Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ

 

3.3. Научное объяснение возникновения религии

 Разнообразные теории происхождения религии выясняют идейные источники религии, факторы ее возникновения и начальные формы существования, но не ведут речь о времени ее возникновения. Поэтому, полагаясь на научные данные, мы обратимся к анализу этой проблемы.

Религия, как свидетельствует история, возникла на определенном этапе развития человеческих сообществ и ее зарождение и формирование связано, в первую очередь, с развитием человеческого сознания. Первый ее этап становления, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок, связанный с появлением обезьяночеловека и продолжался до эпохи неандертальца, т.е. периода формирования ранньородової общины. Это было время так называемого стадного сознания, которая носила чувственно - конкретный характер, но постепенно привлекалась к трудового процесса (выполняла функциональную роль). Этот тип сознания не выходил за пределы материальной практики, поскольку духовная сфера еще не отделена от практической. Поэтому, как считают ученые, вести речь о существовании религии в настоящее время нет оснований.

Сознание человека родовой общины хотя и была примитивной, все же была сознанием общественного человека. Человек того времени имела такое мировоззрение, который позволял ей взаимодействовать с окружающей средой. Первоначальная общественное сознание была синтетической, то есть содержала зачатки будущих форм общественного сознания, наивно - реалистические взгляды на мир, которые переплетались с нереалистичными, фантастическими.

Основной формой отображения примитивных взглядов и представлений древнего человека был миф. Он был главным носителем информации, потому что легко запоминался и передавался из поколения в поколение. Миф выполнял много функций: был мировоззрением, содержал в себе общую оценку мира, формировало ценностные ориентиры, нормы поведения, отношения и деятельность.

Спецификой мифологического мировоззрения было олицетворение природы, что проявлялось в сравнении природы с человеком. Это заключалось в том, что на природу „переносились” все человеческие качества, прежде всего, способность действовать сознательно.

Основным фактором формирования мифологического мировоззрения была трудовая деятельность человека, которая постоянно требовала от нее принятия функциональных решений. Это развивало мышление, закладывало условия для формирования системного мировоззрения. Создавались предпосылки для возникновения такого феномена, как абстрактное мышление, способное формировать образное мышление, а значит и веру в абстрактные образы. Этот период был достаточно продолжительным, а потому есть смысл проследить, на каком уровне развития человеческих сообществ появляются предпосылки для возникновения веры и религии. Заметим, что до основных признаков наличия первых верований можно отнести захоронения (вера в загробную жизнь) и наличие предметов религиозного культа.

Древнейшими предками современного человека были архантропы (человек умелый), которые жили где-то 2,5-3 млн. лет назад. Остатки их костей найдены в Африке, Европе, Азии, но там отсутствуют признаки верований: захоронения и предметы религиозного культа.

Следующий предок человека, останки которого были найдены на

о. Ява в 1891р., - был питекантроп. Он жил примерно 1 млн. лет назад, в начале палеолита. Это существо внешним видом напоминала обезьяну: длинные передние конечности, спадисте лоб, массивная нижняя челюсть. Питекантропы еще не имели постоянного жилья, не пользовались огнем, но уже ходили на задних конечностях и, возможно, владели элементарной языке и изготовляли простейшие орудия труда. Археологические исследования не дали никаких свидетельств наличия у них каких-либо религиозных представлений.

Синантроп (китайский человек, его остатки найдены в 1927 г. в районе Пекина) младший от питекантропа на 300 тыс. лет. Он уже имел лучшие орудия труда, пользовался огнем, более развитой была его речь, о чем свидетельствуют нижние челюсти. Однако и у него не обнаружено признаков наличия религиозных верований.

Архантропы, питекантропы, синантропы не делали захоронений своих умерших родственников. Есть догадки, что их трупы они оставляли на месте смерти или выбрасывали из пещер, а возможно, и съедали. Видимо, именно поэтому так мало уцелело их остатков.

Совсем другая картина наблюдается у неандертальца (останки найдены в местности Неандерталь в Германии в 1856 г.), который появился в ходе эволюции где-то через несколько сотен тысяч лет после синантропа. Было найдено до двухсот стоянок, в том числе и в нашей стране, этих сообществ. Данные раскопки свидетельствуют, что неандертальцы по физическим строением уже подобные современного человека. Исследователи считают, что они жили где-то 100-400 тыс. лет назад. Это ледниковый период, когда климат Европы был очень строгим. Поэтому неандертальцы жили в пещерах, носили одежду из звериных шкур, свободно добывали огонь и пользовались им, у них уже существовало разделение труда по половому признаку. Основной формой организации их общественной жизни была кровноспоріднена община. Коллективное сожительство и трудовая деятельность - охота, рыболовство, собирательство - заставляло их жить более сплоченно, чем это было у предшественников, и общаться на языке.

У неандертальцев имеющиеся первые признаки религиозных верований. Они уже хоронили умерших, что является свидетельством определенного отношения к факту смерти, покойника, заботы о нем. Это наводит на мысль, что, возможно, именно тогда у наших предков появляются представления о вероятности существования человека за пределами этого мира.

Попутно заметим, что у исследователей четкой позиции относительно наличия у неандертальцев религиозных представлений нет. Некоторые из них считают, что захоронение - еще не свидетельство начала религии. По их мнению, неандертальцы совершали захоронения, скорее всего, из санитарно-гигиенических потребностей или признание авторитета в общине женщины-матери, которая таким образом защищала своего ребенка и после ее смерти.

С уверенностью можно сказать, что религиозные представления были присущи кроманьйонцю, остатки которого найдены в 1868 г. В пещере Кро-Маньон (Франция). Его существование относят к позднему палеолиту (прибл. 40 тыс. лет назад). В это время царил матриархат. Это был человек типа homo sapiens- человек разумный, у которого имеется способность к абстрактному мышлению, а следовательно, и в определенных образных олицетворений и веры в них.

Кроманьонцы обладали всеми способностями человека антропологического типа: умели строить землянки, носили одежду, пользовались огнем, применяли усовершенствованные средства охоты и рыболовства, жили кровнородинною общиной.

О наличии элементов религиозных представлений у кроманьонца свидетельствуют также находки на его стоянке недалеко от м. Иркутска в долине р. Белая (с. Мальта). Там ребенок похоронена с многочисленными украшениями - бусами, браслетами, тело ее окрашено красной охрой. Эти находки в погребениях свидетельствуют, что тогдашние люди, видимо, представляли, что и после смерти человек будет продолжать свое существование в каком-то другом мире и его связи с родом не оборвутся.

Достопримечательности кроманьйонської культуры дают основания утверждать, что отчетливые религиозные представления у людей возникли примерно 4020 тыс. лет назад (другая точка зрения 50-30 тыс. р.). Это был не одномоментный акт. Процесс формирования религиозных представлений и, соответственно, и культовой практики, продолжался в течение 20 тыс. лет (конец периода первобытнообщинного строя и начала формирования классового общества).

Ключевые понятия: євгемеризм, натурміфологія, астральная мифология, культурология, аніматизм, преанімізм, политеизм, прамонотеїзм, монотеизм, генотеїзм.