Уроки трудового обучения
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 3 КЛАСС
Разработки уроков

УРОК 8

Тема. Работа с природным материалом. Изготовление аппликации «Бабочка» из семян ясеня и клена

 

Цель: прививать учащимся умения, навыки работы с природными материалами; развивать внимание, воображение, эстетические чувства; воспитывать ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование: бумага, картон, клей, семена клена, желуди, ножницы, иллюстрации осенней тематики, разные виды бабочек.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Проверка готовности к уроку.

2. Упорядочение рабочего места.

 

II. Новый материал

1. Объявление темы и цели урока.

- Послушайте стихотворение и скажите, о какой поре года идет речь?

Стоят осенние клены

В красках золотых

И смотрят на меня,

А я смотрю на них.

Вот листочки упало,

Нагнувсь я до листка:

Он желтый и трехпалый,

Языков лапка гуся.

- Да, это осень. Рассмотрите картины осени. Похожи ли они на описание в стихотворении? Что нарисовано?

- Кто из вас гулял по осеннему лесу?

- В стихотворении рассказывается о кленовые листья, но с листьями опадают и семена клена - крылатки. С этим материалом мы и будем работать сегодня на уроке. А что мы будем делать, вы узнаете из загадки.

На дороге лежит цветок,

Лепестки сворачивает.

Я хотел ее поднять,

А она летает. (Бабочка)

2. Вступительная беседа.

- Бабочки очень красивые! В природе существуют различные виды бабочек. Один из крупнейших древних бабочек - жалобниця (траурниця). Он вишневого цвета, почти черного, с широкой кремовой каймой. Возле каймы - маленькие синие точечки. Появляются эти бабочки во второй половине июля - начале августа, а летают до октября. Когда начинают холодать ночи, то они прячутся в дупло, под кору пня, в глубокую расщелину дерева. И там, сложив крылья и поджав лапки, засыпают на долгую зиму.

- А каких бабочек вы можете видеть на огородах, дорогах?

Над капустой летал,

Под листочки заглядывал,

Наделал большой вред

Он для нашего огорода. (Бабочка-капусниця)

- А это бабочка с красивым названием - медведица-хозяйка. Гусеницы покрыты черными волосами. Точь-в-точь как медвежата, бурые и черные. Их можно увидеть ночью, но ярких медведиц можно увидеть и днем.

- На юге Дальнего Востока живет хвостоносий Маака (хвостоносець Маака). Каких только цветов на нем нет: зеленый, темно-синий, черный, красный! А у самца-бабочки есть еще и бархатные темные края. Есть бабочки, которые своим ярким цветом будто предупреждают птиц - мы ядовитые! Это бабочка монарха. А еще известны такие бабочки: бояришниця, махаон, александр, аполон.

 

III. Демонстрация и анализ образца

1. Анализ образца.

- Посмотрите на бабочку, которого мы будем делать. Из чего он сделан?

- Из какого природного материала?

- Что использовали для изготовления туловища?

- Как можно разложить крылатки?

- Из чего можно изготовить головку, усики?

2. Инструктаж учителя.

• Обводим шаблоны бабочек на цветной бумаге.

• Начинаем наклеивать крылатки с краев, постепенно приближаясь к туловищу.

• Туловище можно сделать аппликацией, используя различный растительный материал: листья деревьев, семена ясеня и подсолнечника, различные плоды, желуди и т.д.

 

ИV. Физкультминутка

Четко руки піднімаєм,

Пальцы вверху розтискаєм.

Руки уже за головой,

Поэтому смотри перед собой.

Исправляем позвоночник, локти сводим вперед.

Словно бабочки, злітаєм,

Крылышки зводим - розправляєм.

Теперь на поясе руки держать,

Будем вставать и приседать.

 

V. Практическая работа учащихся

1. Проверка готовности.

- Что нужно сделать на первом этапе?

- На втором? Третьем?

- Как необходимо наклеивать крылатки? Другие растительные материалы?

2. Инструкция по технике безопасности.

- Наклеивать крылатки нужно так: намазать их очень тонким слоем клея, иначе будет неряшливо, если остатки клея останутся на изделии. С крилатками необходимо обращаться очень аккуратно, потому что они засушенные и легко могут сломаться.

• Пользуйтесь ножницами осторожно, чтобы не поранить себя и соседа.

