Претензионный порядок - досудебный (арбитражное) урегулирование спорных вопросов между кредитором и должником. Кредитор обязан обратиться к должнику с письменной претензией. Порядок до арбитражного урегулирования споров определяется Арбитражным процессуальным кодексом, если иной порядок не установлен действующим на территории Украины законодательством, которое регулирует конкретный вид хозяйственных отношений (например, транспортным законодательством). В претензии должны быть указаны следующие сведения: полное наименование и почтовые реквизиты заявителя и субъекта, которому претензия предъявляется; дата предъявления и номер претензии; обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия; доказательства, подтверждающие их; ссылка на соответствующие нормативные акты; требования заявителя; сумма претензии и ее расчет; платежные реквизиты заявителя; перечень документов, прилагаемых к претензии, а также другие доказательства. Документы, подтверждающие требования заявителя, прилагаются в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях. Претензия направляется заказным или ценным письмом или вручается под расписку. Арбитражный процессуальный кодекс не устанавливает срок обращения с претензией. Согласно ст. 8 Арбитражного процессуального кодекса претензия подлежит рассмотрению в месячный срок, который исчисляется со дня получения претензии. В тех случаях, когда обязательными для обеих сторон правилами или договором предусмотрено право проверки забракованной продукции (товаров) предприятием - изготовителем, претензии, связанные с качеством и комплектностью продукции (товаров), рассматриваются в течение двух месяцев. Согласно ст. 365 Гр. К. Украины претензии, вытекающие из перевозки, могут предъявляться в течение 6 мес., а претензии об уплате штрафов и премий - в течение 45 дней. Результаты рассмотрения претензии предоставляются заявителю в письменной форме. В случае полного или частичного отказа в претензии заявитель имеет право обратиться с иском в арбитражный суд. Административным процессуальным кодексом установлена ответственность за нарушение сроков рассмотрения претензий или оставления их без ответа в виде штрафа, который взыскивается в доход государственного бюджета в размере 2 процентов от суммы претензии, но не менее пяти и не более ста минимальных заработных плат (без индексации). Эти санкции применяются только к искам имущественного характера. Решение об этом принимает арбитражный суд одновременно с принятием решения по спору.