УРОК 8
Тема. Работа с природным материалом. Изготовление аппликации «Бабочка» из семян ясеня и клена
Цель: прививать учащимся умения, навыки работы с природными материалами; развивать внимание, воображение, эстетические чувства; воспитывать ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимопомощь.
Оборудование: бумага, картон, клей, семена клена, желуди, ножницы, иллюстрации осенней тематики, разные виды бабочек.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Проверка готовности к уроку.
2. Упорядочение рабочего места.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
- Послушайте стихотворение и скажите, о какой поре года идет речь?
Стоят осенние клены
В красках золотых
И смотрят на меня,
А я смотрю на них.
Вот листочки упало,
Нагнувсь я до листка:
Он желтый и трехпалый,
Языков лапка гуся.
- Да, это осень. Рассмотрите картины осени. Похожи ли они на описание в стихотворении? Что нарисовано?
- Кто из вас гулял по осеннему лесу?
- В стихотворении рассказывается о кленовые листья, но с листьями опадают и семена клена - крылатки. С этим материалом мы и будем работать сегодня на уроке. А что мы будем делать, вы узнаете из загадки.
На дороге лежит цветок,
Лепестки сворачивает.
Я хотел ее поднять,
А она летает. (Бабочка)
2. Вступительная беседа.
- Бабочки очень красивые! В природе существуют различные виды бабочек. Один из крупнейших древних бабочек - жалобниця (траурниця). Он вишневого цвета, почти черного, с широкой кремовой каймой. Возле каймы - маленькие синие точечки. Появляются эти бабочки во второй половине июля - начале августа, а летают до октября. Когда начинают холодать ночи, то они прячутся в дупло, под кору пня, в глубокую расщелину дерева. И там, сложив крылья и поджав лапки, засыпают на долгую зиму.
- А каких бабочек вы можете видеть на огородах, дорогах?
Над капустой летал,
Под листочки заглядывал,
Наделал большой вред
Он для нашего огорода. (Бабочка-капусниця)
- А это бабочка с красивым названием - медведица-хозяйка. Гусеницы покрыты черными волосами. Точь-в-точь как медвежата, бурые и черные. Их можно увидеть ночью, но ярких медведиц можно увидеть и днем.
- На юге Дальнего Востока живет хвостоносий Маака (хвостоносець Маака). Каких только цветов на нем нет: зеленый, темно-синий, черный, красный! А у самца-бабочки есть еще и бархатные темные края. Есть бабочки, которые своим ярким цветом будто предупреждают птиц - мы ядовитые! Это бабочка монарха. А еще известны такие бабочки: бояришниця, махаон, александр, аполон.
III. Демонстрация и анализ образца
1. Анализ образца.
- Посмотрите на бабочку, которого мы будем делать. Из чего он сделан?
- Из какого природного материала?
- Что использовали для изготовления туловища?
- Как можно разложить крылатки?
- Из чего можно изготовить головку, усики?
2. Инструктаж учителя.
• Обводим шаблоны бабочек на цветной бумаге.
• Начинаем наклеивать крылатки с краев, постепенно приближаясь к туловищу.
• Туловище можно сделать аппликацией, используя различный растительный материал: листья деревьев, семена ясеня и подсолнечника, различные плоды, желуди и т.д.
ИV. Физкультминутка
Четко руки піднімаєм,
Пальцы вверху розтискаєм.
Руки уже за головой,
Поэтому смотри перед собой.
Исправляем позвоночник, локти сводим вперед.
Словно бабочки, злітаєм,
Крылышки зводим - розправляєм.
Теперь на поясе руки держать,
Будем вставать и приседать.
V. Практическая работа учащихся
1. Проверка готовности.
- Что нужно сделать на первом этапе?
- На втором? Третьем?
- Как необходимо наклеивать крылатки? Другие растительные материалы?
2. Инструкция по технике безопасности.
- Наклеивать крылатки нужно так: намазать их очень тонким слоем клея, иначе будет неряшливо, если остатки клея останутся на изделии. С крилатками необходимо обращаться очень аккуратно, потому что они засушенные и легко могут сломаться.
• Пользуйтесь ножницами осторожно, чтобы не поранить себя и соседа.
• Кладите ножницы на парту так, чтобы они не свисали с края.
