Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 3.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

 

Ключевые термины: финансовая политика, финансовая стратегия, финансовая тактика, налоговая политика, бюджетная политика, денежно-кредитная политика, международная финансовая политика, финансовый механизм, финансовые инструменты, финансовые рычаги, финансовый контроль, управление финансами, финансовое планирование, финансовое законодательство.

 

После изучения этой темы вы будете знать и понимать:

- Финансовую политику государства.

- Составляющие финансового механизма государства.

- Задачи и методы финансового планирования.

- Систему финансовых планов.

- Роль финансовых рычагов в регулировании социально-экономических процессов.

- Содержание, формы и методы финансового контроля.

- Правовые основы финансовых отношений.

 

3.1. Финансовая политика как важная составляющая экономической политики государства

 

Воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества нельзя понять без изучения финансовой политики и финансового механизма

Политика, как обобщающее понятие охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, выделяют экономическую, социальную, культурную, техническую, бюджетную, кредитную, внутреннюю и внешнюю политику.

Финансовая политика имеет самостоятельное значение и одновременно является важным средством реализации политики государства в любой сфере общественной деятельности - экономике, социальной сфере, военной реформе, в международных отношениях.

Ведущие западные экономисты, в частности, Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю отождествляют понятия финансово-бюджетной и финансовой политики, определяя их как изменения, которые вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

Более структурированным является определение финансовой политики как совокупности мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование, которые государство осуществляет через финансовую систему.

Прежде всего, финансовая политика должна способствовать формированию максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная база любых преобразований.

Не менее важным является обеспечение рационального распределения средств между отраслями и сферами экономики, концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития.

Финансовая политика должна учитывать потребности общественного развития, реальные экономические и финансовые возможности государства, поэтому она зависит от конкретных исторических условий и задач, которые стоят перед обществом. Изучая требования, теория и практика хозяйствования ставят к финансовой политике, следует осознать очень важный вывод - финансовая политика должна быть адекватной закономерностям общественного развития. Нарушение этого важного требования приводит к значительным потерям в народном хозяйстве.

Содержание финансовой политики, ее основные направления основываются на теоретических концепциях, которые определяют степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики, то есть конкретных форм организации финансовых отношений.

Основные направления в теории финансов относительно роли государства в развитии общества в двадцатом веке определялись исследованиями классиков политэкономии Адама Смита (1723 - 1790) и Давида Рикардо (1772-1823), а также английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) и их последователей.

Сущность концепции основоположников классической политэкономии Адама Смита и Давида Рикардо сводилась к невмешательству государства в экономику, сохранение свободной конкуренции. В ней главная роль в регулировании экономической жизни общества отводилась рыночному механизму Исходя из этих принципов, финансовая политика до конца 20-х годов XX в. была направлена на ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение сбалансированного бездефицитного бюджета государства. Доходы бюджета формировались в основном за счет косвенных налогов, а подавляющая часть бюджетных средств направлялась на финансирование военных, управленческих расходов и расходов на обслуживание и погашение государственного долга.

В конце 20-х годов и в 30-40-е годы задачи финансовой политики сводились к ослаблению влияния кризиса перепроизводства на экономику, поддержанию высокой деловой активности и расширению платежного спроса Основные принципы такой политики базировались на кейнсианской теоретической концепции, которая обосновывала необходимость усиления роли государства в развитии экономики через вмешательство в регулирование циклического развития воспроизводственного процесса.

Результатом практической реализации такой теоретической концепции стал рост государственных расходов на создание новых рабочих мест, повышение занятости населения, сокращение безработицы, активизацию предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, что дало возможность увеличить национальный доход, а отсюда появились возможности для увеличение расходов на финансирование социальных нужд.

Возросла роль прогрессивного подоходного налога в обеспечении государственных доходов.

В отличие от предыдущей теоретической концепции кейнсианская финансовая политика допускала возможность бюджетного дефицита и даже более того - отводила бюджетному дефициту активную роль в стимулировании экономического роста. Это обусловило развитие государственного кредита. Дефицитное финансирование государственных расходов ведет к развитию рынка ссудного капитала. Государственные займы становятся вторым после налогов, источником формирования финансовых ресурсов государства, что, в свою очередь, усиливает роль финансов в перераспределении национального дохода.

