Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКАЯ РЕЧЬ. ПОДГОТОВКА К ВНО
ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Тексты для диктантов

Развлечения

После торжественной службы, когда люди разошлись из церкви, а утомленный звонарь и побрел себе домой, колокольней завладели сельские мальчишки. Когда им еще натешиться, как не на Рождество или Новый год.

Издавна так заведено, что в дни праздников целыми днями не утихают церковные колокола. Один впереди одного показывают свое умение неугомонные ребята, ударяя колотушками маленькие тонкоголосі, средние и тяжелые, басовитые колокола. Такой концерт на колокольне поднимут, что все село гудит. Время закатают невпопад, в основном малыши, которые впервые взялись за веревки. Но ничего! Пусть учатся, пусть развлекаются, на то и праздник.

Много детворы собралось на реке. Некоторые носились на коньках, а многие облепили крутилку, как будто рой круг улья, и шумели, визжали на. все лады. Крутилка - это на колышке, вбитом в лед, который доходил аж до дна реки, настромлене обычное колесо от телеги, к нему прикручен длиннющий дубину, на конце которой привязаны одни, а то и двое санок. В колесо между спицы вставлены два-три колья, на которые налегают ребята, вращая вокруг кола колесо. И описывает, как циркуль, огромную дубину с санками на блестящем льду круги. Иногда так раскрутят, что в тех, кто сидит на санках, аж рябит в глазах и в душе холодеет.

Накрутившись вволю на ледяной карусели, Тимка с Петей отправились на каток, на которой с разгона падала, переворачивался на льду ошалелая от радости дети.

(214 сл.) І.Цюпа

В степи много растет съедобного зелья, надо только знать, которое из него можно кушать, чтобы случайно белены не ухватить или лягушачьего мака, арізнітамбрандушки, или козельце, или молочайник (не тот, что на полях растет), или паслен и дикий мак - это уже незаурядные лакомство, степные гостинцы. И степом можно идти без вести, и ложиться на землю, приложить ухо к земле - то только умей прислушиваться - шумит и шумит, а когда лечь навзничь и вглядеться в глубокое небо, где текут облака на синем воздухе, тогда кажется, что сам летишь в небе, оторвавшись от земли, розсуваєш руками облака, растешь над синим воздухом и, вернувшись на землю, видишь - сколько живых друзей у тебя в степи.

И жаворонок, что потерялся в небе, распевая жайворонисі, и орел повис на ветру, едва шевеля кончиками крыльев, выглядит добычу, аист бродит по траве, как землемер, ящерица перебежала обніжок - зеленая, словно луковая шелуха, пчелы гудят по медом, суслик свистит, цвіркунці равно - пилят в свои скипки, словно сельский сапожник на свадьбе.

И хочется знать, куда падает солнце, хочется дойти равным степью до края земли и заглянуть в пропасть, где уже накопилось немало потухших солнц, и как они лежат на дне пропасть - как решета, как сковороды или как желтые пятаки?

Малый чабанец ( может научиться на чабанчука и выйти на чабаненко и, наконец, заступить бать-ка-чабана) возвращается смерком домой.

(216 сл.) Ю. Яновский

Тестовые задания для самоконтроля

1. Выберите правильный вариант ответа.

Лексика изучает:

а) строение слова;

б) словарный состав языка;

в) звуки речи;

г) строение предложения.

2. В какой строке все слова имеют переносные значение:

а) мигать, золотой, болеть, краб, лоскут;

б) блестящий, богема, бокал, громкий, коса;

в) бобровый, чемодан, голуб, стоить;

г) болото, доллар, запись, встреча, кошевой?

3. Выберите строку, в котором все слова имеют только одно значение:

а) средства, свежий, налево, двор, подгонять;

б) голограмма, судьба, любовь, уксус, одноду мателя;

в) наливать, палатка, песок, пятая, танго;

г) обдирать, двор, просо, секрет, танцевать.

4. Подберите лексическое значение к слову общественный:

а) который возникает, происходит в обществе или касается общества;

б) свойственный сознательному гражданину, направленный на пользу общества;

в) который является собственностью отдельного лица;

г) состав людей, которые работают или служат в каком-либо учреждении, на предприятии.

5. Выберите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в прямом значении:

а) мягкий голос;

б) мягкий шампунь;

в) мягкая перина;

г) мягкое очищение.

6. Какие из приведенных синонимов есть абсолютными:

а) говорить, болтать;

б) ехать, мчаться;

в) почтальон, почтальон;

г) гордость, высокомерие?

7. Определите, какое слово является стержневым в приведенном синонімічному ряду.

Бродить, блуждать, ходить, шаркать, прохаживаться, бродить.

а) расхаживать;

б) ходить;

в) бродить;

г) блуждать.

8. Выберите строку, в котором подано антонимы, значение которых исчерпывают понятия, противоположные проявления которого они обозначают:

а) любовь - ненависть;

б) первый - последний;

в) зима - лето;

г) жизнь - смерть.

9. Выберите правильный вариант ответа.

Омофони - это:

а) слова, которые совпадают в одной или нескольких формах;

б) слова, которые пишутся одинаково, но звучат порознь, благодаря ударению;

в) слова, которые произносятся одинаково, но отличаются написанием;

г) слова, схожие по звучанию, но разные по значению.

10. Выберите строку, в котором все слова имеют греческое происхождение:

а) психолог, библиография, флегматик, философия;

б) баскетбол, фабула, павильон, тет-а-тет;

в) рейтинг, флирт, фаворит, хорей;

г) география, имиджмейкер, пошлый, апельсин.

11. Выберите строку, в которой все слова являются історизмами:

а) посол, запаска, король, щи;

б) уезд, хорунжий, кожемяка, нэпман;

в) чернильницу, перст, небеса, графство;

г) піїт, режиссер, благородный господин.

12. Выберите синоним к фразеологизму волос в волос:

а) попасть в цель;

б) попасть в масть;

в) как песка морского;

г) как две капли воды.

13. Выберите правильный вариант ответа.

Синонимы - это слова:

а) которые называют одно понятие, отличаясь оттенками значений;

б) с противоположным значением;

в) имеющие одинаковое звучание и написание, но разное значение;

г) похожи по звучанию, но разные по значению.