УРОК 10. АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН. КЛИМАТ. ВОДНЫЕ МАССЫ. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР. ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА. ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОД
Учебная цель: углубить и систематизировать знания об особенностях природы Атлантического океана; продолжить совершенствование практических умений характеризовать климатические условия океана, свойства водных масс, природные богатства, приводить примеры представителей органического мира, устанавливать источники загрязнения вод океана; развивать коммуникативные навыки, умение работать в малых группах.
Оборудование: физическая карта мира, иллюстративные (видео)материалы природы Атлантического океана, учебники, атласы.
Основные понятия: циклон, водная масса, пассаты, западные ветры, соленость, ураган. Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
• В чем заключаются главные особенности географического положения Атлантического океана? Назовите похожие признаки географического положения Атлантического и Тихого океанов.
• Почему Атлантический океан исследован лучше, чем другие?
• Какие этапы изучения океана можно выделить?
• Какими основными формами представлен рельеф дна Атлантического океана?
• Предположите, как влияет географическое положение Атлантического океана на формирование особенностей его климата.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Вас ждут безграничные просторы Атлантического океана. Сегодня наша «творческая лаборатория» состоит из ученых разных специализаций - климатологов, гидрологов, биологов, экономистов, экологов. Они собрались на конференцию с целью обсуждения современного состояния природы Атлантического океана, использования его природных ресурсов и проблем, возникающих в результате интенсивной хозяйственной деятельности в акватории океана.
ИV. Изучение нового материала
Форма проведения - конференция
Представители каждой группы специалистов докладывают по результатам своих исследований, затем они возвращаются к своей группе, другие представители обсуждают и дополняют выступления своих представителей, подводят итоги.
1. Климат и водные массы
Атлантический океан, простираясь от Северного до Южного полярного круга, лежит во всех климатических поясах Земли, поэтому его климатические условия весьма разнообразны. Большая часть океана находится в умеренных и тропических широтах. С обеих тропических областей высокого давления в направлении экваториальных широт дуют постоянные ветры - пассаты.
В северной тропической части летом и осенью зарождаются тропические циклоны, которые нередко переходят в ураганы. Больше всего их над Карибским морем и Мексиканским заливом.
В умеренных широтах господствуют западные ветры Атлантики. Наибольшей силы они достигают в умеренных широтах Южного полушария. В полярных широтах климатические условия формируются под влиянием Северного Ледовитого океана на севере и Антарктиды на юге. Большое количество айсбергов и дрейфующей льдины.
2. Свойства водных масс
Связаны с особенностями климата. Во всем океане средняя температура поверхностных вод составляет +16,5 °С, но Южная Атлантика на 6 °С холоднее Северную (влияние Антарктиды). Наибольшая соленость воды (37,5 %о) наблюдается в субтропических и тропических широтах, наименьшая (33 %) - в прибрежных водах Антарктиды.
В Атлантическом, как и в Тихом океане образуются два круга поверхностных течений, но через значительную удлиненность Атлантического океана с севера на юг в нем более развиты меридиональные потоки вод, чем широтные. Теплое течение Гольфстрим - одна из мощнейших в мире.
3. Органический мир атлантического океана
Органический мир Атлантического океана количеством видов значительно уступает Тихому и Индийскому океанам (через геологическую молодость). В количественном отношении океан богат на организмы, жизнь которых связана, в первую очередь, с широким развитием шельфа. В распределении органического жизнь океана четко выделяется зональность.
4. Использование природных ресурсов
Атлантический океан занимает первое место среди океанов по степени хозяйственного освоения. Он дает 20 % мирового вылова рыбы и морепродуктов. Шельфы Атлантики богаты на месторождения полезных ископаемых (природный газ, фосфориты, соль, железо-марганцевые конкреции и т.п.). В засушливых прибрежных районах работают опреснительные установки. Энергия притока вод океана используется в работе электростанций (первая была построена в устье реки Ранс на севере Франции). Через Атлантику осуществляется более 50 % всех морских перевозок.
5. Проблемы загрязнения вод
V. Закрепление изученного материала
Экологический тренинг
Составьте причинно-следственные цепи влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на природную среду Атлантического океана.
Например: добыча полезных ископаемых из шельфа → загрязнения вод океана и побережья вредными веществами → обеднение органического мира океана → ухудшение состава воздуха → ухудшение здоровья людей
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Составить план мероприятий по улучшению экологического состояния Атлантического океана.