• Передавайте ножницы в закрытом виде.
3. Самостоятельная работа учеников.
Учитель уделяет внимание осанке, следит за работой учащихся, осуществляет помощь при необходимости.
VИ. Выставка и оценивание работ
1. Анализ работ.
- Найдите ошибки. Как можно избежать таких ошибок?
- Что еще понравилось? Что привлекает в изделиях?
2. Оценивания.
VII. Итог урока
- С каким материалом мы сегодня работали?
- С какими видами бабочек ознакомились?
- Что вы запомнили?
- Почему так говорят: медведица-хозяйка?
- Как защищаются бабочки?
Я бабочку рисовала,
Крылышки белые-белые
Я ему разрисовала
Красками своими.
Вокруг красно-синие
Ободки сделала,
А серединку такой,
Как была, оставила.
Сверху дала голубого,
Словно кусочек неба.
И бабочка - цветной,
Лучшего не надо.
Вариант
Тема. Аппликация из соломки
Цель: научить работать с соломкой; прививать навыки и практические умения во время работы с природным материалом; развивать эстетические чувства, внимание, мышление; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: набор соломки для уроков трудового обучения, ножницы, клей, салфетка, картон, бумага.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
1. Проверка готовности к уроку.
2. Упорядочение рабочих мест.
II. Новый материал
Для работы на уроке используют готовый набор соломки для уроков трудового обучения, или учитель поощряет к работе родителей, которые помогают заготовить соломку. Для изготовления аппликаций используют солому из зерновых культур - пшеницы, овса, ржи, ячменя. Из собранной соломы вырезают узелки, собирают листья и сортируют по длине. Стебелини замачивают в горячей воде. Солома становится эластичной и не ломается. Мягкие соломинки разрезают ножом вдоль стебля. Затем разглаживают утюгом: сначала с внутренней стороны, а затем - с внешней. Горячий утюг нельзя держать на одном месте, потому что к ней прилипнет соломка. Уже готовую соломку можно наклеить на тонкую бумагу, положить под гнет, чтобы высох клей.
1. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжаем работать с природным материалом, а с каким именно, вы сейчас узнаете. В каждой строчке вычеркните все буквы, которые повторяются.
- Так, молодцы, это солома. Аппликационные работы из соломки могут быть иллюстрациями к рассказам, сказкам, а также использоваться как пейзажи, поздравительные открытки, подарки.
2. Подготовка к работе.
- Нарезая соломку полосками, квадратами, ромбами, треугольниками, можно создать по собственному замыслу орнамент и украсить им различные изделия.
Сегодня мы попробуем сделать геометрический узор в квадрате или полоске. Проверьте, все ли у вас готово к работе.
III. Физкультминутка
Против солнца на пригорке
Выпячиваются дубочки.
Свежий ветер повіва,
Прочное ветки нагина.
Так каждое утро все дубочки
Делают упражнения на пригорке -
И поэтому они гінкі,
И поэтому они стройные.
ИV. Демонстрация и анализ образца
1. Инструктаж по технике безопасности.
• Ножницы хранить в закрытом виде.
• Резать сидя; ножницами не размахивать; следить за пальцами.
• Не держать ножницы лезвием вверх.
• Передавать ножницы товарищу кольцами вперед.
2. Инструктаж учителя.
• Подготовьте основу для аппликации - плотная бумага, картон или кусок бархатного бумаги
• Нарежьте соломку треугольниками, кругами, ромбами, квадратами.
• Выложите геометрические фигуры узором на бумаге.
• Наклейте аппликацию.
V. Практическая работа учащихся
Учитель оказывает помощь отдельным учащимся индивидуально.
VИ. Выставка и оценивание работ
1. Анализ работ.
- Рассмотрите работы товарищей. Чем они вам понравились? Какие заметили ошибки?
2. Оценивания.
VII. Итог урока
- С каким природным материалом мы работали сегодня на уроке?
- Как готовят соломку к работе?
- Какие аппликации можно сделать из соломки?
Примечание. На следующем уроке можно организовать совместную работу всего класса и сделать тематическую аппликацию (коллективная работа). Задача раздать в группы.
Например:
• первая группа - деревья;
• вторая группа - дом;
• третья группа - птицы и т.д.