Раздел I
ОКЕАНЫ
Урок № 11
Тема. СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА ИНДИЙСКОГО ОКЕАНА. ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА. ВЛИЯНИЕ ОКЕАНА НА ПРИРОДУ МАТЕРИКА В ПРИБРЕЖНОЙ ЧАСТИ.
ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОКЕАНЕ. ОХРАНА ПРИРОДЫ ОКЕАНА
Цель: познакомить учащихся с особенностями и своеобразием органического мира Индийского океана, показать многообразие его природных богатств; определить влияние океана на природу материков в прибрежной части; охарактеризовать виды хозяйственной деятельности человека в океане и ее влияние на природу океана; развивать навыки работы с картами атласа, текстом учебника и другими источниками географических знаний, умение работать в команде, анализировать и делать выводы.
Оборудование: географические атласы, карта океанов, физическая и климатическая карты мира, иллюстрации представителей растительного и животного мира океана (слайды для мультимедийной доски).
Тип урока: изучение нового материала.
Опорные и базовые понятия: рельеф, риф, коралловые, материковые, вулканические острова, атолл, гидросфера, мировой круговорот воды, океан, материк, гидросфера, Мировой океан, море, залив, пролив, течение, природные богатства Мирового океана, полуостров, риф, ресурсы океана, источники загрязнения.
Географическая номенклатура: Аравийское море; заливы: Бенґальська, Персидский; Суэцкий канал; остров Шри-Ланка; Зондский глубоководный желоб; подводные хребты: Захидноиндийський, Аравийско-Индийский, Центральноиндийський; течения: Муссонная, Мадаґаскарська.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Определение степени готовности учащихся к уроку, теме и цели урока, а также основных форм и этапов работы на уроке, создание положительного настроя на урок.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Прием «Географическая разминка»
• Назовите океаны Земли и покажите их на карте мира.
• Определите по 2-3 моря в бассейнах каждого из океанов.
• Какими объектами океаны объединяются между собой? Покажите их на карте.
• Что влияет на формирование океанических течений?
• Назовите общие и отличительные черты географического положения океанов.
2. Прием «Как? Что? Где?»
Ученики задают вопросы, которые начинаются словами «что», «где», «как» (опережающее домашнее задание).
Нет. мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием «Удивляй»
Учитель приводит интересные примеры, касающиеся материала темы урока.
IV. Изучение нового материала
1. Прием «Проблемный вопрос»
Учитель. Как своеобразие органического мира и природные богатства Индийского океана повлияли на хозяйственную деятельность человека и, наоборот, как эта деятельность влияет на природу океана?
2. Прием «Путешествие»
Ученики работают в группах по индивидуальным заданиям. Во время выполнения задания используют различные источники географических знаний - учебники, атласы, материалы, подготовленные дома.
Задача (рассчитаны на 5-7 минут)
I группа. Определите и приведите примеры своеобразия органического мира океана.
II группа. Какими природными богатствами обладает океан?
III группа. Влияет океан на природу материков в их прибрежной части? Приведите примеры.
IV группа. Назовите виды хозяйственной деятельности человека в океане.
V группа. Как хозяйственная деятельность человека влияет на природу Индийского океана?
VI группа. Какие мероприятия по охране природы проводятся в океане?
3. Прием «делаю вывод»
Ученики делают вывод о проделанной работе.
4. Прием «Географический вернисаж»
Учащиеся представляют рисунки животных, растений, пейзажей, касающиеся темы урока. Рисунки занимают место на доске, учащиеся дополняют их рассказами.
5. Прием «Удивлю всех»
Ученики рассказывают интересный материал, касающийся темы урока, но выходит за пределы школьного учебника.
V. Закрепление нового материала
Прием «Экспресс-тест»
1. Часть Индийского океана, в которой в основном живут киты:
а) северная; б) центральный; в) южная; г) западная.
2. Летучие рыбы обитают:
а) в толще воды; б) в верхних слоях воды; в) вблизи дна; г) вблизи дна и на поверхности.
3. Первые глубоководные исследования в Индийском океане были проведены экспедицией:
а) Васко да Гамы; б) Фернана Магеллана; в) Джеймса Кука; г) Давида Лівінґстона.
4. Индийский океан стал известен европейцам:
а) ранее Тихого и Атлантического океанов;
б) ранее Тихого, но позже Атлантического;
в) позже Тихого, но раньше Атлантического;
г) Тихого и Атлантического.
5. Части океана, в которых проходят основные транспортные пути:
а) северная и восточная; б) северная и западная; в) южная и восточная; г) южная и западная.
6. Рыбалка в Индийском океане развито:
а) сильнее, чем в Тихом и Атлантическом океанах;
б) сильнее, чем в Тихом, но слабее, чем в Атлантическом;
в) слабее, чем в Тихом, но сильнее, чем в Атлантическом;
г) слабее, чем в Тихом и Атлантическом океанах.
7. Шельф Персидского залива исключительно богат:
а) нефтью;
б) каменным углем;
в) рудами цветных металлов;
г) марганцевыми и железными рудами.
8. Самая длинная пролив Индийского океана:
а) Дрейка; б) Мозамбикский; в) Маґелланова; г) Юкатанська.
9. Южный океан - условное название южных частей... океанов.
а) Индийского и Тихого;
б) Атлантического и Индийского;
в) Атлантического, Индийского и Тихого;
г) Тихого, Индийского и Северного Ледовитого.
10. Океаны, в которых есть аналогичные пассатные течения и противотечения: а) Атлантический; б) Индийский и Атлантический в) Индийский и Тихий; г) Индийский.
VI. Итог урока
Ученики делают вывод о проделанной работе на уроке и выполнения задач и цели урока. Определяют, что нового узнали на уроке.
VII. Домашнее задание
• Проработать текст учебника.
• Подготовиться к участию в «Мозговом штурме» по теме «Океаны Земли и их природные богатства».
• Подготовить дополнительный материал, что касается органического мира Северного Ледовитого океана (можно предложить сделать рисунки).