СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОК № 9
Тема. Актуальное членение предложения. Логическое ударение
Цель: научить правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания, эмоциональной окраске, выделять значимые слова при помощи логического ударения; развивать культуру речи, умения и навыки выразительного чтения; воспитывать интерес к изучению биографий выдающихся личностей, настойчивость в достижении цели.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, портреты личностей, чья биография будет упоминаться в ходе урока.
ХОД УРОКА
Не знать биографий самых знаменитых людей древности — значит находиться в детском возрасте всю жизнь.
Плутарх
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Словарная работа.
— Дайте толкование слов «биография» и «библиография».
— Запишите слова с составными частями био-, библио-, -граф.
— Составьте с этими словами предложения с прямым и обратным порядком слов.
Справка
Биография — описание чьей-либо жизни и деятельности. Библиография — перечисление и описание книг и других печатных изданий, список литературы по какому-либо вопросу.
Эти слова включают в свой состав части греческих слов: био- (биос — «жизнь»), библио- (библио — «книга»), -граф (графо — «пишу»).
2. Проверка домашнего задания.
(Учитель выборочно проверяет тетради учащихся.)
3. Беседа.
IV. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Коллективная работа.
— Прочитайте четверостишие.
— Определите, где стоит наиболее важное в предложении слово.
— Как мы выделяем его?
— Составьте предложения, используя известную вам информацию о жизни А. С. Пушкина.
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно, со мной наравне.
(А. С. Пушкин)
2. Объяснение учителя.
(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)
Наиболее важное в сообщении слово в устной речи может выделяться усилением голоса — логическим ударением.
Например:
1) Миша купил компьютер (а не магнитофон).
2) Миша купил компьютер (а не Саша).
3) Миша купил компьютер (а не взял напрокат).
Если логическое ударение падает на слово, стоящее в конце предложения (как в первом примере), то интонация всего предложения обычно спокойная, а само логическое ударение слабое. Если же логическое ударение падает на слово, стоящее в начале предложения (второй пример) или в середине его (третий пример), то интонация обычно напряженная, а само логическое ударение сильное.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Коллективная работа.
— Прочитайте, подобранные дома четверостишия, выделяя логическим ударением наиболее важные по смыслу слова.
— В каких случаях постановка логического ударения сопровождается изменением порядка слов?
— Что вам известно об авторах этих произведений?
2. Работа в парах
— Перепишите отрывок из текста.
— Выделите слова, на которые падает логическое ударение.
— Прочитайте предложения, правильно их интонируя.
(Данный текст учитель делит на части, с которыми работают учащиеся. Затем представители пар выходят к доске и в логической последовательности читают текст. При обсуждении выполненного задания учитель обращает внимание на правильность или ошибочность постановки логических ударений. Можно усложнить задание, предложив школьникам самостоятельно определить границы предложений, расставить соответствующие знаки препинания.)
Демосфен
Афинский государственный деятель и великий оратор древности. Он родился в Афинах в 384 г. до н. э. Отец его (которого звали также Демосфеном) был зажиточным человеком, имел оружейную мастерскую.
Когда мальчику было семь лет, умер отец, оставив в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре большое состояние.
Воспитание ребенка было поручено матери и опекунам; опекуны (его дяди по матери), однако, оказались людьми недобросовестными. Они не платили учителям, не заботились об образовании детей и их воспитании. Мальчик рос слабым, физически недоразвитым.
Когда Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны отдали ему лишь дом с рабынями, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек пытался сначала уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но те отказались. Тогда он решил судом добиваться возвращения похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было хорошо знать афинские законы, а главное — уметь красиво и убедительно говорить.
Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком. Как- то раз еще в ранней юности Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда послушать речь знаменитого оратора. Мальчик видел, как гурьба народа провожала аплодисментами оратора, и удивлялся силе красноречия, что покорила всех. С тех пор он бросил все другие занятия и игры со своими ровесниками и стал усиленно упражняться в красноречии. Он твердо решил стать оратором.
Демосфен начал работать над исправлением всех недостатков своей речи. Чтобы никто ему не мешал, он уединился, обрил потом себе полголовы, чтобы не выходить из дома, пока волосы не отрастут. В день по нескольку часов он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он набирал в рот камешки и пытался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук [р], он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. Он приучил себя громко произносить стихотворения, когда поднимался на гору или гулял по берегу моря, причем пытался заглушить своим голосом шум волн. Иногда молодой человек не выходил по два, по три месяца, пока, наконец, совсем не овладел голосом и жестами.
После длительных и рьяных усилий Демосфен достиг своей цели и стал выдающимся оратором.
3. Беседа.
1) С помощью чего мы выделяем наиболее важное слово в предложении?
2) Что такое логическое ударение?
3) Когда логическое ударение слабое?
4) Когда логическое ударение сильное?
5) От чего зависит логическое ударение?
6) Что каждый из вас почерпнул для себя, читая текст о Демосфене?
Вывод. Наиболее важное слово может выделяться в предложении с помощью порядка слов и логического ударения. Логическое ударение — это усиление голоса, которое выделяет важное слово в предложении. Логическое ударение слабое, если выделяемое слово стоит в конце предложения. Логическое ударение сильное, если выделяемое слово стоит в начале или в середине предложения.
4. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Найти и выписать крылатые выражения, принадлежащие Демосфену.