Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Народный суверенитет - идея, ставшая наивысшим достижением в рамках различных теорий общественного договора, разрабатываемых представителями западной политической мысли XVII - XVIII вв. - Т. Гоббсом, Б. Спиноза, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Идея Н. с. не была новой. Она появилась на почве рефлексий о причинах возникновения государства и о природе прав человека, которые государство не может корректировать или отчуждать. Ведь государство - результат договоренности между людьми. Такой взгляд на государство был распространен еще с ведийских времен и нашел закрепление в концепциях древних ариев. По-своему он толковался в буддизме (трактат "Дігха Нікайя"), в учении древнекитайского мыслителя Мо-Цзы, греческих софистов и эпикурейцев, у Платона. В эпоху Средневековья Августин Блаженный и Фома Аквинский стали теми христианскими мыслителями, которые восприняли идею общественного договора. Несмотря на это, до Нового времени ни один мыслитель не ставил вопрос о возможности расторжения общественного договора по инициативе народа в том случае, если властелин (как олицетворение государства) не исполнял возложенные на него обязанности. На такой революционный, так сказать, вывод оказались способными наконец мыслители новой эпохи - эпохи буржуазных революций, которые заговорили о требованиях к государственной власти, о ее критерии и границы, о соотношении свободы человека и полномочия государственной власти. В частности, о суверенитете народа как следствие общественного договора впервые заговорил Бы. Спиноза, а наиболее ярко и обоснованно эту идею было развито Дж. Локком и Ж.-Ж. Руссо. В Частности, Ж.-Ж. Руссо (в труде "Общественный договор или принципы политического права") отмечал, что народ является высшим судьей в отношении власти. Только народ наделен правом устанавливать ту или иную форму правления и только он может ее изменить. В случае ограничения государством прав народа последний может подняться на восстание, свергнуть узурпаторов и установить власть, которая будет соответствовать его воле. "Если же народ просто подчиняется, - утверждал Ж.-Ж. Руссо, - он уничтожает себя и перестает быть народом".

Гроций Г. О праве войны и мира. - М., 1956; Спиноза Б. Богословско - политический трактат. - М., 1935; Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - Т.1. - М., 1989; История политических учений. Вып. 2 / Под ред. проф. О. В. Мартышина. - М., 1996; ЛоккДж. Два трактат о правлении // Локк Дж. Сочинения. - Т. С. - М., 1988; Монтескье Ш. О духе законов // Монтескье Ш. Избранные произведения. - М., 1956; Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М., 1990; Руссо Ж.-Ж. Общественный договор или принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М., 1990.

М. Кормазіна