Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС - разработки уроков

УРОК 10. ПОВЕДЕНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ. ЗНАЧЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ

 

Цель: углубить знания учащихся о поведении растений и животных, определить значение приспособления организмов к условиям окружающей среды; развивать умение объяснять особенности поведения растений и животных; воспитывать коммуникативные способности, наблюдательность, бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки и фотографии животных и растений, фрагменты видеофильмов «Жизнь животных», «Жизнь растений», учебники, тетради.

Основные понятия: окружающая среда, приспособление, питания, дыхания, хладнокровные животные, теплокровные животные.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

Вопрос для любознательных

• Для чего у некоторых растений вместо листьев - колючки? (С иголочек колючки влага почти не испаряется, поэтому такое растение способно жить даже в пустыне. А еще это средство защиты растений от животных.)

• Зачем рыбе-вудильнику на голове «удочка», что светится? (Эта рыба живет в темноте на глубине, «удочка» служит приманкой во время охоты.)

• Почему хамелеон меняет окраску? (Он может сливаться с окружающей средой, становясь незаметным для врагов, или, наоборот, становится очень ярким, чтобы их отпугивать.)

• Как растения приспособились к суровой зиме? (Летом они растут, а на зиму сбрасывают листья, чтобы спастись от холодного ветра и мороза.)

• Почему птицы поют? (Так они привлекают внимание особей противоположного пола или заявляют свои права на территорию.)

• С какой стороны дерева ветви гуще? (С юга. С того, откуда ярче и теплее греет солнце.)

• Почему медведи зимой спят, но не умирают с голода? (Зимой мало еды, все это время они живут за счет накопленных запасов жира.)

• Растение любит тень, прохладу, влажность и поселяется с северной стороны дерева? (Мох)

• Почему в природе не исчезают сорняки? (Потому что у них очень много семян)

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Кто знает, почему вымерли динозавры? (Варианты ответов учащихся)

Сейчас ученые считают, что причиной вымирания динозавров 65 млн лет назад стало падение гигантского астероида. Моделирование атмосферных процессов показало, что падение астероида вызвало гораздо больше, чем извержения вулканов, мгновенное выделение в атмосферу серы, пыли, копоти, вследствие чего на Земле наступила очень долгая зима, которая погубила около половины видов живых существ на Земле. Таким образом, динозавры не успели быстро приспособиться к изменениям окружающей среды.

Такие приспособления формируются у живых организмов на протяжении миллионов лет. Однако поскольку окружающая среда постепенно меняется, живым организмам надо так же постоянно приспосабливаться и вырабатывать различные формы поведения.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Приспособления организмов к условиям окружающей среды

Развитие организмов во времени обусловливает их постоянную борьбу за выживание и приспособление к окружающей среде.

Просмотр фрагментов видеофильмов «Жизнь животных», «Жизнь растений»

Животные и растения населяют такие среды обитания: наземно-воздушную, водную, грунтовое.

Наземно-воздушная среда по своим условиям очень разнообразно. Ведущая роль среди факторов неживой природы здесь принадлежит освещению, температуре, влажности, газовому составу атмосферы. Согласно этих факторов растения и животные имеют различные приспособления. Например, среди растений являются хорошо всем известные кактусы, у которых листья превратились в колючки, а стебель толстый и мясистый. Кактусы имеют хорошо развитую корневую систему, очень плотную и прочную оболочку, которой покрыто стебель.

Вопрос. Как вы считаете, в каких условиях наземно-воздушной среды кактус приспособился таким образом ? (Это приспособление к жизни в условиях действия высоких температур и небольшого количества воды.)

Задача 1. Вспомните, какие вы видели растения, которые растут на открытой местности, а какие - в тени (например, в лесу под ярусом высоких деревьев). Будут ли расти эти растения, если их поменять местами, то есть изменить их среду обитания?

В водной среде обитания ведущая роль принадлежит температуре, освещенности, давления, газовому составу, солености воды, рельефа дна и т.д. Если вы когда-нибудь ныряли с аквалангом или смотрели подводные съемки по телевизору, то, конечно, помните, что подводные растения и водоросли лучше растут на небольшой глубине, куда хорошо проникают солнечные лучи. Поэтому чем дальше вы продвигаетесь в глубь, тем становится темнее и меньше случается растительности, которая со временем совсем исчезает.

Грунтовые полости заполнены водой или воздухом. Благодаря наличию влаги условия существования мелких организмов в почве приближаются к подобным в водоемах. Влажность почвы всегда выше, чем влажность воздуха, поэтому разнообразные организмы могут легче переживать там засушливый период. К тому же в почве имеются значительные запасы органических веществ, что создает кормовую базу для разнообразных организмов.

2. Приспособление растений к условиям окружающей среды

Выступления учащихся, защита творческих проектов

3. Приспособления животных к условиям окружающей среды.

Приспособления животных к жизни в городе

Выступления учащихся, защита творческих проектов

4. Поведение растений и животных

Под поведением организмов понимают их способность изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов. Поведение может быть врожденная и приобретенная. Врожденное поведение - совокупность реакций животных, которые передаются потомству от родителей. Она может быть двух форм: пищевая и миграционная. Примером приобретенной поведения может быть обучение - процесс приобретения организмом собственного опыта. Все формы поведения обеспечивают приспособление организмов к условиям существования, что имеет большое значение для их выживания.

 

V. Закрепление изученного материала. Итог урока

Задание 2 (прием «Пять предложений)

Обобщите знания, полученные на уроке, и сформулируйте итог в виде пяти предложений.

 

VИ. Домашнее задание

1. Проработать параграф .

2. Повторить параграфы . Подготовиться к итоговой письменной работы по теме «Организм как живая система».