Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Глава II

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

 

1. Регулирования развития областного региона в условиях перехода к рынку

 

Объединение объектов материального производства и непроизводственной сферы в единый территориальный комплекс является объективной предпосылкой развития народного хозяйства всех стран. Каждый регион, независимо от его размера и уровня, можно представить в виде территориальной социально-экономической системы, что характеризуется сложной структурой, которая включает в себя все виды производительных сил и отражает всю многогранность общественных отношений в данной территории.

Термин "территориальная система" применяется для различных пространственных социально-экономических явлений. В данной работе этот термин используется для обозначения образований (областей, административных районов, городов), которые объединяют на определенной территории (в рамках установленного административно-территориального деления) объекты материального производства, непроизводственной сферы и человеческие ресурсы. Под территориальной системой в монографии будем понимать целостную совокупность различных видов производительных сил и производственных отношений, развивающихся в определенных пропорциях и взаимозависимости на данной территории и призваны удовлетворять материальные и духовные потребности населения.

Чтобы установить характер и закономерности формирования и развития территориальной системы, необходимо определить набор ее функциональных подсистем и отдельных производственных и социально-экономических элементов. Существуют различные предложения относительно этого. Так, иногда выделяют четыре территориальные подсистемы. Это - материальное производство, производственная инфраструктура, населения и связанная с ним социально-бытовая инфраструктура, природные ресурсы и их территориальные структуры. В других случаях выделяются три территориальные подсистемы: производство, обслуживание, расселение. При этом территория рассматривается как особая категория, которая обеспечивает пространственную общность подсистем. Обосновывается также выделения синтетических территориальных структур, без их административно-территориальной привязки. Для решения конкретных задач управление развитием территориальных систем более приемлемым является расчленение их на подсистемы и составляющие элементы. Однако в состав территориальных подсистем имеют войти в новых условиях хозяйствования не только производство, население, социально-бытовая инфраструктура, но и рыночная инфраструктура.

В рамках подсистем (производство, обслуживание, расселение) протекают взаимосвязанные процессы производства, накопления, обмена и потребления (фазы единственно воспроизводственного процесса) и социально-демографического развития. Исследование их имеет большое значение для управления комплексным развитием территориальных систем.

Основная особенность воспроизводственного процесса может быть сформулирована как необходимость удовлетворения двуединой функции региональной экономики. Согласно этой функции территориальная система должна функционировать как составная часть народного хозяйства страны. С другой стороны, она должна обеспечивать развитие своих внутренних элементов как целостной взаимосвязанной системы.

Социально - и технико - экономическое анализ состояния и развития территориальных систем свидетельствует о наличии ряда проблем (например, межотраслевой увязки расположенных на территории области предприятий и производств с различными видами деятельности: производственного, инвестиционно-строительного, экономического, научно-технического, социального, санитарно-гигиенического и т.п.; межведомственной координации решения самых сложных социально-экономических и природно-экологических проблем, решение которых должно важное значение для регулирования единого воспроизводственного процесса и социально-демографического развития, которое пока что должным образом не выполняется. Это приводит к ощутимым негативным экономическим и социальным последствиям: структурно-отраслевых диспропорций; несогласованности и затягивании инвестиционно-строительного цикла; отставание и комплексности формирования производственной, социальной и рыночной инфраструктуры; неэффективной организации научно-технической деятельности и подготовки кадров; ощутимых экологических последствий. Обоснованное решение этих проблем, по нашему мнению, может эффективно повлиять на функционирование всего народнохозяйственного комплекса территориальной системы без значительного привлечения финансовых, материальных, трудовых ресурсов, и наращивание новых производственных мощностей. .

Траектория перспективного развития, что задается для региональных систем, должна определяться, во-первых, с учетом функций, выполняемых регионом в общественном разделении труда, во-вторых, с учетом оптимальных способов удовлетворения внутренних региональных потребностей с позиций всего народного хозяйства, в-третьих, с учетом согласованности в развитии всех стадий воспроизводственного процесса. Непременным условием такой согласованности является установление для каждого этапа развития оптимальной взаимозависимости как между самими подсистемами, так в их внутри. Это и предусматривает, в конце концов, необходимость и важность многократных согласований міжпідсистемних пропорций.

