Предложение
Рынок предполагает принятие решений о количестве и структуре предлагаемых для продажи товаров и услуг. Количество товаров и услуг, которое производители или продавцы желают и могут поставить на рынок по каждому уровню цен в определенный период времени, называется предложением. Важно различать предложение и величину предложения.
Предложение - функция, определяющая зависимость количества предлагаемого товара от уровня цен, представлена на графике всей кривой
S (рис. 10, с. 18) (от англ.
supply - предложение).
Величина (объем) предложения - конкретное количество товара, предложенного на рынке по отдельной конкретной цене, графически представлена отдельной точкой на кривой
S. Прямая зависимость величины предложения от цены называется
законом предложения: чем выше цена, тем большее количество товаров и услуг предлагается на рынке; чем ниже цена, тем меньше величина предложения. Таким образом, изменение цены данного товара приводит к изменению величины предложения при неизменной предложения. Графически это означает перемещение из точки
O в точку
А при уменьшении цены и обратное движение из точки
А в точку
В при увеличении цены.
На предложение влияют неценовые детерминанты - факторы, под влиянием которых предложение может увеличиваться (кривая
S0 сдвигается вправо, к
S1) или уменьшаться (сдвиг кривой
S0 влево,
S2) (рис. 11).
Для примера рассмотрим влияние на предложение шоколадных конфет неценовых факторов:
1) наличие и цены на производственные ресурсы - природные, капитальные, трудовые (увеличение цен на какао приведет к увеличению затрат на производство шоколадных конфет, а следовательно, и к уменьшению их предложения);
Рис. 10 Рис. 11
2) уровень развития технологии (благодаря применению в производстве шоколадных конфет новых ресурсосберегающих технологий увеличится количество конфет, выпускаемых за каждым уровнем цен, поэтому возрастет предложение, т.е. кривая
S сместится вправо);
3) количество производителей или продавцов на рынке - наличие или отсутствие конкуренции (банкротстве кондитерской фабрики вследствие конкуренции означает уменьшение предложения конфет на рынке и сдвиг кривой
S влево);
4) доходность отрасли (высокая прибыль привлекает в данную отрасль производителей, увеличивая предложение товара; проблематичность получения прибыли уменьшает предложение товара);
5) государственная политика в области налогообложения и субсидирования (ограничение государством ввоза какао в страну уменьшит предложение шоколадных конфет на рынке);
6) ожидания производителей или продавцов (например, ожидание повышения цен на продукцию кондитерских фабрик означает уменьшение предложения шоколадных конфет).