5 КЛАСС
Тема 1. Музыка и искусство слова.
Урок 8
Тема урока. Реприза и ее использование в ритмичной вправе. Работа над песней "Радужная песня". Слушание музыки. П. Чайковский. Вторая симфония (фрагменты)
Цель урока: закрепить с учащимися музыкально-теоретические понятия на ритмических и мелодических упражнениях; развивать певческие навыки, формировать у детей музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к музыке, тесно связанные с литературой.
Тип урока: итоговый.
Оборудование: музыкальный инструмент; магнитофон, аудиозаписи портрет П. Чайковского
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы.
II. Распевки.
1. Пение с закрытым углом длинных звуков.
2. Упражнение на плавное голосоведение.
3. Упражнение на дикцию-импровизацию.
Ехал пан через лан,
Тележка грохотала.
А как Аня села в бричку,
Бричка загудел.
На заданный текст создать мелодию или ритмический сопровождение.
- Если создали ритмический рисунок, то запишем его на доске.
- А теперь создадим еще и ритмическое сопровождение.
Затем делю класс на две группы, одна из которых выполняет основной ритмический рисунок, а вторая - сопровождение. (Дети выполняют).
- Так что же такое ритм?
- А теперь посмотрите на упражнение, что написано на доске.
- Я вам выполню это упражнение, а вы проследите, правильно? (пою без репризы).
- Итак, дети, правильно ли я выполняю упражнение?
- Нет, а почему. (Вторая фраза не повторена дважды).
- А для чего ее повторять?
(Потому что мы видим знак повторения, который называется репризой).
- Давайте выполним упражнение вместе. Послушайте настройку (до, ми соль).
- Кто хочет выполнить упражнение сам? (Дети выполняют).
III. Повторение песен можно осуществить таким способом:
- Что такое песня?
- Что лежит в основе песни?
(Литературный текст).
- Существуют ли песни без литературного текста?
(Так).
- Давайте повторим „Оду песни” А. Антоняка. (Дети исполняют песню стоя). Чем характерны украинские народные песни?
(Тем, что их сложил народ, или их автор неизвестен).
- Давайте споем украинскую народную песню „Ехал казак за Дунай”. (Дети выполняют „вролях"). А произведение связан с темой этой песни?
(Вариации). Давайте отдохнем и послушаем их. (Дети слушают вариации на тему песни „Ехал казак за Дунай”).
- А что связывало М. Лысенко с творчеством Т. Шевченко?
(Он написал музыку к „Кобзаря”).
- Какое основное слово лежит в основе V части кантат „Радуйся, ниво неполитая”?
- „Оживут”. (Дети слушают отрывок - V часть кантаты).
- Какую народную песню использовал М. Лысенко в поступлении (увертюре) к опере „Тарас Бульба”?
(„Засвіт встали козаченьки”). (Дети слушают).
- Давайте выполним ее хором. (Обращаю внимание на чистоту двухголосие).
- Дети, а чем балет отличается от оперы?
- В чем их сходство?
- Назовите оперы, которые вы слышали.
IV. - Сегодня мы познакомимся с симфонией, то есть продолжим знакомство. Вспомним, какой оркестр исполняет симфонию?
Симфония - это большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.
Композиторы, которые писали симфонические произведения, выражавшие в ней свои чувства, переживания, мысли, идеи. И это все осуществляли средствами музыкальной выразительности.
- Русский композитор П. Чайковский написал несколько симфоний, но мы сегодня послушаем фрагмент Второй, в которой он использовал тему украинской народной песни „Журавель”.
- Пока вы будете слушать музыкальное произведение, взгляните на эту таблицу, где показано размещение инструментов симфонического оркестра. Вспомните их названия и группы. (Дети слушают).
V. Итог урока. Оценивание учащихся.