Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС - разработки уроков

УРОК 9. РОСТ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

 

Цель: углубить знания учащихся об основных свойствах живых организмов, сформировать представление о росте и развитии растений и животных; развивать умение характеризовать условия, необходимые для роста и развития, сравнивать рост и развитие растений и животных; воспитывать внимательность, аналитическое мышление.

Оборудование: таблицы «Развитие растений», «Прямое и непрямое развитие животных», учебники, тетради.

Основные понятия: рост, развитие, зародыш, прямое развитие, непрямое развитие, личинка.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

1. Вопрос

• Что такое размножение? Какие способы размножения организмов вы знаете?

• назовите способы и приведите примеры вегетативного размножения растений.

• Какие способы размножения растений человек использует для выращивания сельскохозяйственных культур?

2. Задача

Выберите лишнее слово.

• семенами размножаются: мак, огурец, укроп, малина, бархатцы.

• Луковицами размножаются: тюльпан, нарцисс, картофель, подснежник.

• Черенками размножаются: виноград, смородина, роза, земляника.

3. Викторина «знаете Ли вы?»

• Могут ли растения путешествовать? (Могут. Путешествует не само растение, а семя, плод, часть корневища.)

• Как распространяется семена лопуха, череды? (Цепляется за шерсть животных, одежду человека.)

• Как размножаются земляники? (Усиками. На конце такого уса появляется почка. Из нее развивается кустик, что пускает корни на новом месте.)

• Как вырастить новое растение без семян? (Черенками, усами, клубнями, луковицами, корневищами, листьями.)

• Какие растения завезли в Украину люди? (Помидоры, картофель, тыква, огурцы, капусту, морковь, лук, виноград, персики...).

• Почему после дождливой весны урожай фруктов невысокий? (Мало запилювались)

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

На предыдущем уроке вы исследовали способы размножения организмов. Теперь вы знаете, что из куриного яйца вырастет курица или петух, неуклюжий, похожий на рыбку головастик станет лягушкой, а из маленького желудя вырастет могучий дуб. Какие интересные изменения происходят в организмах во время роста? Какие условия необходимы для роста и развития живых организмов? Чем отличается рост и развитие растений и животных? Ответы на эти вопросы вы узнаете сегодня на уроке.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Рост и развитие организмов

Рост - это количественные изменения в организме, благодаря которым увеличиваются его размеры. Некоторые организмы растут всю жизнь, другие - только к половой зрелости.

Развитие - это качественные изменения, происходящие в организме в течение его жизни.

Рост и развитие - это сложные функции живых организмов. Их осуществление возможно только в связи с другими функциями организма и при условии целостности всей системы. Рост и развитие очень тесно связаны, их трудно отделить друг от друга.

2. Рост и развитие растений

Развитие билетных растений начинается с семени. Внутри семени является зародыш, который начинает развиваться при благоприятных условиях. Из зародыша развивается зародыш, который дает начало молодому растению.

Растения растут всю свою жизнь. Однако при определенных условиях скорость роста неодинакова.

Вопрос. Какие факторы влияют на рост и развитие растений? (При достаточном количестве света, тепла, влаги, питательных веществ растения растут и развиваются быстрее.)

Задача 1. Приведите примеры однолетних, двухлетних и многолетних растений. (Однолетние растения: пшеница, рожь, фасоль, огурцы, помидоры, арбузы, дыни и др.; двухлетние растения: морковь, свекла, лук; многолетние: все деревья и кустарники, комнатные растения и т.п.)

3. Рост и развитие животных

Развитие у животных бывает прямой и косвенный. Прямое развитие происходит без превращений, когда родившийся организм сходен до взрослой особи (например, у птиц и млекопитающих). Непрямое развитие сопровождается значительными изменениями в строении организма.

Задание 2. Рассмотрите таблицу «Прямое и непрямое развитие животных». Определите различия непрямого развития с полным и неполным превращением. Приведите примеры животных, развивающихся с полным и неполным превращением.

 

Фазы развития косвенного

 

С неполным превращением

С полным превращением

Яйцо

Яйцо

 

 

Личинка

Личинка

 

 

Взрослая особь

Куколка

 

 

 

Взрослая особь

Например: у стрекоз, тараканов

Например: у бабочек, жуков

 

V. Закрепление изученного материала

Проблемный вопрос

Согласны ли вы с утверждением, что рост и развитие являются одним и тем же процессом?

Задание 3 (работа в парах)

Сравните рост и развитие растений и животных, определите сходные и отличительные признаки.

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать параграф .

2. Составить кроссворд на тему «Рост и развитие организмов».

3. Завершить работу над творческими проектами по темам:

• «Приспособление растений к условиям окружающей среды»;

• «Приспособления животных к условиям окружающей среды»;

• «Приспособления животных к жизни в городе».