Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

5 КЛАСС

 

Тема 1. Музыка и искусство слова.

 

Урок 8

Тема урока. Реприза и ее использование в ритмичной вправе. Работа над песней "Радужная песня". Слушание музыки. П. Чайковский. Вторая симфония (фрагменты)

 

Цель урока: закрепить с учащимися музыкально-теоретические понятия на ритмических и мелодических упражнениях; развивать певческие навыки, формировать у детей музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к музыке, тесно связанные с литературой.

Тип урока: итоговый.

Оборудование: музыкальный инструмент; магнитофон, аудиозаписи портрет П. Чайковского

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы.

 

II. Распевки.

1. Пение с закрытым углом длинных звуков.

2. Упражнение на плавное голосоведение.

3. Упражнение на дикцию-импровизацию.

Ехал пан через лан,

Тележка грохотала.

А как Аня села в бричку,

Бричка загудел.

На заданный текст создать мелодию или ритмический сопровождение.

- Если создали ритмический рисунок, то запишем его на доске.

 

 

- А теперь создадим еще и ритмическое сопровождение.

 

 

Затем делю класс на две группы, одна из которых выполняет основной ритмический рисунок, а вторая - сопровождение. (Дети выполняют).

- Так что же такое ритм?

- А теперь посмотрите на упражнение, что написано на доске.

 

 

- Я вам выполню это упражнение, а вы проследите, правильно? (пою без репризы).

- Итак, дети, правильно ли я выполняю упражнение?

- Нет, а почему. (Вторая фраза не повторена дважды).

- А для чего ее повторять?

(Потому что мы видим знак повторения, который называется репризой).

- Давайте выполним упражнение вместе. Послушайте настройку (до, ми соль).

- Кто хочет выполнить упражнение сам? (Дети выполняют).

 

III. Повторение песен можно осуществить таким способом:

- Что такое песня?

- Что лежит в основе песни?

(Литературный текст).

- Существуют ли песни без литературного текста?

(Так).

- Давайте повторим „Оду песни” А. Антоняка. (Дети исполняют песню стоя). Чем характерны украинские народные песни?

(Тем, что их сложил народ, или их автор неизвестен).

- Давайте споем украинскую народную песню „Ехал казак за Дунай”. (Дети выполняют „вролях"). А произведение связан с темой этой песни?

(Вариации). Давайте отдохнем и послушаем их. (Дети слушают вариации на тему песни „Ехал казак за Дунай”).

- А что связывало М. Лысенко с творчеством Т. Шевченко?

(Он написал музыку к „Кобзаря”).

- Какое основное слово лежит в основе V части кантат „Радуйся, ниво неполитая”?

- „Оживут”. (Дети слушают отрывок - V часть кантаты).

- Какую народную песню использовал М. Лысенко в поступлении (увертюре) к опере „Тарас Бульба”?

(„Засвіт встали козаченьки”). (Дети слушают).

- Давайте выполним ее хором. (Обращаю внимание на чистоту двухголосие).

- Дети, а чем балет отличается от оперы?

- В чем их сходство?

- Назовите оперы, которые вы слышали.

 

IV. - Сегодня мы познакомимся с симфонией, то есть продолжим знакомство. Вспомним, какой оркестр исполняет симфонию?

Симфония - это большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Композиторы, которые писали симфонические произведения, выражавшие в ней свои чувства, переживания, мысли, идеи. И это все осуществляли средствами музыкальной выразительности.

- Русский композитор П. Чайковский написал несколько симфоний, но мы сегодня послушаем фрагмент Второй, в которой он использовал тему украинской народной песни „Журавель”.

- Пока вы будете слушать музыкальное произведение, взгляните на эту таблицу, где показано размещение инструментов симфонического оркестра. Вспомните их названия и группы. (Дети слушают).

 

V. Итог урока. Оценивание учащихся.