РАЗДЕЛ 2
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА
2.1. Сущность информации и признаки
ее полезности для финансового анализа.
2.2. Система
показателей финансового анализа и оценка их величины в процессе принятия
управленческих решений.
2.3. Система
информации финансового плана предприятия.
2.4. Система
информации счетов бухгалтерского учета.
2.5. Информационные ресурсы финансовой
отчетности.
2.6. Информационные ресурсы статистической
отчетности.
2.7. Информационные ресурсы налоговой
отчетности.
2.1. Сущность информации и признаки
ее полезности для
финансового анализа
Под информацией (от латинского иnformatio - объяснение, сообщение,
изложения) обычно понимают упорядоченные сведения о процессах и явлениях.
Информационное обеспечение является
первоочередной задачей в любом аналитическом исследовании и важным
инструментом для подготовки и принятия эффективных управленческих решений.
Финансовый анализ проводится с использованием системы экономических данных,
исследования которых порождает экономическую информацию, которая используется в
управлении.
Другими словами, принятие
управленческих решений связано с постоянным обработкой информации, а сам
процесс управления носит информационный характер. На каждой из стадий управления
используется конкретная входная информация и одновременно формируется выходная
информация, которая является входной на других стадиях управления.
Потребности финансового анализа
обеспечиваются нормативно - справочными, плановыми и учетными (фактическими)
информационными ресурсами. Они отражают определенные события, явления, процессы, которые
желательно, чтобы так состоялись, имеют так произойти или уже произошли.
Нормативно-справочная информация
объединяет положения внешних и внутренних нормативных актов, регламентирующих
хозяйственную деятельность предприятия. Она формирует пределы величин показателей,
должны обеспечить эффективный и оптимальный механизм хозяйствования.
Важное место в справочной
информации для потребностей финансового анализа предприятия занимают сведения о
деятельности других субъектов хозяйствования, особенно конкурентов.
Плановая информация связана с
функцией планирования через систему плановых заданий, показателей и других данных,
которые описывают хозяйственные процессы, которые должны состояться в заданном временном
периоде и обеспечивают эффективную деятельность предприятия.
Учетная (фактическая) информация
образуется в системе бухгалтерского, статистического и налогового учета и
отражает хозяйственные процессы, что уже осуществились, а также их фактическое состояние.
Использование в финансовом анализе
всех видов информационных ресурсов обеспечивает оценку деятельности предприятия в
динамике, уровня выполнения плана, величины плановых показателей, диагностику
достижение нормативного сценария хозяйствования.
Формирование информационной базы финансового
анализа должно соответствовать признакам полезности данных.
1. Своевременность (Timeliness).
2. Достаточность (Sufficiency).
3. Уровни детализации и агрегации (Level of detail and aggregation).
4. Понятность (Understandability).
5. Недопущения смещения (Freedom from bias).
6. Релевантность (Decision relevance).
7. Зіставлюваність (Comparability).
8. Надежность (Reliability).
9. Избыточность (Redundancy).
10. Экономическая эффективность (рентабельность) (Cost Efficiency).
11. Квантификация (возможность количественного выражения качественной
информации) (Quantifiability).
12. Приемлемость
формата (Appropria-teness
of format).
Своевременность означает, что информация
финансового анализа имеет
быть
доступной для пользователей до того момента, пока она для них имеет значение.
Конечно, пользователи не узнают немедленно о том, что произошло некое событие,
существует некоторый промежуток между событием и временем, когда данные о ней будут отражены
в отчетности. Также существует определенный промежуток времени между моментом, когда данные
подлежат анализу и когда эти данные становятся доступными для пользователей.
Достаточность можно трактовать
исходя из того, является ли объем показателей достаточным для той точности принятия
решение, желательное для пользователей. Достаточность включает в себя также
продолжительность временного горизонта для правильного оценивания эффективности
деятельности хозяйствующих систем. С тех пор, как достаточность может влиять на
способность пользователей делать выводы на основе конкретных данных,
решающим для представления информации является чувствительность как к высказанных потребностей
потребителей, так и тех, которые они имеют в виду.
Поэтому общий, концептуальный
подход к выработке политики достаточности информации должна основываться на
понимании простой истины, что представление данных пользователям имеет целью создание
информационных ресурсов и соответственно реальных возможностей для целенаправленного
осуществления функций управления.
Уровни детализации и агрегирования
данных являются также важными показателями определения полезности информации. Для
улучшение возможностей аналитических исследований нужно обеспечить единую методику
анализ показателей формирования, размещения и использования финансовых
ресурсов.
Если пользователи не понимают
информацию, которая подается по результатам финансового анализа, то они не
смогут использовать ее достаточно эффективно.
Смещение относительно сути информации
может быть вызвано большим количеством проблем, связанных с невозможностью
формирование данных относительно представления относительно временного горизонта и сопоставление или
осуществление процедуры наблюдения. Для пользователей такой признак определяется
существенностью информационных ресурсов по их количественной и качественной характеристик.
Количественная сущность связана с
манипулированием фактических размеров явлений и процессов хозяйственной деятельности, а
качественная - нарушениями нормативной методики формирования показателей.
