Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 4

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ

4.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

  Изменения состояния железных дорог за последние годы

Экономическое развитие железнодорожной отрасли, ее техническое переоснащение, позволил не только возродить отдельные отрасли промышленности - машиностроение, строительных материалов, черную металлургию, нефтехимическую, но и ускорить темпы общенационального промышленного производства.

Достижение показателей стабильного экономического роста и финансовой стабильности позволило начать реализацию новых, стратегически важных проектов, направленных на реализацию политики европейской интеграции Украины.

Определены приоритетные направления для инвестиций: реабилитация главных путей, развитие международных транспортных коридоров, обновление парка пассажирских и грузовых вагонов, электро - и дизель-поездов, электровозов, путевой техники.

Для обеспечения подвижным составом возрастающих потребностей в пассажирских и грузовых перевозках Укрзализныця течение последних лет за собственные средства финансирует реализацию программ, предусматривающих освоение предприятиями современной Украины железнодорожной техники: электровозов, дизель - и электропоездов, пассажирских вагонов, тяжелой путевой техники.

Железнодорожники Украины разработали программу развития отрасли, ее реализация требует значительных капиталовложений. Созданы некоторые технические и правовые предпосылки для привлечение инвестиций.

Выполняя утвержденную Кабинетом Министров Украины «Программа создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров (МТК) в Украине» Укрзализныця модернизирует инфраструктуру на направлениях МТК в соответствии с национальных стандартов. За 1998-2005 года на направлениях коридоров отремонтировано всеми видами ремонтов и модернизировано около 6000 км пути, электрифицировано 610 км, проведены значительные работы по модернизации устройств СЦБ и связи. Всего в развитие МТК вложено 1,5 млрд. грн. собственных средств железных дорог.

Для модернизации железнодорожной инфраструктуры в направлении Львов-Жмеринка-Киев (часть международных транспортных коридоров № 3, 9) используется путевая техника, закупка которой осуществлялась в рамках реализации кредита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по проекту «Развитие железнодорожных путей Украины». В июне 2005 г. закончилась реализация этого проекта. Получено и введено в эксплуатацию 27 путевых машин, освоены все кредитные средства.

Одной из главных проблем в обеспечении бесперебойного функционирования железнодорожных МТК в настоящее время является тоннель на участке Бескид-Скотарское. Существующий тоннель находится в неудовлетворительном состоянии и лимитирует пропускную способность МТК № 5.3 целью решения этой проблемы Укрзализныцей планируется строительство нового тоннеля за счет средств ЕБРР.

31.08.2004 г. подписаны Гарантийное и Кредитное соглашения между Украиной (Мпс) и ЕБРР по проекту «Внедрение скоростного движения пассажирских поездов на железных дорогах Украины».

На направлении 5-го международного транспортного коридора на ст. Чоп создана международный транспортно-логистический центр «Вариант-Логистик» (ТЛЦ «Вариант-Логистик»). Этот центр предоставляет комплекс услуг: погрузочно-разгрузочные операции, перегрузки, хранения грузов под таможенным контролем, таможенно-брокерские услуги, информационные услуги, электронизация документооборота, выполнение функций оператора с интермодальных перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов.

  Готовность железных дорог к будущему решения Еврокомиссии включить Украину в систему транснациональных маршрутов

С учетом геополитических условий железные дороги Украины имеют один из крупнейших в Европе потенциал транзитности.

Принимая во внимание тот факт, что в Украине практически состоялся распределение грузов между автотранспортом (потребительские товары, контейнерные перевозки, и т.д.) и железными дорогами (массовые грузы), перераспределение между ними в перспективе не будет носить кардинального характера. На достаточно далекую перспективу железной дороги останутся основным (по объему) перевозчиком грузов и пассажиров на средние и дальние расстоянии.

На международном уровне Украина присоединилась или проводит процедуры присоединения к основных Конвенций и многосторонних соглашений в области транспорта, определяют приоритетные направления и условия перевозок транзитных грузов. Среди этих мер важнейшими являются присоединении к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), проведение работы по подписанию Конвенции о процедуре международного таможенного транзита при перевозке грузов железнодорожным транспортом, разработка проекта Закона «О присоединении Украины к Конвенции о совместной транзитную процедуру» и др.

На межотраслевом уровне Министерством транспорта и связи и Укрзализныцей принимаются действенные меры по согласованию совместно с железнодорожными администрациями соседних стран, национальными портами и терминальными комплексами привлекательных тарифных условий на транспортировку грузов в направлении Украины.

В 2002-2005 годах с целью обустройства пунктов пропуска (контроля) за государственную границу Украины, в том числе на пограничных переходах в пределах МТК, за счет собственных средств выполнена Комплексная программа развития государственного границы Украины, еще было потрачено почти 15 млн. долл. США.

Выполнены работы по дополнительному обустройству всех железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Украины сооружениями, устройствами, грузовыми механизмами, средствами связи для проведения качественного и своевременного таможенного и пограничного контроля грузовых поездов. Оградительные станционные пути и таможенные зоны, усиленно их освещения, проведен ремонт служебных помещений и т.д. Принятые мероприятия направлены на совершенствование технологии работы пограничных станций и пунктов пропуска, улучшения взаимодействия железных дорог, органов таможенного и пограничного контроля.

