СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОК № 8
Тема. Порядок слов в предложении
Цель: углубить знания учащихся о предложении, научить выделять в нем главную информацию, изменяя порядок слов (прямой и обратный), развивать умения и навыки анализировать предложения, логично и последовательно излагать свои мысли; воспитывать интерес к изучению языка и литературы как неотъемлемой части жизни человека.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.
ХОД УРОКА
Литература — это искусство самовыражения с помощью слов.
Акутагава Рюноскэ
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учитель выборочно проверяет тетради; ученики зачитывают предложения из художественных произведений.)
2. Работа у доски.
— Сделайте синтаксический разбор предложения. Художественная литература обладает огромной познавательной силой.
3. Беседа.
1) Что такое предложение?
2) Чем предложение отличается от словосочетания?
3) Какие вы знаете признаки предложения?
4) Что называется грамматической основой предложения?
5) Чем отличается сложное предложение от простого?
6) Выражают ли законченную мысль простые предложения в составе сложного?
7) С помощью чего простые предложения соединяются в сложные?
4. Словарный диктант с грамматическим заданием.
— Используя данные словосочетания, составьте одно простое, одно сложное предложение.
— Дайте толкование слова «аттестат».
Свидетельство современников, мои ровесники, общественное признание, мужественно держаться, идеальный человек, сигнал об опасности, регулировать движение, подлинный талант, вручить аттестат, почетный диплом, наши стипендиаты.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Индивидуальное задание.
— Поменяйте местами слова в простом предложении, составленном ранее (2, 3 варианта).
— Изменился ли смысл предложения?
— Какое слово в предложении является самым важным?
— На каком месте в предложении оно стоит?
Например. Директор вручил аттестаты нашим выпускникам. Нашим выпускникам вручил аттестаты директор.
Директор нашим выпускникам аттестаты вручил.
2. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника.)
3. Объяснение учителя.
С помощью порядка слов мы выделяем слово, наиболее важное в предложении.
При спокойной, ненапряженной интонации такое слово обычно ставится в конце предложения. Так, смысл предложения Директор вручил аттестаты нашим выпускникам заключается в том, что директор вручил аттестаты именно выпускникам, а не другим ученикам. Смысл же предложения Нашим выпускникам вручил аттестаты директор и Директор нашим выпускникам аттестаты вручил другой: в первом утверждается, что аттестаты вручил именно директор, а не, к примеру, завуч, а во втором — что директор аттестаты вручил, а не просто отдал.
Значит, слова могут занимать в предложении различные в зависимости от его смысла места. Это является особенностью русского языка, в отличие, например, от английского, где принят четкий, фиксированный порядок слов.
Существует обычный порядок слов, который называется прямым, и менее обычный, который называется обратным.
При прямом порядке слов — подлежащее предшествует сказуемому. Я вышел на улицу.
При обратном порядке слов — сказуемое предшествует подлежащему. На улицу вышел я.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Коллективная работа.
(Один из учеников работает у доски.)
— Перестройте предложения так, чтобы выделенные слова выражали наиболее важное в сообщении.
— Определите порядок слов в предложении.
— Выделите грамматическую основу во всех предложениях.
1) Мы поедем во Львов в феврале.
2) Мы записались в сентябре в танцевальную студию.
3) Вы будете участвовать в олимпиаде в январе?
4) Соревнования состояться в Киеве во время каникул.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
(Выполняет несколько учащихся.)
— Сравните предложения, укажите порядок слов.
— Укажите, в чем отличие предложений в каждой паре.
— Составьте по два собственных предложения с прямым и обратным порядком слов.
1) Нужные цитаты я подбирал долго. — Я долго подбирал нужные цитаты.
2) Он внимательно перечитал сочинение. — Сочинение он перечитал внимательно.
3) Мы хорошо работали на субботнике. — На субботнике мы работали хорошо.
3. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. оценивание учебных достижений учащихся.
2. Заключительная беседа.
1) Как мы выделяем наиболее важную информацию в предложении?
2) Как может меняться смысл предложения от перестановки слов?
3) Какой порядок слов в предложении существует?
4) Что такое прямой порядок слов в предложении?
5) Что такое обратный порядок слов в предложении?
Вывод. С помощью порядка слов мы выделяем наиболее важное в предложении слово, при спокойной интонации такое слово обычно стоит в конце; слова могут занимать в предложении различные места в зависимости от смысла; существует прямой порядок слов (подлежащее стоит перед сказуемым) и обратный (сказуемое стоит перед подлежащим).
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Подготовить выразительное чтение любого четверостишия, выписать пять простых предложений и преобразовать их (прямой порядок слов заменить обратным).