Недостоверной может быть признана
информация по следующих условий:
• количественные отклонения показателей
больше, чем нормативы их существенности;
• качественные отклонения при подготовке
информации создают количественные отклонения в большем размере, чем порог
существенности;
• значительные отклонения относительно методики
формирование показателей, независимо от того, произошло ли превышение норматива
существенности.
Субъектами определения существенности
информации финансовой отчетности являются органы, уполномоченные на регулирование
вопросам учетной политики, и собственник (собственники) или уполномоченный орган
(должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с
законодательства и учредительных документов.
Объектами применения существенности:
деятельность предприятия в целом; отдельные хозяйственные операции и объекты
учета; статьи финансовой отчетности. Для оценки достоверности информации
финансового анализа используются соответствующие нормативные уровне ее возможных
отклонений.
Три другие признаки информации -
релевантность, зіставлюваність и надежность - могут вызвать проблему
негативного влияния на формирование показателей. Самым очевидным вопросом, который
рассматривается при финансовом анализе, является уместность информации для выбора
лучшего из альтернативных решений, которые могут рассматриваться в системе управления.
Однако опасным аспектом этой концепции является то, что когда данные доступны для
пользователя, то он, возможно, будет их использовать, несмотря на их
уместность или неуместность, поэтому необходимо защитить пользователей от такого
подхода и предоставлять им такие данные, которые могут быть использованы в модели и
действительно будут уместными для решения и обеспечат значимость результатов.
Когда решается, есть данные
полезными, необходимо оценить, можно ли их сопоставлять с другими уместными данными.
Зіставлюваність означает, что за важными направлениями сравнения условия должны быть
одинаковыми. Действительно, определение термина «важные направления» зависит от ситуации,
которая рассматривается. Может быть желательным для данных иметь подобный временной горизонт.
Или может быть необходимым, чтобы данные представляли ту самую совокупность показателей.
Главным моментом является то, что значения некоторых разногласий между двумя совокупностями
данных должно быть сведено к одной, и только одной разногласия, потому что все другие
условия одинаковые.
В методологическом аспекте представлены
показатели финансового анализа имеют расхождения, исходя из внутренней
учетной политики предприятия. Учетная политика - это совокупность принципов,
методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления
финансовой отчетности. В этом контексте на количественное отражение явлений по
показателями отчетности и значительное их отклонение от фактических событий могут
повлиять:
• методы начисления амортизации
необоротных материальных и нематериальных активов;
• стоимостные признаки основных средств
и других необоротных материальных активов;
• порядок отражения в балансе
долгосрочных финансовых инвестиций;
• порядок определения расходов
(доходов), активов и обязательств, связанных с налогом на прибыль;
• методы оценки выбытия запасов;
• величина резерва сомнительных долгов
на основе классификации дебиторской задолженности;
• порядок оценки и изменения стоимости
(переоценки) активов.
Оценка надежности информации
предусматривает участие в этом процессе участников управленческой работы, которые считают,
что данные правильные, если они включены в базу данных, поэтому предприятию
необходимо гарантировать их точность.
Пользу от улучшения условий
принятие решений должно перевешивать затраты на его обеспечение, иначе нет
никакой выгоды от него. Иначе говоря, данные только тогда являются рентабельными в
финансовом анализе, когда получается дополнительная стоимость благодаря этим данным и
поведении пользователей, и после того, как из этой стоимости покрываются расходы
на получение этих данных.
Существуют затраты на получение данных,
то есть на их первичный или вторичный сбор. Также существуют затраты на то, чтобы
сделать эти данные доступными. Кроме этого, существуют расходы на хранение и
обработки данных, которые зависят от их объема.
Очевидно, что необходимо учитывать
прямые затраты на получение информации. Однако необходимо также рассматривать потери
от неиспользованных возможностей, то есть от невключения в базу данных полезной
информации. Если персонал, занятый исследованием, обрабатывает данные по
проблемы X, то, очевидно, он не сможет выполнять исследования по
проблемы В. Следовательно, расходы, связанные с получением информации о
проблемы X, должны также включать потери, которые вызваны нехваткой
информации по проблеме В. Если информация по проблеме есть В
решающей, то такие потери могут быть значительными.
Рассматривая вопрос с позиции
доходов, нужно решить, насколько решение может быть улучшено благодаря
дополнительной информации. Если дополнительные данные не меняют выбор пользователей относительно
оптимальной альтернативы, то от включения их в базы данных нет никакого
прибыли. При всех прочих одинаковых обстоятельствах необходимо оценивать улучшение
принятия решения или прирост прибыли от способности пользователей принимать
лучшее решение, которое зависит от дополнительных данных.
Исходя из квантификации (возможности
количественного выражения качественной информации), данные финансового анализа должны
поддаваться количественному оцениванию на приемлемом уровне, и потом над ними
могут выполняться соответствующие операции.
Количественные показатели информации
могут определяться через математические операции, которые будут выполняться над
данным. Если данные соответствуют, то пользователь допускает, что когда показатели выражены в
количественном виде на приемлемом уровне, то это является полезным для потребителей, если
же уровень неприемлем, то система предотвращает дальнейшей обработке данных.
Последним определяющим фактором
полезности информации является возможность ее отображения в приемлемом стиле.
Информация финансовой отчетности для пользователей отображается визуально.
Вопрос заключается в том, есть ли такое отображение приемлемым.