Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 4

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ

4.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Железнодорожная отрасль независимой Украины ежегодно обеспечивает перевозку свыше 300 млн. т грузов и около 500 млн. пассажиров.

Она прошла сложный период становления и развития государства, поиска путей выживание в условиях перехода к рыночным отношениям.

Ситуацию осложняло резкое падение объемов перевозок и несвоевременные расчеты клиентов за перевозки, что привело к значительным финансовым потерям и хронических неплатежей в бюджет и невыплат заработной платы.

Основным достижением первых 5 лет существования железнодорожного транспорта независимой Украины было сохранение целостности отрасли, закрепленной в 1996 году Законом Украины «О железнодорожном транспорте».

Но экономические неурядицы продолжались. В конце 90-х годов отрасль поразил вирус посредничества и бартера. Оборотные средства вымывались коммерческими структурами.

Переломным моментом для железнодорожного транспорта стал апрельский, 2000 года, Указ Президента Украины, который определил основные направления его дальнейшего функционирования и развития.

Реализация требований Указа Президента Украины разрешила, при той же законодательной базе и незначительных сдвигах в экономике государства, стабилизировать работу железнодорожного транспорта, ликвидировать посредничество и бартеризацию и за короткий срок погасить долги в бюджет и по заработной плате железнодорожникам.

Позитивные результаты деятельности позволили начать восстановление инфраструктуры и технических средств. За средства железных дорог реконструировано десятки вокзалов, среди которых столичный Киевский вокзал, ставший одним из лучших в Европе. Начато изготовление современных пассажирских вагонов в Кременчуге, дизельных и электропоездов в Луганске, электровозов в Днепропетровске, путевой техники в Старокраматорську.

Железнодорожный транспорт Украины - это:

6 железных дорог, которые объединяют все области Украины, 27 дирекций железнодорожных перевозок,

1666 станций, 126 основных вокзалов, эксплуатационная протяженность главных путей - 22,3 тыс. км, развернутая протяженность путей - 30,3 тыс. км, электрифицированных путей - 9169 км,

68 локомотивных депо, 51 вагонное депо, 16 вагонных пассажирских депо, дистанции 43 энергоснабжения, 69 дистанций сигнализации и связи, 110 дистанций пути,

38 путево-машинных станций, 37 дистанций гражданских сооружений, дистанции 23 погрузочно-разгрузочных работ, инвентарный парк грузовых вагонов - 174939 ед., инвентарный парк пассажирских вагонов - 8429 ед., инвентарный парк тепловозов - 2718 ед., инвентарный парк электровозов - 1796 ед., инвентарный парк электропоездов - 1443 ед., инвентарный парк дизель-поездов - 186 ед., среднесписочная численность работников основной деятельности железных дорог Украины - 375,9 тыс. чел.,

Железной дороги является базовой отраслью экономики Украины и важнейшим, стержневым элементом транспортной системы. Именно на них приходится 85,1% грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) и 54,5 % пассажирооборота.

По густоте железных дорог Украина занимает ведущее место среди стран СНГ и приближается по этому показателю к европейским странам: Франции, Италии, Румынии.

По объемам грузовых перевозок железные дороги Украины занимают 4 место на Евроазиатском континенте, уступая только железным дорогам Китая, России, Индии. Вантажонапруженість украинских железных дорог (годовой объем перевозок на 1 км) в 3-5 раз превышает соответствующий показатель развитых европейских стран.

Распределение грузовых перевозок между видами транспорта в Украине значительно отличается от ЕС, где доля железных дорог составляет 8%, автотранспорта 44%, морского и речного - 45%.

На сегодня реалии Укрзализныци такие: стремление увеличить темпы экономического развития отрасли из абстрактной категории в конкретную реальную перспективу.

Главный принцип дальнейшего функционирования железнодорожного транспорта Украины - это сохранение нынешнего потенциала национальной железнодорожной системы, ее роли как одной из базовых отраслей экономики Украины, укрепление ее позиций на рынке транспортных услуг.

Железные дороги Украины взаимодействуют с железными дорогами 7 соседних стран через 56 пунктов пересечения границы и с 13 основными морскими портами Черного и Азовского морей и г. Дунай.

Вопросы развития транзита занимают исключительное место в европейской транспортной политике. Поэтому развитие международных транспортных коридоров в Украине отнесены до самых главных направлений интеграции Украинских железных дорог в международную транспортную систему.

По территории Украины проходят три железнодорожные международные панъевропейские транспортные коридоры (МТК) - № 3, 5, 9 и пять коридоров ОСЖД- №№ 3, 5, 7, 8, 10. Через украинские порты Измаил и Рени осуществляется взаимодействие с панъевропейским коридором № 7, который проходит по р. Дунае.

Развиваются перевозки по МТК ТРАСЕКА (Европа-Кавказ-Азия).

Коридоры, проходящие по территории Украины, совпадают с маршрутами международных транспортных осей, которые разрабатывает Группа высокого уровня.

Приоритетным для " Укрзалізниці " является развитие сети международных транспортных коридоров по территории Украины, который базируется на таких принципах:

• модернизация инфраструктуры;

• совершенствование транспортно-таможенных технологий;

• развитие комбинированных и контейнерных перевозок; применение единых тарифов;

• организация ускоренного продвижения грузопотоков внешнеторговых и транзитных грузов за счет концентрации и маршрутизации;

• улучшение взаимодействия различных видов транспорта в транспортных узлах, развитие интермодальных систем международных перевозок;

• создание единого информационного поля для перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, экспедиторов, органов государственного контроля на границах.

Протяженность железных дорог Украины, их соответствие европейским стандартам

Украина имеет одну из наиболее развитых в Европе сеть железных дорог, ее эксплуатационная длина составляет 22,05 тыс. км, из которых электрифицировано 9,3 тыс. км (42% от общей длины). По большинству показателей (осевая нагрузка, состав и вес поездов, длина приемо-отправочных путей) параметры украинских железных дорог превышают европейские стандарты. В то же время имеет место несоответствие стандартам МИД и ОСЖД по скорости движения (стандарт для грузовых поездов 100 км/ч., в перспективе 120 км/ч.).

Исторически так сложилось, что развитие железнодорожного транспорта в бывшем СССР был ориентирован на освоение крупных, постоянно растущих объемов перевозок, которые в несколько раз превышали аналогичные европейские показатели. В этих условиях весе поездов отдавался приоритет перед скоростью. Соответственно, существующий парк грузовых вагонов рассчитаны на скорость 80 км/ч, в загруженном состоянии и 90 км/ч, в пустом состоянии. Исследованиями установлено, что для перехода на европейский стандарт скорости нужны многомиллиардные инвестиции в модернизацию инфраструктуры и подвижного состава.

Что касается национальной сети железнодорожных МТК в Украине, она составляет 3162 км. Это самые мощные, главным образом, двухпутные (92,3%), электрифицированные (95,6%), оборудованные автоблокировкой (90%) магистрали. Тепловозна тяга сохранилась только на двух участках: Чернигов-Горностаевка - 66 км и Ковель-Ягодин - 59 км. Сеть международных железнодорожных коридоров Украины и терминалы на сегодня имеют резерв пропускной способности и могут в перспективе обеспечивать рост транспортных потоков в направлениях МТК.