География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел I

ОКЕАНЫ

Урок № 10

Тема. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА. ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНДИЙСКОГО И ТИХОГО ОКЕАНОВ. ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА. РЕЛЬЕФ ДНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ОКЕАНА: ВЫСОКИЕ ТЕМПЕРАТУРА И СОЛЕНОСТЬ ВОД, СИСТЕМА МОРСКИХ ТЕЧЕНИЙ

 

Цель: определить главные особенности географического положения океана, общие и отличительные черты в географическом положении Индийского и Тихого океанов и их последствия для природы океанов и материков, которые омываются его водами; выяснить общие особенности рельефа дна Индийского океана и закономерности распространения основных форм рельефа дна этого океана; выяснить взаимосвязи, которые существуют между свойствами вод океана и воздушных масс над его акваторией; формировать навыки работы с картами атласа, текстом учебника и другими источниками географических знаний, умение работать в команде.

Оборудование: карта Индийского океана (в атласах), карта океанов, физическая карта мира, картины природы территорий, омываются океаном.

Тип урока: изучение нового материала.

Опорные и базовые понятия: рельеф, риф, коралловые, материковые, вулканические острова, атолл, гидросфера, мировой круговорот воды, океан, материк, мировой океан, море, пролив, залив, остров, полуостров.

Географическая номенклатура: Аравийское море; заливы: Бенґальська, Персидский; Суэцкий канал; остров Шри-Ланка; Зондский глубоководный желоб; подводные хребты: Захидноиндийський, Аравийско-Индийский, Центральноиндийський; течения: Муссонная, Мадаґаскарська.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

Прием. Игра «Верю - не верю» (ученик отвечает быстро и однозначно, вопрос может задавать как учитель, так и другие ученики)

• Атлантический океан самый холодный из всех океанов Земли.

• Тихий океан - самый глубокий из всех океанов.

• В Атлантическом океане расположен самый длинный срединно-океанический хребет.

• Южная Атлантика холоднее Северную.

• Тихий океан-самый большой из всех океанов по площади.

• Индийский океан третий по площади.

• Течение Ґольфстрім находится в Тихом океане.

Проверка настроения, с которым учащиеся пришли на урок. Для этого можно использовать три полоски: красная - раздражены, взволнованы, синяя - немного волнуются, зеленая - спокойные, уравновешенные. Такую же работу можно выполнить в конце урока и сравнить результаты.

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Прием «Микрофон»

• Какими географическими объектами океаны Земли объединяются, а какими разделяются? Покажите их на карте.

• Назовите особые черты географического положения Тихого и Атлантического океанов. Географические объекты покажите на карте.

2. Прием «Путешествие» (ученики работают в парах)

Задачи. Предложите маршрут мнимой путешествия океаном. Назовите интересные факты или объекты, которые можно увидеть во время путешествия.

Работа выполняется по вариантам. Четные парты - Тихий океан, нечетные парты - Атлантический океан.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель объявляет игру «Углы». Учащиеся распределяются на четыре группы: «Исследователи», «Геоморфолога», «Историки», «Натуралисты».

 

IV. Изучение нового материала

1. Прием «Углы»

В каждом углу класса прикреплен конверт с заданием для работы в группе.

Задачи:

I группа - «Исследователи». Пользуясь различными источниками географических знаний, дайте характеристику географического положения Индийского океана.

II группа - «Геоморфолога». Пользуясь различными источниками географических знаний, дайте характеристику рельефа дна Индийского океана.

III группа - «Историки». Пользуясь различными источниками географических знаний, расскажите, кто исследовал Индийский океан.

IV группа - «Натуралисты». Пользуясь различными источниками географических знаний, определите особенности природы Индийского океана.

2. Прием «Делаю вывод»

Представитель каждой группы делает вывод относительно выполненного задания.

3. Прием «Географический практикум»

Учащиеся наносят на контурную карту названия географических объектов, которые были названы во время работы.

4. Прием «Микрофон»

Назовите общие и отличительные черты в географическом положении Индийского и Тихого (Атлантического) океана.

5. Прием «Пресс-конференция»

Класс делится на группы: «Специалисты» и «Корреспонденты». «Корреспонденты» задают вопросы, касающиеся особенностей природы Индийского океана, а «Специалисты» дают на них ответы.

6. Прием «Домашние заготовки»

Ученики получили задание заранее, рассказывают дополнительный интересный материал о Индийский океан.

7. Прием «Блицопрос»

• Что общего в географическом положении Тихого и Индийского океанов?

• Что общего в географическом положении Тихого и Индийского океанов?

• Какие течения протекают в Индийском океане?

 

V. Закрепление нового материала

Прием «Экспресс-тест»

1. Индийский океан полностью расположен в... полушарии.

а) Южной; б) восточной; в) северной; г) западной.

2. В отличие от других океанов не имеет связи с... океаном.

а) Северным Ледовитым; б) Атлантического; в) Тихим.

3. Раздвигание литосферных плит и образования участков с океанической земной корой происходит в:

а) Бенґальскій заливе; б) Аравийском море; в) Персидском заливе; г) Красном море.

4. Острова Мадагаскар и Шри-Ланка имеют происхождения:

а) коралловое; б) вулканическое; в) материковое.

5. Часть Индийского океана, где муссоны оказывают наибольшее влияние:

а) южная; б) северный; в) западная г) восточная.

6. Часть Индийского океана, для которой характерны наиболее суровые климатические условия:

а) северная б) южная в) западная г) восточная.

7. Часть океана, для которой свойственна наибольшая соленость вод:

а) северо-восточная; б) северо-западная; в) юго-восточная; г) юго-западная.

8. Северо-западная часть Индийского океана характеризуется:

а) минимальной температурой и соленостью воды;

б) невысокой температурой и повышенной соленостью воды;

в) высокой температурой и пониженной соленостью воды;

г) максимальной температурой и соленостью воды.

9. Общей для Атлантического и Индийского океанов есть течение:

а) Канарское; б) Бенґельська; в) Сомалийская; г) Западных Ветров.

10. Течение Сомали движется от экватора, будучи при этом:

а) теплой; б) холодной; в) нейтральной.

11. Часть Индийского океана, которая в зимнее время покрывается льдом:

а) северная; б) центральный; в) южная; г) восточная.

12. Максимальная площадь льда в Индийском океане наблюдается в:

а) январе; б) июле; в) сентябре; г) октябре.

 

VI. Итог урока

Прием «делаю вывод»

Ученики с помощью учителя делают выводы относительно особенностей географического положения Индийского океана и его влияния на природу.

 

VII. Домашнє задачи

• Проработать текст учебника.

• Подготовить вопросы по содержанию текста, которые будут начинаться словами «как», «что», «где».

• Подготовить дополнительный материал органического мира океана (можно предложить сделать рисунки).

 

Дополнительный материал к уроку

Рекордный уровень осадков - 1870 миллиметров за сутки (что составляет более 18 тысяч тонн на гектар земли) - наблюдался 15-16 марта 1952 года на острове Реюньон в Индийском океане. За календарный месяц выпало 9300 миллиметров осадков - это рекорд принадлежит городке Черрапунджі в Индии. Этом же городке принадлежит и «дождливый рекорд» за год - более 20 тыс. миллиметров.