Актуальность данного определения не потеряла своего значения и на современном этапе развития хозяйства области. Однако сейчас коренным образом меняются методы этого согласования. Вместо дискретных методов наибольшее распространение приобретают экономические методы, основанные на договорных отношениях.

Развитие товарно-денежных отношений, основанных на сочетании интересов хозяйствующих субъектов на данной территории, позволяет в полной мере различным подсистемам и отдельным объектам хозяйственного комплекса территориальных систем использовать весь потенциал горизонтальных связей, потому интересы всех объектов и подсистем территориальных систем тесно переплетаются по многим параметрам воспроизводственного процесса. Это уже требует не только регулирования развития міжпідсистемних пропорций, но и рассмотрения всей экономики конкретных территориальных систем как единого целого.

Целостность территориальной системы проявляется во взаимной обусловленности развития ее функциональных подсистем и конкретных формах ее пространственной организации. Конкретные формы пространственной организации территориальных систем определяют функциональные отношения между отдельными элементами и подсистемами. Эти отношения характеризуются совместным использованием природных и трудовых ресурсов, производственной, социальной и рыночной инфраструктуры т.д. Взаимообусловленность развития функциональных подсистем позволяет определенной территории стать единым хозяйственным организмом. Исключение или включение в данный организм любого нового элемента, нового производства или группы производств возможно только тогда, когда это не противоречит оптимальной траектории развития данной системы.

Комплексное развитие имеет место, когда сохраняется пропорциональность между природными ресурсами и добычными отраслями, между всеми отраслями производства, между занятостью как мужчин, так и женщин; когда обеспечивается народнохозяйственная потребность и спрос населения на товары и услуги; когда повышается жизненный уровень народа; выравнивается жизненный уровень подрайонов; достигается социально-экономическая однородность населения; полностью используются мощности предприятий; привлекается к общественного, производства вся территория района и т.д.

Комплексное развитие регионов можно трактовать как такой их прогресс, который предусматривает комбинирование и кооперирование на определенной территории различных производств с целью рационального использования всех видов ресурсов, производственной и социальной инфраструктуры в интересах наиболее полного удовлетворение потребностей населения с учетом его оптимального расселения.

На наш взгляд, основными требованиями комплексного развития территориальных систем являются: взаимосвязь и взаимозависимость элементов и функциональных подсистем комплекса; пропорциональность производства, ресурсов, рыночной инфраструктуры и потребления; сбалансированность объемов выпуска продукции и потребления материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов, основного производства и производственной инфраструктуры, материального производства и сферы обслуживания; рационального использования природных и экономических условий.

Изменение тех или иных параметров в взаимосвязанных процессах производства, накопления, обмена и потребления ведет к многочисленных вариантов развития территориальной системы. Каждому варианту соответствует возможность получения определенного конечного эффекта. Максимальное значение эффекта имеет тот вариант развития системы, который характеризуется оптимальными пропорциями между хозяйственными и социальными элементами территориальной системы, рациональной отраслевой структурой, эффективным использованием всех видов ресурсов и наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей населения. В получении максимального значения конечного эффекта и заключается объективная необходимость комплексного развития.

С учетом сказанного рассмотрим вопросы анализа региональных проблем формирования и развития рыночных отношений. На наш взгляд, реализация и развитие рыночных отношений в условиях различных форм собственности должны осуществляться на основе анализа таких ключевых вопросов, как:

- оценка общехозяйственной конъюнктуры рынка, т.е. оценка хозяйственной ситуации производства (товарного рынка), сложившейся на территории области в соответствии со спросом и предложением;

- товарно-денежная сбалансированность между финансовыми ресурсами и материальным обеспечением (производственная сфера), сбалансированность потребительского рынка (непроизводственная сфера);

- финансовый аспект регионального развития, то есть анализ сферы спроса финансовой, денежной, кредитной и ценообразования;

- развитие научно-технического прогресса, его влияние на изменение спроса и предложения;

- влияние и оценка социальных факторов на развитие рыночных отношений;

- внешние экономические рыночные связи в формировании рынка.

