Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКАЯ РЕЧЬ. ПОДГОТОВКА К ВНО
ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Задачи и упражнения для самоконтроля

1. Составьте три предложения со словом источник в таких значениях:

1. Поток подземной воды или другой жидкости, что вытекает из земли.

2. Письменная памятка, оригинал, на основе которой строится научное исследование.

3. Первопричина, начало чего-то. .

2. Найдите слова с переносным значением. Объясните, по какому признаку произошло переноски.

1. Сквозь пыль, по грязи, в холод и завию придет чистой к тебе белая моя мечта (В. Симо-ненко). 2. Черным круком черную весть с чужбины кто-то принес (О. Олесь). 3. По садах пустынных едет надменно осень жовтокоса на баскім лошади (В.Сосюра). 4. Вечер. Падает напряжение солнце. Горизонт нашкірений наколовся на шпильки дальних сосен (В. Стус). 5. Не воздух - тончайшие звуки, не долина - голубой дым. И весны шаловливые руки в волосах моим. Голубеет земля, окутанная прозрачным дымкой, волны бросает в берег море, тяжелое и зеленое. На лицо и грудь человека ложится небо, небо в белых атмосферах, что тихо ждет слова (О. Ольжич). 6. Ветер с рощей разговаривает, шепчет с осокой (Т. Шевченко). 7. Между пением тюремных воробьев послышалось - синичка запела и тонко-тонко прясть начала тугеньку струйку боли (В. Стус).

3. Введите до словосочетаний собственно украинские слова.

Мука, пачкать, прихотливый, изысканный, метель, мешкать, смеяться, сообщество, совершенство, остроумный, донимать, жатва, заранее, лишний, пойма, загорелый, куражиться.

4. Выделите историзмы и архаизмы. Выясните различия между ними. Какую роль выполняет устаревшая лексика в тексте? Обратите внимание на значения собственных имен.

1. За седмицу отец Окомир вернулся из Пересечения, от волхва. 2. Житяна пошла в Киев искать род своего лады. 3. А тут заболел кожемяка Вілокіз. 4. Меньше дети Гордослава знали, что Веселина была на выданье и теперь заботилась себе на приданое. 5. Веселина гремела ведрами и долго спускала в колодец журавль. 6. Скоро Превлад и Маломир направились к тиверцев. 7. Ярка стала молиться Дажбо-гу-Яриле. 8. Большая опасность постоянно подстерегала переполнены лодии боярина. 9. Глаза Гордини заіскрились интересом, на лоб вив'юнились тонкие бровенята, 10. Мечники обступили витязя (Г Иваненко).

5. Подберите к выделенным словам синонимы.

Хирург работал с необычайным вдохновением и любовью. Никогда еще не хотелось так страстно спасти жизнь человека, как сейчас. Иван лежал перед ним в глубоком беспамятстве, но его могучая воля к жизни передалась врачу и наполнила его доверху. Он забыл свою усталость, свои бессонные ночи и работал, как после живодайного сна и освіжної ванны, работал легко и радостно, и солнце, что заглянуло было на минуту из-за туч в операционную, словно улыбнулось ему, словно обещание счастье. Так сила сопротивления смерти умножила силу врача, и эту силу врач возвращал больному. Влив ему еще раз протигангренозної сыворотки и пол-литра крови, хирург велел дать оперованому теплого вина и горячего чая и долго зогрівати его в постели. Впоследствии в того начал замечаться пульс, порозовели щеки, и Кармелюк открыл глаза (а. довженко).

Над рекой вечереет, становится прохладно на ночь. На сухом холме по ту сторону русла маячило село, почти со всех сторон обступлене тихим, оранжевым, как и небо, паводком. Тогда Андрей опрометью вскакивал с постели, курил сигареты, никав по комнате, натыкаясь на стулья и гуркаючи ими об пол... Как только солнце вынырнуло из-за перелогов и степь улыбнулся к нему румяными росами, услышали куреневке далекий грозный грохот, что все приближался и приближался (Гр.,Тютюнник).

6. Подберите синонимы к приведенным словам. Составьте с ними словосочетания.

Земля, любить, советовать, поход, выставка, огонь, большой, края, цвет, красный.

