Урок 9.
Музыка выражает и изображает
Цель урока: подвести учащихся к осознанию виразительности и изобразительности в музыке, объяснить разницу между двумя понятиями. Развивать у школьников эмоциональную сферу, художественно-образное мышление, воображение, творческие способности, обогащать слуховой опыт. Воспитывать любовь к искусству, способность чувствовать эмоциональную выразительность музыки, понимать ее особенности.
Ожидаемые результаты: учащиеся различают понятия «виражальність» и «изобразительность» в музыке, приводят примеры музыкальных произведений, в которых выражены разные чувства и настроения, определяют средства выразительности, которые помогают выразить их, передают пластическими движениями характер музыки, ритмично двигаются под музыку, выразительно поют.
Оборудование: _________________________________________
Тип урока: урок введения в тему.
Доминанты урока: виражальність и изобразительность в музыке.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку ___,
количество присутствующих на уроке ___,
отсутствующих ___.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под звучание «Танца с кубками» П. Чайковского.
2.2. Распевки. Попевка «Звонкий звонок» и «Снова звонок».
2.3. Беседа по теме урока.
2.4. Слушание пьесы Л. Бетховена «Веселая. Печальная».
2.5. Разучивание песни А. Мигай «Колыбельная».
2.6. Выполнение в движении песен «Лесные барабанщики» (муз. К. Мяскова), «Ой заграйте, дударик» (муз. А. Филипенко), украинской народной песни «Дождик» и др. Музицирования.
2.7. Обобщение материала.
2.8. Выход из класса под музыку «Веселой» из пьесы Л. Бетховена «Веселая. Печальная» (или по выбору учителя).
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Распевки.
3.2. Выполнение в движении изученных песен.
3.3. Музицирования.
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа с учащимися.
Раскрытие данной темы поможет учащимся осознать, что источником музыкального искусства является жизнь и как музыка своими средствами выражает внутренний мир человека и передает красоту природы и жизни. Благодаря умению различать виражальне и изобразительное в музыке учащиеся лучше будут чувствовать эмоциональную выразительность музыки, разнообразие музыкального языка, яркость, музыкальность образов.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Попевка «Звонкий звонок» и «Снова звонок».
5.2. Беседа с учащимися по теме урока.
5.3. Слушание пьесы Л. Бетховена «Веселая. Печальная».
Творческое задание: придумать танец к этой пьесы или выразить разные настроения пластическими движениями.
5.4. Разучивание песни А. Мигай «Колыбельная».
6. Обобщение и закрепление знаний
6.1. Что нового узнали учащиеся о музыке?
6.2. Что музыка выражает и изображает?
6.3. Какие музыкальные произведения и каких композиторов прозвучали на уроке?
6.4. Какие два разные настроения выразила музыка Л. Бетховена?
6.5. В каких цветах можно передать эти настроения?
Музыка выражает чувства, характеры и настроения человека, а изображает разнообразные звуки, шумы и явления окружающего мира. Но главным в музыке есть выражение состояния человеческой души, ее чувств и настроений.
6.6. По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
Главное, что стремится передать композитор,- это настроения, чувства, мысли человека. Музыка учит нас думать и чувствовать. Благодаря ей мы становимся более чуткими и человечными
8. Выход из класса
Под музыку «Веселой» (из пьесы Л. Бетховена «Веселая. Печальная») (или по выбору учителя).