Урок 9. МУЗЫКУ ПОРОДИЛО ЖИЗНЬ
Вступление
Нет ни одного явления в природе, ни одного события в жизни, которые не могла бы отразить музыка. Она на самом деле настолько мощная, ведь музыку родил именно жизнь. Все, что есть в нем, музыка пытается изобразить, выразить. И это она делает собственными специфическими средствами: через мелодию, ритм, темп, динамику и тембр.
Прослушайте песню „Любите Украину” и определите, о чем в ней рассказывается. А потом начнем ее разучивать.
Демонстрация песни „Любите Украину”
Разучивание песни „Любите Украину”
Рассказ о пульс в музыке
Музыка марша имеет четкий, отчетливый пульс. Что называют „пульсом” в музыке? Например, когда врач приходит к больному, он прежде всего считает его пульс. Если человек болен, волнуется или спешит, то его пульс будет неровным, частым, будет прерываться. Если же человек спокоен, то и пульс ее будет равномерным. Так и в музыке мы чувствуем изменения в пульсе - в зависимости от характера музыки; от того, о чем она рассказывает.
Послушайте “Запорожский марш”, который составил бандурист Евгений Адамцевич, и указательным пальцем руки отбейте пульс этой музыки.
Слушания. Есть. Адамцевич. “Запорожский марш”
Анализ прослушанного произведения
В музыке „Запорожского марша” мы слышим героическое прошлое нашей страны. Благодаря выраженному в героическом марше, приподнятом настроении мы чувствуем гордость и отвагу. В воображении возникают образы славного казацкого прошлого нашей Родины.
Опишите свои впечатления от прослушивания „Запорожского марша” Евгения Адамцевича.
Задача
Какими специальными средствами выразительности музыка описывает жизнь?
Как вы понимаете понятие „пульса” в музыке?
Итоги урока
Сегодня на уроке мы убедились, что основой музыки, независимо от типа, к которому она принадлежит, всегда есть жизнь. Кроме того, мы начали изучать песню „Любите Украину”, а также на примере „Запорожского марша” Евгения Адамцевича раскрыли понятие ритма в музыке.