Условия функционирования рынка, его структура определяются масштабами всего общественного производства, степени удовлетворения общественных производственных и непроизводственных потребностей. Поэтому для оценки общехозяйственной конъюнктуры рынка, то есть хозяйственной ситуации производства, которая сложилась и характеризуется деятельностью всех предприятий и организаций, функционированием всех отраслей народного хозяйства на областном уровне, имеют анализироваться данные динамики и структуры потребления всех видов товаров (продукции) в обобщенном виде. Это материальные блага и услуги, средства производства (товары производственного назначения, потребительские товары и услуги (потребительский рынок), динамика их оптовой и розничной торговли (согласно спроса и предложения). Причем спрос определяется с позиций общественной потребности в материальных благах и услугах, в средствах производства и предметах потребления. Отметим, что он определяется уровнем экономического, научно-технического, социального и культурного развития государства, структурой общественного продукта, размерами национального дохода, характером его распределения, механизмом распределения продукции и услуг, уровнем жизни населения.

Акцентирование нашего внимания на вопросе сбалансированности спроса и предложения, объясняется тем, что при рыночных отношениях самым главным является удовлетворение общественных производственных и непроизводственных нужд.

Следовательно, необходимо исследовать приведенные выше аспекты сбалансированности, которые имеют общее происхождение и тесно взаимосвязаны. Так, например, несбалансированность между финансовыми ресурсами и возможностью их материального обеспечения или приводит к повышенному спросу на материальные ресурсы, или вызывает неощадливе расходования ресурсов, используемых в производстве (а повышенный спрос на материальные ресурсы требует жесткой системы их распределения). Следствием несбалансированности между спросом и предложением на материальные ресурсы являются диктат производителя, что может привести к производству устаревшей и некачественной продукции, к игнорированию достижений научно-технического прогресса и т.д.

Виды несбалансированности можно исследовать на взаимосвязях народнохозяйственных показателей общественного производства области. В частности, рост товарно-денежной несбалансированности сопровождается увеличением материальных затрат на единицу выпуска продукции, что негативно влияет на эффективность использования основных производственных фондов.

Назначение оптовой торговли - создание материальных предпосылок и условий для эффективного развития хозяйства области, рационального размещения ее производительных сил, при которых потребители получают продукцию без лимитов и фондов у организаций материально-технического поставки согласно договоров, заключаемых на основе широкого использование товарно-денежных отношений при широких горизонтальных взаимовыгодных торговых связях.

Создание рыночной инфраструктуры области предусматривает переход от централизованного материально-технического снабжения к оптовой торговле средствами производства, включая прямые коммерческие связи между предприятиями области и широкие экономические связи с другими регионами. Причем оптовая торговля - экономически более сложная форма обеспечения, чем поставки по фондам и лимитам, и без нее невозможны перестройка материально-технического обеспечения отраслей экономики области и усиления влияния потребителя на качество продукции. Поэтому анализ функционирования регионального рынка требует, чтобы в инфраструктурных показателях регионального развития области были отражены данные о динамике оптовой торговли средствами производства.

Основным в анализе региональных проблемам развития рыночных отношений является исследование процесса формирования финансового рынка. Отметим, что финансовый аспект ранее никогда не был центральным в проблемах регионального развития. Тогда финансово-кредитный механизм слабо влиял на комплексное развитие области. При переходе к рыночной экономике, финансовый фактор должен стать доминирующим, поскольку балансирование спроса и предложения будет определяться исходя из финансовых возможностей области и рыночных цен равновесия.

Развитие финансового рынка, всей сферы обращения или рынке капитала должен быть направлен на то, что формы и методы развития финансовой системы должны обеспечивать переход от бюджетного принципа финансирования к хозрасчетного. Это предполагает изменение объема и состав доходных источников областного финансовой системы. Финансовая база будет основываться на платежах предприятий и организаций (на территории области) различных видов собственности, налогам, части прибыли предприятий государства, отчислений от платежей за ресурсы (трудовые, природные, инфраструктурные), от налога с оборота и государственных налогов с населения и т.д.

