Процессы
Государственное строительство независимой Украины осложнялось отсутствием соответствующей законодательной базы, прежде всего новой Конституции, согласно которой необходимо было разрабатывать и принимать все другие нормативно-правовые акты. Конституция УССР 1978 г. оставалась действующей до 1996 г., к ней в условиях развития самостоятельного государства было внесено более 200 поправок. Законы, которые принимались, нередко противоречили действующей Конституции, что подрывало принципы законности.
Основными государственническими событиями ипроцессами в независимой Украине является:
• замена названия «Украинская Советская Социалистическая Республика» на название государства «Украина» (закон от 17 сентября 1991 г.);
• определение правового статуса населения законом от 8 октября 1991 г. «О гражданстве Украины» гражданство Украины предоставлялось всем, кто проживал на ее территории, не был гражданином другого государства и не возражал против принятия украинского гражданства;
• принятие закона «О государственной границе Украины» (4 ноября 1991 г.), которым устанавливались границы, порядок их охраны и пересечения;
• принятие Верховной Радой «Декларации прав национальностей Украины» (1 ноября 1991 г.), в которой подчеркивается, что Украина гарантирует всем народам, национальным группам, гражданам, проживающим на ее территории, равные экономические, политические, социальные и культурные права;
• формирование Вооруженных сил на основе закона «О вооруженные силы Украины» (6 декабря 1991 г.) и военной доктрины Украины (19 октября 1993 г.), которая базируется на безъядерном и внеблоковом статусе Украины, принципе разумной достаточности вооружения, отказе от признания любой страны потенциальным противником;
• создание Службы безопасности Украины (СБУ), компетенция которого заключается в защите государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, научно-технического и оборонного потенциала Украины, в борьбе с организованной преступностью в сфере управления и экономики;
• утверждение Верховной Радой государственной символики Украины (январь-февраль 1992 г.): Государственный Герб (трезубец), Государственный Флаг (сине-желтый), Государственный Гимн (музыка Михаила Вербицкого (1815-1870 гг.) до национального гимна «Ще не вмерла Украина...», текст Павла Чубинского (1853-1884 гг.);
• создание Национального банка Украины, Украинской фондовой биржи, посольств и консульств, экспортно-импортных организаций;
• формирование трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, соответствующих властных институтов;
• формирование многопартийной системы;
• разработка и принятие ныне действующей Конституции Украины (1996 г.) (конституционный процесс продолжается, внесение изменений в Конституцию остается актуальным вопросом).
Конституционный процесс
В октябре 1990 г. Верховная Рада, опираясь на Декларацию о государственном суверенитете, создала Конституционную комиссию для разработки проекта Конституции. Комиссию возглавил Л. Кравчук. В июне 1991 г. Верховная Рада приняла концепцию новой Конституции. Так начался
конституционный процесс - разработка и обсуждение различных вариантов новой Конституции.
Конституционный процесс условно разделяют на два периода.
В
первый период (1992-1994 гг.) Конституционная комиссия во главе с Президентом Л. Кравчуком и Председателем Верховного Совета И. Плющом, с учеными-правоведами, судьями, работниками правоохранительных органов, народными депутатами в ее составе разработала два варианта проекта Конституции, которые были вынесены на всенародное обсуждение. Однако ни один из них не был принят. Верховный Совет двенадцатого созыва (1990-1994 гг.) пыталась ограничить влияние Президента Л. Кравчука на внутренние дела в стране. Противостояние Президента и Верховной Рады на фоне общего кризиса и растущего социального протеста закончилось решением сторон о досрочном прекращении их полномочий. Весной 1994 г. прошли выборы в Верховную Раду. Председателем Верховной Рады (1994-1998 гг.) стал лидер Социалистической партии Украины А. Мороз. Почти треть мандатов в парламенте получили левые партии. Летом 1994 г. состоялись выборы Президента Украины. Победу одержал Л. Кучма, который во втором туре набрал более 52 % голосов избирателей.
Во
второй период (1994-1996 гг.) Конституционную комиссию возглавили Президент Украины Л. Кучма и Председатель Верховной Рады. Мороз. Новые проекты Конституции создавались представителями различных политических партий. Самыми острыми были вопросы о механизме принятия Конституции форму правления в Украине, вопросы собственности, избирательной системы, государственного языка и символики. 8 июня 1995 г. между Верховной Радой и Президентом был подписан Конституционный договор, который регулировал основные принципы организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления до принятия новой Конституции. В феврале 1996 г. Верховная Рада начала обсуждение нового проекта Конституции. В результате противоречий между Президентом и Верховной Радой Л. Кучма издал Указ о проведении в сентябре 1996 г. Всеукраинского референдума относительно принятия Конституции Украины, пытаясь принять Конституцию, минуя парламент. В поисках компромисса было создано Согласительную комиссию во главе с М. Сиротой. Были решены спорные вопросы. В ночь на 28 июня 1996 г. большинством голосов депутатов Верховной Рады Конституцию Украины было принято. Ее текст подписали Президент Украины и Председатель Верховной Рады. Был издан Указ Президента о введении в действие Конституции Украины.
В действующей Конституции Украина определена как независимое, суверенное, демократическое, социальное и правовое государство. По форме правления Украина является республикой, государственного устройства - унитарным, то есть единым, соборным государством. Система прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией, соответствует международным демократическим стандартам. С принятием Конституции завершилось формирование институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в Украине.