ЛИЧНОСТЬ, ЛИЦО - в широком
смысле - конкретная, целостная человеческая индивидуальность в единстве ее природных
и социальных качеств; в более узком, философском смысле - индивид как субъект
социальной деятельности, свойства которого детерминированы конкретно-историческими
условиями жизни общества. Понятие «О.» не следует полностью отождествлять с понятиями
«индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность
черт, отличающих данного индивида от всех других). С точки зрения педагогики и
психологии личности - это определенное сочетание психологических (включая
психофизиологические и социально-психологические) свойств: направленности
(потребности, мотивы, интересы, мировоззрение, убеждения и т.п.), черты темперамента и
характера, способностей, особенностей психических процессов (ощущения, восприятия,
памяти, мышления, воображения, внимания, эмоционально-волевой сферы). Особое значение
процесс развития О. приобретает в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда
подросток или юноша начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.
Система образования Украины предусматривает развитие О. ребенка, подростка, юноши,
демократизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса во всех типах
учебных заведений. Происходит изменение цели воспитания и обучения, в роли которой
выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а свободное развитие О. человека. В
этих условиях на первый план выступает формирование базовой культуры О., устранение в
структуре О. противоречия между технической и гуманитарной культурой, преодоление
напряжение, отчуждение человека от политики и обеспечение ее деятельного
включение в новые социально-экономические условия жизни общества.