• Кладите ножницы на парту так, чтобы они не свисали с края.

• Передавайте ножницы в закрытом виде.

3. Самостоятельная работа учеников.

Учитель уделяет внимание осанке, следит за работой учащихся, осуществляет помощь при необходимости.

 

VИ. Выставка и оценивание работ

1. Анализ работ.

- Найдите ошибки. Как можно избежать таких ошибок?

- Что еще понравилось? Что привлекает в изделиях?

2. Оценивания.

 

VII. Итог урока

- С каким материалом мы сегодня работали?

- С какими видами бабочек ознакомились?

- Что вы запомнили?

- Почему так говорят: медведица-хозяйка?

- Как защищаются бабочки?

 

 

Я бабочку рисовала,

Крылышки белые-белые

Я ему разрисовала

Красками своими.

Вокруг красно-синие

Ободки сделала,

А серединку такой,

Как была, оставила.

Сверху дала голубого,

Словно кусочек неба.

И бабочка - цветной,

Лучшего не надо.

 

Вариант

 

Тема. Аппликация из соломки

 

Цель: научить работать с соломкой; прививать навыки и практические умения во время работы с природным материалом; развивать эстетические чувства, внимание, мышление; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: набор соломки для уроков трудового обучения, ножницы, клей, салфетка, картон, бумага.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

1. Проверка готовности к уроку.

2. Упорядочение рабочих мест.

 

II. Новый материал

Для работы на уроке используют готовый набор соломки для уроков трудового обучения, или учитель поощряет к работе родителей, которые помогают заготовить соломку. Для изготовления аппликаций используют солому из зерновых культур - пшеницы, овса, ржи, ячменя. Из собранной соломы вырезают узелки, собирают листья и сортируют по длине. Стебелини замачивают в горячей воде. Солома становится эластичной и не ломается. Мягкие соломинки разрезают ножом вдоль стебля. Затем разглаживают утюгом: сначала с внутренней стороны, а затем - с внешней. Горячий утюг нельзя держать на одном месте, потому что к ней прилипнет соломка. Уже готовую соломку можно наклеить на тонкую бумагу, положить под гнет, чтобы высох клей.

1. Объявление темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжаем работать с природным материалом, а с каким именно, вы сейчас узнаете. В каждой строчке вычеркните все буквы, которые повторяются.

 

 

- Так, молодцы, это солома. Аппликационные работы из соломки могут быть иллюстрациями к рассказам, сказкам, а также использоваться как пейзажи, поздравительные открытки, подарки.

2. Подготовка к работе.

- Нарезая соломку полосками, квадратами, ромбами, треугольниками, можно создать по собственному замыслу орнамент и украсить им различные изделия.

Сегодня мы попробуем сделать геометрический узор в квадрате или полоске. Проверьте, все ли у вас готово к работе.

 

III. Физкультминутка

Против солнца на пригорке

Выпячиваются дубочки.

Свежий ветер повіва,

Прочное ветки нагина.

Так каждое утро все дубочки

Делают упражнения на пригорке -

И поэтому они гінкі,

И поэтому они стройные.

 

ИV. Демонстрация и анализ образца

1. Инструктаж по технике безопасности.

• Ножницы хранить в закрытом виде.

• Резать сидя; ножницами не размахивать; следить за пальцами.

• Не держать ножницы лезвием вверх.

• Передавать ножницы товарищу кольцами вперед.

2. Инструктаж учителя.

• Подготовьте основу для аппликации - плотная бумага, картон или кусок бархатного бумаги

• Нарежьте соломку треугольниками, кругами, ромбами, квадратами.

• Выложите геометрические фигуры узором на бумаге.

• Наклейте аппликацию.

 

V. Практическая работа учащихся

Учитель оказывает помощь отдельным учащимся индивидуально.

 

VИ. Выставка и оценивание работ

1. Анализ работ.

- Рассмотрите работы товарищей. Чем они вам понравились? Какие заметили ошибки?

2. Оценивания.

 

VII. Итог урока

- С каким природным материалом мы работали сегодня на уроке?

- Как готовят соломку к работе?

- Какие аппликации можно сделать из соломки?

Примечание. На следующем уроке можно организовать совместную работу всего класса и сделать тематическую аппликацию (коллективная работа). Задача раздать в группы.

Например:

• первая группа - деревья;

• вторая группа - дом;

• третья группа - птицы и т.д.