Создание финансового рынка определяется, прежде всего, функционированием рыночной финансовой инфраструктуры. Поэтому необходим анализ деятельности всей сферы обращения, что включает в себя акционерные общества, фондовые биржи, банки, кредитную систему, а также оценка необходимого инвестиционного или денежного обеспечения целевых программ, включающих конкретные меры. Оценка инвестиционного обеспечения с позиции анализа сбалансированности и эквивалентности процессов товарного обмена позволит определить эффективность использования ресурсного потенциала области по обеспечению комплексного социально-экономического развития.

Поскольку ценообразование в новых условиях должно реализовать принцип балансирования спроса и предложения при отсутствии монополии (как производителя, так и потребителя), то необходимо в моделях функционирования рыночной экономики предсказать влияние изменений цен равновесия или рыночных цен. Это позволит учесть фактор насыщенности рынка товарами и услугами, влияние управляющих цен, принимаемых на плановый период, и тарифов на объем и структуру спроса по группам товаров, что позволит, в конечном итоге, оптимизировать реальную ситуацию, которая складывается на рынке. Все это, по нашему мнению, будет способствовать получению научно обоснованных прогнозов оценки перспектив развития конъюнктуры рынка.

В ценах должны быть отражены все расходы и чистый доход, особенно выиграть живого труда. Если в основу ценообразования заложить принцип возмещения себестоимости продукции, то сформированные на этой основе цены станут затратными. Для повышения стимулирующего значения цен система ценообразования должна основываться не только на общественно необходимых затратах, но и учитывать эффективность продукции, которая производится. Чтобы достичь этого, хозяйствования должно быть направленным на снижение расходов производства, внедрение ресурсосберегающих технологий с целью экономии сырьевых и материальных ресурсов в процессе производства продукции.

Переход территориальных систем к рыночных отношений требует, кроме углубленного анализа обеспеченности ее хозяйства материальными и финансовыми ресурсами, анализа ее экономических связей как с другими внутренними регионами, так и с внешним рынком. Производственные и хозяйственные связи обусловлены производственной специализации регионов, которая сложилась. Но не все они достаточно рациональны. Производственные связи предприятий формировались главным образом по признаку их ведомственного подчинения, недостаточного учета задач комплексного развития территорий и регулирования экономическими, а не административно-командными методами.

Особенности рыночных отношений обусловлены именно тем, что в . них принимают участие товаропроизводители с конкретными договорными обязательствами. В связи с этим усиливается необходимость использование реальных показателей национального дохода, ввоза и вывоза продукции. Сейчас этих показателей нет. их заменили расчетам разного рода в условных ценах. А без этих данных в фактических ценах невозможна практическая разработка механизма межрегионального обмена и рационализации хозяйственных связей. Расчеты в условных ценах необходимы только для сопоставления: конкретные взаимоотношения, на наш взгляд, должны исчисляться в реальных фактических ценах, которые отражают совокупность затрат на производство. В настоящее время существует единственный показатель межрегионального обмена, по итогам которого судят о состоянии регионального рынка и о готовности его к переходу на рыночные отношения; это, по нашему мнению, методически неверно. Поэтому необходимо совершенствовать показатели, которые характеризуют межрегиональный и внешнеторговый обмен. Например, было бы целесообразно для активизации рыночных отношений ввести региональный рынок, торговлю по каталогам, распространенную за рубежом. Такой вид торговых отношений позволит усилить адресность покупателей.

Таким образом, межрегиональные экономические связи в условиях рыночных отношений определяются характером производственных и непроизводственных нужд области. В результате экономические связи активизируют свой влияние на региональный рынок, что обусловливает масштабы его расширения и характер рыночных связей, которые формируются.

Следовательно, можно сделать вывод, что переход к рыночным отношениям формирует новые требования к анализу региональных проблем, предполагает пересмотр методических подходов, которые сложились. На наш взгляд, основное значение рынка в данном случае заключается в том, что с его помощью создается система обратных связей в экономии» региона. Механизм таких связей является непременным условием устойчивости и эффективности любой территориальной системы, развивается.

Таким образом, совершенствование методов экономического анализа рыночных отношений на региональном уровне открывает принципиально новые возможности для познания сущности воспроизводственных процессов (производства и потребления), определение приоритетов в перспективной региональной политике и выявления диспропорций в территориальной организации производительных сил.