесса политической истории, решительно отрицали рабовладельческое систему, провозгласили принципы американского конфедералізму и демократизма, отстаивали свое видение естественных прав человека и общественного договора, принципы всенародного суверенитета, всеобщего избирательного права, миролюбивой внешней политики, настаивали на приоритете человека над гражданским обществом, а гражданского общества над государством.
Федералістичну течение в американской политической мысли представляли Дж. Адамс, Д. Мэдисон, А. Гамильтон и др. Идеальной формой правления они считали конституционную монархию, на пути к установлению которой демократическая республика была очередным этапом. Также они обосновали доктрину политического изоляционизма, оказывали предпочтение интересам государства над интересами человека, проповедовали идеи цензового избирательного права. В то же время они выступали против сословного деления общества и сословных привилегий, пропагандировали идеи Монтескье о разделении властей и перенос их на американский Грунт, разработали формы и методы политического сбалансирования властных ветвей, их структуры и компетенции, пути укрепления центрального федерального правительства, принципов судопроизводства, защита интересов и свобод крупных предпринимателей, доказывали необходимость поиска политического компромисса.
Итак, политическая мысль Нового времени, впитав в себя учение предыдущей исторической эпохи, заложила основы новейшей политологии. Мыслители Нового времени обосновали фундаментальные принципы и основы основных ідеолого-правовых течений мировой политологии - либерализма, консерватизма, коммунизма, осветили проблему примирения государства и общества через политику.
Соколов В. В. Европейская философия XV - XVII веков. - М., 1984; Кто есть кто в европейской и американской политологии: Малый политологический словарь. - Львов, 1995.
О. Бабкина