Языковые и позамовні основы речевой культуры
Речевая культура
отдельной личности и всего народа, ее содержание и уровень развития определяются двумя
основными факторами:
- состоянием и
богатством языка (в конкретный период функционирования);
- позаказным
обстоятельствами, уровнем, сущностью жизни народа, прежде всего его образованных слоев.
Совершенство устного и
письменной речи отдельного лица в пределах каждого из стилей речи зависит от
объема и глубины знаний ею языка, функциональных возможностей языковых единиц.
Семантика и структура индивидуального вещания только в найсуттєвішому проявлении
отражает то, что имеющееся в всенародной языке.
Говорящие стремятся к
как можно основательного осмысления, познания языка и полного ее применения
в собственной речи. Особенно тщательно и по - профессиональному привередливо относятся
до этого те, кому небезразлично состояние языка и его культура (классики отечественной
литературы, ученые, журналисты и др.). Ученые - филологи исследуют особенности
и коммуникативные возможности вещания, в частности, выясняют, которое имеет вещания
статус точного, богатого, сжатого, образного и т.д. Следовательно, уровень и содержание
речевой культуры как определенной лингвистической теории и практики больше
зависит от знания говорящим языковых единиц - фонетических, морфемних, лексических,
фразеологических, морфологических и синтаксических.
Речи тесно связано
с мышлением. От пространства и глубины мышления зависит его проявление в речи, и
наоборот: обнаружены во время вещания знания языка отражают мышление говорящего.
Умственно-речевая
деятельность человека своеобразно реализуется во всех компонентах языка, прежде всего в словах
и предложениях. Словом кого-то или что-то называют (номинативная языковая единица),
предложением или эквивалентом (заменителем) предложения что-нибудь выражают рассказ,
вопрос или побуждение (коммуникативные языковые единицы). Слово всегда фиксирует определенный
элемент действительности, даже если он ирреальный, фантастический.
Каждый
коммуникативно-речевой акт представляет собой двуединое комплексное явление, процесс, в
котором своеобразно сочетаются такие реалии, как лицо, которое отзывается, и
позамовні факторы. В этом процессе принято выделять:
- речи адресанта
(того, кто высказывается) и речи адресата (того, кто воспринимает высказывания
адресанта и соответственно реагирует на него). Говорящий всегда заинтересован в том, чтобы
сказанное или написанное им по всем параметрам было воспринято другими наиболее полно;
- конкретные условия
жизни лица, которому реализуется речи.
Речи зависит от
определенных объективных и субъективных обстоятельств, причин. Объективные обстоятельства
индивидуального вещания, общения с другими - это время и место вещания, его
спричиненість, способ проявления, условия реализации и цель. К объективным факторам
вещания принадлежит и его стилевая сущность, ориентированность. Вещание бывает
полностью или только в основном бытовым, или научным, официально-деловым,
художественным, эпистолярным, или конфессиональным, а в пределах каждого из стилей языка также
и более или менее торжественным, официальным, фамильярным, юмористическим,
интимно-ласковым или сатирическим, саркастическим. И хотя объективные обстоятельства
доминируют во всех процессах высказывания, речи очень весомо зависит и от
субъективных факторов , от каждого говорящего, его образованности, знания им языка как
системы и от определенных реалий жизни.