РАЗДЕЛ 4
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
4.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Железнодорожная отрасль независимой Украины ежегодно обеспечивает перевозку свыше 300
млн. т грузов и около 500 млн. пассажиров.
Она прошла сложный период становления и развития государства, поиска путей
выживание в условиях перехода к рыночным отношениям.
Ситуацию осложняло резкое падение объемов перевозок и несвоевременные расчеты
клиентов за перевозки, что привело к значительным финансовым потерям и хронических
неплатежей в бюджет и невыплат заработной платы.
Основным достижением первых 5 лет существования железнодорожного транспорта независимой
Украины было сохранение целостности отрасли, закрепленной в 1996 году Законом
Украины «О железнодорожном транспорте».
Но экономические неурядицы продолжались. В конце 90-х годов отрасль поразил
вирус посредничества и бартера. Оборотные средства вымывались коммерческими
структурами.
Переломным моментом для железнодорожного транспорта стал апрельский, 2000 года, Указ
Президента Украины, который определил основные направления его дальнейшего
функционирования и развития.
Реализация требований Указа Президента Украины разрешила, при той же законодательной
базе и незначительных сдвигах в экономике государства, стабилизировать работу
железнодорожного транспорта, ликвидировать посредничество и бартеризацию и за
короткий срок погасить долги в бюджет и по заработной плате железнодорожникам.
Позитивные результаты деятельности позволили начать восстановление инфраструктуры
и технических средств. За средства железных дорог реконструировано десятки вокзалов, среди
которых столичный Киевский вокзал, ставший одним из лучших в Европе. Начато
изготовление современных пассажирских вагонов в Кременчуге, дизельных и
электропоездов в Луганске, электровозов в Днепропетровске, путевой техники в
Старокраматорську.
Железнодорожный транспорт Украины - это:
6
железных дорог, которые объединяют все области Украины, 27 дирекций железнодорожных перевозок,
1666
станций, 126 основных вокзалов, эксплуатационная протяженность главных путей -
22,3 тыс. км, развернутая протяженность путей - 30,3 тыс. км, электрифицированных
путей - 9169 км,
68
локомотивных депо, 51 вагонное депо, 16 вагонных пассажирских депо, дистанции 43
энергоснабжения, 69 дистанций сигнализации и связи, 110 дистанций пути,
38
путево-машинных станций, 37 дистанций гражданских сооружений, дистанции 23
погрузочно-разгрузочных работ, инвентарный парк грузовых вагонов -
174939 ед., инвентарный парк пассажирских вагонов - 8429 ед., инвентарный парк
тепловозов - 2718 ед., инвентарный парк электровозов - 1796 ед., инвентарный
парк электропоездов - 1443 ед., инвентарный парк дизель-поездов - 186 ед.,
среднесписочная численность работников основной деятельности железных дорог Украины
- 375,9 тыс. чел.,
Железной дороги является базовой отраслью экономики Украины и важнейшим, стержневым
элементом транспортной системы. Именно на них приходится 85,1% грузооборота (без
учета трубопроводного транспорта) и 54,5 % пассажирооборота.
По густоте железных дорог Украина занимает ведущее место среди стран СНГ и
приближается по этому показателю к европейским странам: Франции, Италии, Румынии.
По объемам грузовых перевозок железные дороги Украины занимают 4 место на
Евроазиатском континенте, уступая только железным дорогам Китая, России, Индии.
Вантажонапруженість украинских железных дорог (годовой объем перевозок на 1 км) в
3-5 раз превышает соответствующий показатель развитых европейских стран.
Распределение грузовых перевозок между видами транспорта в Украине значительно
отличается от ЕС, где доля железных дорог составляет 8%, автотранспорта 44%,
морского и речного - 45%.
На сегодня реалии Укрзализныци такие: стремление увеличить темпы экономического
развития отрасли из абстрактной категории в конкретную реальную перспективу.
Главный принцип дальнейшего функционирования железнодорожного транспорта Украины - это
сохранение нынешнего потенциала национальной железнодорожной системы, ее роли как
одной из базовых отраслей экономики Украины, укрепление ее позиций на рынке
транспортных услуг.
Железные дороги Украины взаимодействуют с железными дорогами 7 соседних стран через 56 пунктов
пересечения границы и с 13 основными морскими портами Черного и Азовского
морей и г. Дунай.
Вопросы развития транзита занимают исключительное место в европейской транспортной
политике. Поэтому развитие международных транспортных коридоров в Украине отнесены
до самых главных направлений интеграции Украинских железных дорог в международную
транспортную систему.
По территории Украины проходят три железнодорожные международные панъевропейские
транспортные коридоры (МТК) - № 3, 5, 9 и пять коридоров ОСЖД- №№ 3, 5, 7, 8,
10. Через украинские порты Измаил и Рени осуществляется взаимодействие с
панъевропейским коридором № 7, который проходит по р. Дунае.
Развиваются перевозки по МТК ТРАСЕКА (Европа-Кавказ-Азия).
Коридоры, проходящие по территории Украины, совпадают с маршрутами международных
транспортных осей, которые разрабатывает Группа высокого уровня.
Приоритетным для " Укрзалізниці " является развитие сети международных транспортных
коридоров по территории Украины, который базируется на таких принципах:
•
модернизация инфраструктуры;
•
совершенствование транспортно-таможенных технологий;
•
развитие комбинированных и контейнерных перевозок; применение единых тарифов;
•
организация ускоренного продвижения грузопотоков внешнеторговых и
транзитных грузов за счет концентрации и маршрутизации;
•
улучшение взаимодействия различных видов транспорта в транспортных узлах, развитие
интермодальных систем международных перевозок;
•
создание единого информационного поля для перевозчиков, грузоотправителей и
грузополучателей, экспедиторов, органов государственного контроля на границах.
Протяженность железных дорог Украины, их соответствие европейским стандартам
Украина имеет одну из наиболее развитых в Европе сеть железных дорог, ее
эксплуатационная длина составляет 22,05 тыс. км, из которых электрифицировано 9,3 тыс.
км (42% от общей длины). По большинству показателей (осевая нагрузка,
состав и вес поездов, длина приемо-отправочных путей) параметры
украинских железных дорог превышают европейские стандарты. В то же время имеет место
несоответствие стандартам МИД и ОСЖД по скорости движения (стандарт для грузовых
поездов 100 км/ч., в перспективе 120 км/ч.).
Исторически так сложилось, что развитие железнодорожного транспорта в бывшем СССР
был ориентирован на освоение крупных, постоянно растущих объемов перевозок,
которые в несколько раз превышали аналогичные европейские показатели. В этих
условиях весе поездов отдавался приоритет перед скоростью. Соответственно, существующий
парк грузовых вагонов рассчитаны на скорость 80 км/ч, в загруженном
состоянии и 90 км/ч, в пустом состоянии. Исследованиями установлено, что для
перехода на европейский стандарт скорости нужны многомиллиардные инвестиции
в модернизацию инфраструктуры и подвижного состава.
Что касается национальной сети железнодорожных МТК в Украине, она составляет 3162
км. Это самые мощные, главным образом, двухпутные (92,3%), электрифицированные
(95,6%), оборудованные автоблокировкой (90%) магистрали. Тепловозна тяга сохранилась
только на двух участках: Чернигов-Горностаевка - 66 км и Ковель-Ягодин - 59
км. Сеть международных железнодорожных коридоров Украины и терминалы на сегодня
имеют резерв пропускной способности и могут в перспективе обеспечивать
рост транспортных потоков в направлениях МТК.