В 70-х годах особенности финансовой политики определяются неоклассическим направлением экономической теории. В этот период процесс расширенного воспроизводства в странах с рыночной экономикой характеризуется резким повышением нестабильности, замедлением темпов экономического роста, увеличением резервной армии труда, ростом бюджетного дефицита, государственного долга, инфляции. Циклические кризисы 1974-1975 и 1980 - 1982 гг. переплелись с валютно-финансовой, энергетической, сырьевой, экологической и продовольственной кризами на фоне структурных изменений, которые происходили в производительных силах. В таких условиях практические рекомендации государственного вмешательства касались не только доходов и расходов государственного бюджета, но и регулирования денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Неоклассики предложили разработку долгосрочной стратегии, которая дала бы возможность проводить стабильную финансовую политику. По их мнению, отсутствие резких реакций со стороны государства на каждое циклические сдвиги - лучший способ не только смягчения самих колебаний в долгосрочной перспективе, но и ограничения роли государства и обеспечения свободной рыночной системы.

В современных условиях большинство развитых стран в своей финансовой политике используют различные элементы как кейнсіанської. так и неокейнсианский теории государственного регулирования.

В странах социалистической ориентации финансовая политика формировалась под влиянием марксистско-ленинской теории сущности и функций социалистического государства и опиралась на принцип финансовой централизации. Финансовая централизация предусматривала не только концентрацию подавляющей части финансовых ресурсов в распоряжении государства, но и монополию государства в организации финансовых отношений.

В этих странах государство непосредственно руководила всеми сферами общественной жизни с помощью планов экономического и социального развития. Согласно марксистско-ленинской теории растущей роли государства в развитии общества был осуществлен переход от налоговой формы перераспределения национального дохода к его прямого распределения в сфере производства и перераспределения через государственный бюджет. Исходя из идеологических постулатов о приоритетности общественных интересов перед личными, 3/4 созданного национального дохода государство концентрировала в бюджете.

Финансовая централизация привела к монопольного государственного регулирования ценообразования, денежного обращения, системы расчетов, кредитных-отношений. Следовательно, все стоимостные элементы системы управления объединились в одну административно-командную систему управления всем производством.

Оценивая финансовую политику, что проводилась в условиях административно-командной системы управления, следует отметить, что сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Определяющим является то, насколько она соответствует интересам общества и насколько способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. В годы перестройки и перехода к рыночным отношениям планово-административная финансовая политика перестала отвечать конкретно-историческим условиям. Завышенная оценка роли монетарных механизмов в регулировании переходной экономики, потеря управляемости экономикой усилили масштабы финансового кризиса.

Финансовая политика на нынешнем этапе должна характеризоваться качественно новыми подходами к субъектам хозяйствования с учетом перехода на рыночные отношения, реформы цен, оплаты труда, налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, который предусматривает решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, определяются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества посредством перегруппировки финансовых ресурсов и изменения способов организации финансовых связей.

Чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике, выделяют как самостоятельные составляющие налоговую, бюджетную, денежно-кредитную, таможенную политику.

Налоговая политика реализует интересы государства. Ее главное назначение - изъятие части ВВП на общегосударственные потребности, перераспределяя эти средства через бюджет.

Под бюджетной политикой понимают определение государством

- источников формирования доходов государственного и местных

бюджетов;

- приоритетных направлений расходов бюджета;

- допустимых пределов разбалансированности бюджета;

- источников финансирования бюджетного дефицита;

- принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

Несмотря на то, что налоговая и бюджетная политика тесно связаны между собой, употребляют понятие бюджетно-налоговой политики. При этом выделяют:

- дискреційну фискальную политику, когда парламент и правительство вносят изменения в налоговой системе и расходов бюджета с целью влияния на ВВП, занятость, инфляцию. Эта политика может быть стимулирующей и сдерживающим;

- недискреційну, или политику "вмонтированных стабилизаторов", которая базируется на теоретическом допущении, что налоговая система сама по себе имеет свойство автоматически влиять на экономический цикл, т.е. имеет стабилизационный эффект.

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их доходности.

В денежно-кредитной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика - а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику. Согласно заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Главной задачей таможенной и валютной политики является обеспечение прироста золотовалютных резервов государства.