Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Экономика
Основные понятия рыночной экономики

Цена рыночного равновесия

Рыночное равновесие - это ситуация на рынке, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения. Графически рыночное равновесие представляется точкой Е пересечения кривой спроса D и кривой предложения S (рис. 12). Точка равновесия показывает, что под влиянием конкуренции устанавливается равновесная цена Р0, при которой рынок находится в условиях сбалансированности (количество товара, которое хотят и могут продать производители, соответствует тому количеству, что способны купить потребители: QD= QS = Q0). Если на рынке устанавливается цена Р1, ниже равновесной (с целью защиты потребителей), то создается ситуация дефицита, когда QD> QS (Q2> Q1). Это пример так называемой цены «потолка». Но в этой ситуации производители будут стремиться повышать цену, и товар все же будут покупать. Таким образом, возникает тенденция к повышению, которая «толкает» цену дефицитных товаров вверх, к той же точке равновесия.
Если же на рынке устанавливается цена Р2, выше равновесной (с целью защиты интересов собственников ресурсов и производителей), то создаются условия избытка товаров, в данном случае QD> QS (Q3 Q4). Примером может быть так называемая цена «пола». В этой ситуации действует противоположная тенденция, за которой цена товара снижается в направлении к точке равновесия. Таким образом, цена выполняет функцию уравновешивания, стимулируя рост предложения при дефиците и «разгружая» рынок от излишков, сдерживая предложение.
Спрос и предложение меняются на рынке под воздействием различных неценовых факторов, что вызывает изменение рыночного равновесия (рис. 13, 14, с. 18). Как видно из графиков, когда увеличивается спрос (D0D1) при неизменном предложении или уменьшается предложение (S0S1) при неизменном спросе, равновесная цена повышается (P0P1). Если же спрос на товар снижается (D0D2) при неизменной предложения или предложение увеличивается (S0S2) при неизменном спросе, равновесная цена снижается (P0P2).
Однако такой механизм уравновешивания цен характерен только для совершенной конкуренции, при которой отсутствует контроль фирмы над ценой товара, поскольку при этом функционирует множество небольших фирм, что производят незначительное количество стандартизированных товаров и не позволяют фирме - основному производителю диктовать условия продаж.
Современной экономике присущи такие рыночные структуры, как монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Поэтому фирмы препятствуют свободному установлению равновесной цены. А это приводит к отклонений рыночной цены от равновесной.