7. Объясните разницу между словами в парах синонимов, предварительно введя их в словосочетания. Зеркало - зеркало, вой - воины, гуманность - человечность, ратный -: боевой, пожертвовать - жертвовать, рать - битва, уста - губы, чело - лоб, перст - палец, вещать - говорить, знатный - известный, звезда - звезда.

8. Найдите в тексте антонимы и объясните, к какой части речи они принадлежат.

1. Зима без снега - лето без хлеба. 2. Лихой доброго портит. 3. Добро пушить, а беда сушит. 4. Радость красит, а печаль курит. 5. На черной земле белый хлеб родит. 6. Мягко стелит, да твердо спать. 7. Выговор мудрого больше весит, чем похвала царю. 8. Чужого хорошего не гудь, а своего плохого не хвали. 9. Одна гора високая, а другая низкая. Своя милая далекая, а чужая близка (Народное творчество).

9. Подберите к выделенным словам антонимы.

1. Над лугами, залитыми апрельской наводнением, холонув оранжевый вечер, погрузив в мелкие при-бережки далекое пламя облаков. И чем глубже за холмы поринало солнце, тем ниже становилась зарево, уже - огненная полоса в воде более лозами, словно волны ткали ее куда-то под берег. 2. За день воды убыло... 3. Над горизонтом дотліла и погасла солнечная зарево. Вскоре с обеих сторон свелись действительно крутые, размытые берега, с которых сочными жилами свисали в воду и гудело от малейшего прикосновения прочное берестовое корни. 5. Заходило солнце, в узеньких хуторских улочках стояла красная пелена, в садах варилась на треножнике ужин, бухали о землю спелые яблоки (Гр., Тютюнник).

10. Найдите омонимы, определите их группу.

1. До обеда покосили, острые косы потупили (Народное творчество). 2. Через узкую пролив, отделяющий остров от длинной песчаной косы, катятся вспененные волны (М. Трублаини). 3. Теплый ветер, шумы, ясное солнце, в зените миры, мы строим для счастья миры (В. Сосюра). 4, Хоть с хвастунів, бывало, и смеются, но в дележке им часто судьбы достаются (Л. Глебов). 5. Вверху темное неприветливое небо, судьбы - холодная земля (Г. Коцюбинский).

11. Определите разницу в лексическом значении поданных паронимов и введите их в предложения.

Адресов - адрес, упражнение - управа, сильный - силовой, компания - кампания, интеллигентный - интеллигентский, редакционный, редакторский, продуманный - придуман, идеальный - идеалистический, реальный - реалистический, материальный - материалистический, проблемный - проблематичный, музыкальный - музыкальный, агітаторський - агитационный.

12.Доберіть к существительного прилагательное, стоящее в скобках, согласовав его с лексическим и грамматическим значением.

Аппарат, погода (летательный, летный); взгляды, состояние (материальное, материалистический); чем, цех, предложения (сложный, наборный, составленный); лента, утро (красный, июньский).

13. Определите значение фразеологизмов и запишите их через тире одним или несколькими словами.

Большую шишку, смотреть чертом, сон рябой кобылы, ищи ветра в поле, с ума сойти, за горло берет, волка ноги кормят, медвежья услуга, крокодиловы слезы, где раки зимуют, опять за рыбу деньги, пришей кобыле хвост, десятая вода на киселе, на руку клюка, живая копейка, птичье молоко, заячья душа, в чурки, ни в сих ни в тех, не спускать глаз, по горячим следам, еще и конь не валялся, душа в душу, на всю губу, под сукно положить, молоко на губах не обсохло, в хвосте плестись, загнать на скользкое, поднять на смех, ломать голову, хоть пруд пруди, и нашим и вашим, запас беды не чинит, за мое жито мене й бито, запасть в душу, на птичьих правах.

14. Передайте фразеологизмами такие понятие.

Перейти на чье-то содержание, неуверенно себя чувствовать, быть очень хорошим, ухаживать, быть неразумным, подозревать кого-то, пустое говорить, трудно работать, нравиться, обманывать, хотеть кушать, смеяться с кого-то, дальние родственники, неожиданное сообщение.