УРОК 9. АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЯ. СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ ДНА
Учебная цель: углубить и систематизировать знания о природе Мирового океана и его исследование; продолжить формирование навыков определять физико-географическое положение океана, находить на карте основные объекты географической номенклатуры, сравнивать географическое положение Тихого и Атлантического океанов; - характеризовать этапы исследования и особенности строения дна и рельефа Атлантического океана.
Оборудование: физическая карта мира, картосхема Атлантического океана, портреты путешественников и исследователей (Х. Колумб, Ф. Магеллан, Дж. Кук и др.), атласы, учебники, контурные карты.
Основные понятия: срединно-океанический хребет, котловина, рифт, желоб, внутреннее море, залив.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
1. Задача
Мысленно представьте географическую карту и закончите предложения.
• Тихий океан омывает Северную Америку с...
• Тихий океан омывает материк...
• Тихий океан омывает Австралию с...
• В крупнейших морей Тихого океана принадлежат...
• В западной части Тихого океана береговая линия...
• Мощными холодными течениями Тихого океана считаются...
2. Вопрос
• Какие известные вам путешественники плавали водами Атлантического океана?
• Назовите главные особенности географического положения Тихого океана.
• Какие приборы, методы, средства исследования используются для изучения природы океанов сегодня?
• Чем отличается океаническая земная кора от материковой?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
В течение предыдущих уроков вы узнали об особенностях природы крупнейшего и древнейшего океана нашей планеты - Тихого. Однако задолго до тех времен, когда европейцы пересекли этот океан, они плавали водами Атлантического океана, который и в наши дни занимает ведущее место в мировом судоходстве. Атлантический океан наиболее исследован среди всех океанов, но и наиболее загрязненный через интенсивную хозяйственную деятельность. Он играет значительную роль в формировании климата Европы, в том числе и нашей страны.
ИV. Изучение нового материала
1. Географическое положение
Атлантический океан - второй по величине водный бассейн нашей планеты. Площадь - 91,6 млн. км2. Он занимает примерно пятую часть поверхности Земли. Чрезвычайно вытянутый с севера на юг за относительно небольших расстояний между восточным и западным побережьями. От Северного полярного круга до берегов Антарктиды Атлантический океан простирается на 16 тыс. км. В северной и южной частях океан расширяется, а в экваториальных широтах сужается до 2,9 тыс. км.
Определение других признаков географического положения океана по типовому плану. Сравнение географического положения Атлантического и Тихого океанов
2. Исследования Атлантического океана
Атлантика - единственный океан, который был известен жителям Европы с античных времен. Среди других океанов Атлантический океан исследован лучше всего. Положение океана между Европой и Америкой способствовало его детальному изучению. Викинги. Плавания испанцев и португальцев.
Комплексные океанографические исследования.
Составление плана к тексту учебника «Исследования Атлантического океана»
3. Строение и рельеф дна
Атлантический океан по возрасту является относительно молодым. Образование Атлантического океана началось после раскола Ґондвани. Расширение продолжается и по сей день. Рельеф дна Атлантического океана, по сравнению с Тихим, не такой сложный. За средними глубинами океан занимает третье место после Тихого и Индийского.
Хорошо развитый шельф (8,5 % всей площади дна), что создает благоприятные условия для добычи полезных ископаемых. Наиболее глубокие районы океана лежат у его западных берегов. Самые глубоководные желоба Пуэрто-Рико (8742 м) и Юго-Сандвічевий желоб (8228 м).
Важный элемент дна Атлантики - большой подводный Срединно - атлантический хребет, который протянулся посередине океана с севера на юг почти на 17 тыс. км. По форме он напоминает латинскую букву S и имеет ширину более 1 тыс. км. Это сравнительно молодое горное сооружение с резко выраженной сейсмической деятельностью и следами подводных извержений на поверхности. Это единственный срединно-океанический хребет Мирового океана, часть которого поднимается над уровнем моря в виде большого вулканического массива - острова Исландия.
V. Закрепление изученного материала
1. Вопрос
• Почему Атлантический океан исследован лучше, чем другие? Какая часть океана - Северная или Южная - исследована, по вашему мнению, поподробнее? Почему?
• Какие особенности характерны для основных элементов рельефа дна Атлантического океана? Какие природные явления связаны с Срединно-Атлантическим хребтом?
• Каково происхождение глубоководных желобов в Атлантике?
• Чем обусловлены различия рельефа дна Тихого и Атлантического океанов?
2. Практическая работа 5 (продолжение) «нанесение на контурную карту географической номенклатуры атлантического океана»
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Подобрать необходимый дополнительный материал и подготовить сообщение о исследования Черного моря.
• Опережающий: ученики объединяются в пять групп по специализациям «климатологи», «гидрологи», «биологи», «экономисты», «экологи» и готовятся самостоятельно по темам «Климат Атлантического океана», «Свойства водных масс», «Органический мир океана», «Хозяйственное использование ресурсов», «Экологические проблемы».