СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УРОК № 9
Тема. Виды сложных предложений: союзные и бессоюзные. Знаки препинания. Интонация в сложных предложениях
Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; научить различать виды сложных предложений (союзные, бессоюзные), правильно расставлять знаки препинания; уметь пользоваться интонационным богатством русского языка; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
М. Горький
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
ІІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Учащиеся читают выписанные дома предложения.)
2. Творческий диктант.
• Запишите слова-синонимы в столбик; установите различие в оттенках значения синонимов.
Большой, громадный, огромный, гигантский, колоссальный. Знаменитый, известный, великий, видный. Обыкновенный, обычный, будничный, рядовой, заурядный, ординарный, обыденный.
Прошлый, прошедший, минувший, былой.
— К каждому из синонимов подберите соответствующее существительное; из данных словосочетаний на выбор составьте одно сложное предложение.
3. Беседа с учащимися.
1) Что такое сложное предложение?
2) Чем простое предложение отличается от сложного?
3) Как простые предложения соединяются в сложные?
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа со статьей учебника.
(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)
2. Объяснение учителя с опорой на таблицу.
Виды сложных предложений
Виды сложных предложений |
Союзные |
Бессоюзные |
Сложносочиненные |
Сложноподчиненные |
Строение |
, |
|
|
Способы связи простых предложений в сложном |
1) по смыслу;
2) при помощи сочинительных союзов;
3) при помощи интонации |
1) по смыслу;
2) при помощи подчинительных союзов;
3) при помощи интонации |
1) по смыслу;
2) при помощи интонации. |
Примеры |
Шел густой снег, и сквозь снежную пелену мягко светились окна домов. |
Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. |
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. |
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
1) При помощи интонации и союзов или союзных слов. Такие предложения называются союзными.
2) При помощи интонации (без союзов и союзных слов). Предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.
Предложения с союзами и союзными словами (союзные) делятся на:
1) Сложносочиненные предложения. Сложносочиненными называются такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываться сочинительными союзами.
2) Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненными называются такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с учебником.
(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)
2. Анализ языковых явлений.
• Расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки, выпишите предложения в следующем порядке: а) простые предложения; б) сложные предложения с союзами; в) сложные предложения без союзов. В каждом предложении укажите грамматические основы; союзы, соединяющие простые предложения в составе сложных, заключите в овал.
1) Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман.
2) Комната была просторна и светла.
3) Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним.
4) И кинул взоры я кругом: тот край казался мне знаком.
5) С неба свет лился прямым потоком и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса (с)верху с обрыва.
6) Освеще..ая полуночным солнцем нависла густая лиловая туча...
7) (Не)скоше..ые луга так душисты что с (не)привычки тумани(т,ть)ся и тяжеле..т голова.
— Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.
3. Работа в парах.
Предложения записаны на доске или на карточке. (Осуществляется взаимопроверка работ.)
• Определите, каким способом простые предложения соединены в сложное (А — при помощи союза; Б — при помощи союзного слова; В — при помощи интонации).
I вариант
1) В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идет своим собственным путем.
2) Мудрено пишут только о том, чего не понимают.
3) Мой отец над сетью труб хлопочет — я стихов вызваниваю сеть.
4) Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово.
5) Хочу, чтобы звук прямо выражал слово.
II вариант
1) Даль подернулась туманом, чешет тучи лунный гребень.
2) Есть в реках места такие, где в заводях спит вода.
3) Ночи не приносили прохлады, хотя и были великолепны.
4) Дымилась роща над горою, и вместе с ней горел закат.
5) Такая чудесная погода, какая редко бывает в апреле.
Правильные ответы для взаимопроверки
|
I вариант |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
Б |
В |
Б |
Б |
|
II вариант |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
В |
Б |
Б |
А |
Б |
4. Работа с текстом.
• Прочитайте и озаглавьте текст.
В неповторимый мир прошлого вводят нас былины. Красуются славные города с белокаменными храмами, бушует народное вече, стучат острые мечи и свистят каленые стрелы, стоят на страже родной земли заставы богатырские, звенят гусли, и сказитель поет славу времени. В былинах отражены события и воссозданы характеры, которые вызывают восхищение и по сей день: Илья Муромец и Святогор, Василий Буслаев и Алеша Попович, Микула Селянинович и Добрыня Никитич. Любовь к родине, осознание красоты и большой будущности отчизны — все это есть в устной эпической народной поэзии. Но былины раскрывают не только исполинские характеры и героические события — они содержат свидетельства о жизни людей в ту эпоху, и перед нами довольно полно предстают их быт, нравы, обычаи.
(По А. Глухову)
— Опираясь на таблицу (Виды сложных предложений), составьте сообщение на тему «Виды сложных предложений», проиллюстрировав его примерами из текста.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Ролевая игра «Микрофон».
• Закончите предложения, записанные на доске.
Сегодня на уроке я научился...
Мне очень понравилось...
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выписать из художественной литературы сложные предложения (два бессоюзных и два союзных предложения), подчеркнуть грамматическую основу и союзы.
3. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.