В результате совершенствования технологии работы пограничных передаточных станций уменьшено время обработки поездов с транзитными грузами на 0,5-2,0 ч.

В связи с наличием различной ширины колеи: в Украине - 1520 мм, в Польше - 1435 мм с 2003 года в международном железнодорожном сообщении между Украиной и Республикой Польша на пограничном переходе Мостиска II введен в эксплуатацию путепереводное устройство для автоматического изменения расстояния между колесами в колесных парах (система SUW-2000).

Внедрение указанной технологии позволило в 4 раза уменьшить время пересечения украинско-польской границы, что значительно повысило комфортность поездки, избавило пассажиров от целого ряда удобств. В перспективе планируется применение вагонов с раздвижными колесными парами системы SUW-2000 для поездок до других стран Европы.

Дальнейшие планы для приближения украинских железных дорог к европейским стандартам

Развитие инфраструктуры железных дорог Украины осуществляется по двум направлениям: обеспечения массовых перевозок и осуществления скоростного и высокоскоростного движения поездов.

Повышение разрешенной скорости движения и организация скоростного движения поездов предполагается, в первую очередь, на направлениях международных транспортных коридоров и магистралях, соединяющих крупнейшие города Украины.

Проектом Программы создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров на 2006-2010 гг. предусмотрено выполнение, главным образом, организационно-технологических мероприятий. Это маркетинг, совершенствование тарифной политики, кардинальное улучшение взаимодействия с таможенниками и пограничниками, соблюдение европейских требований к минимизации сроков пересечения границы.

Предполагается создание терминальных центров на сети железных дорог в пределах МТК, а именно Киев-Пески, Усатово, Одесса-Порт, Скнилов, Чоп, Мариуполь-Порт, Донецк-II, Луганск, Ковель, Харьков-Краснозаводская, Днепропетровск-Грузовой.

Создание региональных центров на сети железных дорог в пределах МТК предполагается в пунктах: Казатин-И, Полтава-Южная, Джанкой, Запорожье-Левое, Жмеринка, Шепетовка.

Инфраструктура железных дорог дополняется созданием сети транспортно-складских комплексов, консолидирующих и логистических центров, которые должны обеспечить функционирования транспортных коридоров и организацию контейнерных и контрейлерных перевозок.

Проводится работа по созданию и развитию мощных логистических комплексов в наиболее вантажоспоживаючих регионах Украины (в Харькове, Луганске, Одессе). С целью развития перевозок грузов в сообщении МТК планируется создание современных перегрузочных комплексов на пограничных переходах Украины с Венгрией и Польшей (ст. Чоп и Мостиска).

Продолжаются работы по электрификации железных дорог, применения саморегулируемой, интеллектуальной системы тягового электроснабжения, что обеспечит оптимальный процесс энергообеспечения тяги.

Главным направлением развития систем сигнализации, централизации и блокировки есть обновление средств железнодорожной автоматики на базе создания микропроцессорных и компьютерных систем.

При развитии телекоммуникационных сетей внедряются волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) и цифровые системы связи и радиосвязи, решает проблемы повышение надежности не только магистральных и технологических видов связи железных дорог, а также вопросы обеспечения надежной связью практически всех районов Украины.

Приоритетным для железных дорог Украины является внедрение скоростного движения пассажирских поездов, которое предусматривает курсирования дневных поездов между Киевом, большинством областных центров и крупнейших городов Украины, со сроком пребывания в дороге 4-7 часов и применением вагонов повышенной комфортности.

Кроме решения социальных вопросов, значительной экономии времени пребывания пассажиров в дороге, существенно снижаются инвестиционные потребности железных дорог за счет обеспечения составом дневного поезда рейсов в оба направления за сутки, что делает такие перевозки в 2,5 раза более эффективные, чем обычные поезда. Выполняется программа поэтапного перехода на ускоренные дневные пассажирские экспрессы. Такое сообщение уже соединяет Киев с Харьковом, Днепропетровском, Хмельницким. Следующим направлением является Львов.

Выполняя совместное решение Министров транспорта Российской Федерации и Украины в августе 2005 г. внедрено ускоренное движение пассажирских поездов на направлении Киев-Москва.

Железнодорожный транспорт Украины является одним из основных факторов динамичного развития экономики страны, в силу своей природы никогда не замыкался в рамках одной государства, будучи открытым экономическим образованием. Тесная взаимосвязь железных дорог Европы сложился исторически и в современных условиях приобретает все больший динамизм, как в сфере технологических процессов, так и в сфере экономической либерализации, в расширении горизонтов управления на основе новых средств коммуникаций. Железные дороги Украины выстраивают собственную стратегию развития в XXI веке, действуют целенаправленно, формируя экономически толерантную политику согласно современных реалий специализации и международного разделения труда. Укрзализныця стремится стать надежным звеном в международной транспортной системе.