Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 9 КЛАСС

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

УРОК № 8

Тема. Значение и строение сложного предложения. Характер и средства связи между частями сложного предложения

 

Цель: углубить знания учащихся о простом и сложном предложении; научить распознавать сложное предложение в тексте и осмысливать его роль, устанавливать средства связи между частями сложного предложения; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Мелких чувств на свете не бывает — мелкими бывают только души.

М. Алигер

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Творческое наблюдение. (Использование эпиграфа.)

Мелких чувств на свете не бывает.

Мелких чувств на свете не бывает — мелкими бывают только души.

Вопросы учащимся:

1) Какое из данных предложений простое, какое сложное?

2) Как вы это определили?

3) Из чего состоят простые предложения?

4) Что является составными частями сложного предложения?

5) Прочитайте первое простое предложение в составе сложного. Обладает ли оно интонационной законченностью? Сравните его с простым предложением.

2. Лингвистическое наблюдение.

•     Сравните простые и сложные предложения по значению; какие из них дают ответ на вопрос: «Принес ли удовлетворение тренеру результат, достигнутый спортсменом?»

1) Спортсмен закончил соревнования с третьим результатом. Тренер был недоволен.

2) Спортсмен закончил соревнования с третьим результатом, и тренер был недоволен.

3) Спортсмен закончил соревнования с третьим результатом, однако тренер был недоволен.

4) Хотя спортсмен закончил соревнования с третьим результатом, тренер был недоволен.

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа со статьей учебника.

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

2. Слово учителя.

Кроме простых предложений в нашем языке часто употребляются сложные, при помощи которых мы выражаем более развернутые суждения.

Сложные предложения — это конструкции, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью и сливаются по смыслу и в произношении в одно целое. Например:

Где нет труда, там сады не цветут.

Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.

По своему строению и значению сложные предложения очень разнообразны.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

1) При помощи интонации, союзов или союзных слов (относительных местоимений и наречий).

Дул ветер, и с горизонта надвигались стремительные, тяжелые облака. (Союз и)

Слишком долго я ждал встречи, чтобы радоваться ей. (Союз чтобы)

За стеной маленькой гостиной, где они сидели, слышалась музыка. (Союзное слово где)

2) При помощи интонации (без союзов и союзных слов).

Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые, все в саду глядело неприветливо, уныло.

Слабые люди выжидают благоприятных случаев — сильные их создают.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с учебником.

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

2. Лингвистическое моделирование.

•     Используя простые предложения, составьте сложные.

1) Второй день небо затянуто тучами. Дождя все нет.

2) Сделал дело. Гуляй смело.

3) Солнце уже пряталось. На цветущей ржи растянулись вечерние тени.

4) С утра был солнечный день. К вечеру набежали тучи.

5) Оставаться в горах было опасно. Приближалась гроза.

— Какая мысль содержится в сложных предложениях и отличает их по смыслу от простых?

3. Индивидуальная работа.

•     Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы; укажите простые и сложные предложения.

Представьте себе, что вы в полном подводном снар..жении стоите на берегу одной из бухт Южного Крыма. Сделаете легкое дв..жение ластами, и перед вами откроется необыкновенный мир. Каскадом спускаются к морю пр..брежные скалы, ритм этого спуска сохр..няется и в глубине. В толще бирюзовой воды встают каменные гиганты, покрытые густой шапкой морской травы. Под водой м..няется наше привычное «земное» представление о расстояниях, и поэтому предметы уд..ленные всего на десять-пятна- дцать метров кажутся очень д..лекими. Скалы нав..сают и почти отвесно обрываются в пропасть, которая представляется бездонной. Кругом ц..рит полумрак, вода совершенно (не)подвижна. Все зам..рло в безмолви.. и поко.. .

— Как в сложных предложениях связаны простые предложения?

— Обозначьте грамматическую основу каждого предложения.

4. Работа с классом. Перевод.

•     Переведите с украинского языка на русский язык; найдите сложные предложения, подчеркните грамматическую основу.

Багато є таємниць у світі. Мова — це одна з них. Здається, ми знаємо якесь слово, немовби розуміємо його. Проте все, що закладено в нього упродовж віків, нерідко не можемо повною мірою видобути. Потрібно докласти чимало зусиль, щоб заховане у слові постало перед нами у всій красі, глибині і неповторності.

З раннього дитинства і до глибокої старості людина невіддільно пов’язана з мовою. Це єдине знаряддя, що вивищує людину над світом, робить її нездоланною в пошуках істини.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа с учащимися.

1) Чем простое предложение отличается от сложного?

2) Что такое сложное предложение?

3) Как простые предложения соединяются в сложные? Вывод. Сложные предложения — это конструкции, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью и сливаются по смыслу и в произношении в одно целое.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

1) При помощи интонации, союзов или союзных слов (наречий и относительных местоимений).

2) При помощи интонации (без союзов и союзных слов).

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Прочитайте один из параграфов в учебнике истории (географии, биологии, физики) и подсчитайте количество простых и сложных предложений. Каких предложений больше? Почему? Выпишите три сложных предложения.

3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.