Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

РАЗДЕЛ 4. РАННЬОІСТОРИЧНІ ФОРМЫ РЕЛИГИИ

 

В древности человек еще не отделял себя от природы. Она казалась ей живой и мощной, в ней она как будто чувствовала присутствие бесчисленных таинственных сил, жизнь и смерть. Постепенно зарождались первобытные религиозные представления наших далеких предков.

 

4.1. Научное объяснение возникновения религии

 

Вопрос об истоках религии одна из ключевых проблем религиоведения. Ведь речь идет не только о времени возникновения религии, о том, что считать ее “минимумом” и которые были ее ранние формы. Не менее важно выяснить, почему и как возникли верования и культ, как зародился образ сверхъестественного, представления о смысле бытия человека в религии. Проблемы эти сложные и мировоззренчески неоднозначные. Поэтому и определение истоков религии характеризуется концептуальным разнообразие.

Разнообразные теории происхождения религии выясняют идейные источники религии, факторы ее возникновения и начальные формы существования, но не ведут речь о времени ее возникновения. Поэтому, полагаясь на научные данные, мы обратимся к анализу этой проблемы.

Религия, как свидетельствует история, возникла на определенном этапе развития человеческих сообществ и ее зарождение и формирование связано, в первую очередь, с развитием человеческого сознания. Первый ее этап становления, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок, связанный с появлением обезьяночеловека и продолжался до эпохи неандертальца, т.е. периода формирования ранньородової общины. Это было время так называемого стадного сознания, которая носила чувственно-конкретный характер, но постепенно привлекалась к трудового процесса (выполняла функциональную роль). Этот тип сознания не выходил за пределы материальной практики, поскольку духовная сфера еще не отделена от практической. Поэтому, как считают ученые, вести речь о существовании религии в настоящее время нет оснований.

Сознание человека родовой общины хотя и была примитивной, все же была сознанием общественного человека. Человек того времени имела такое мировоззрение, который позволял ей взаимодействовать с окружающей средой. Первоначальная общественное сознание была синтетической, то есть содержала зачатки будущих форм общественного сознания, наивно-реалистические взгляды на мир, которые переплетались с нереалистичными, фантастическими.

Основной формой отображения примитивных взглядов и представлений древнего человека был миф. Он был главным носителем информации, потому что легко запоминался и передавался из поколения в поколение. Миф выполнял много функций: был мировоззрением, содержал в себе общую оценку мира, формировало ценностные ориентиры, нормы поведения, отношения и деятельность.

Спецификой мифологического мировоззрения было олицетворение природы, что проявлялось в сравнении природы с человеком. Это заключалось в том, что на природу „переносились” все человеческие качества, прежде всего, способность действовать сознательно.

Основным фактором формирования мифологического мировоззрения была трудовая деятельность человека, которая постоянно требовала от нее принятия функциональных решений. Это развивало мышление, закладывало условия для формирования системного мировоззрения. Создавались предпосылки для возникновения такого феномена, как абстрактное мышление, способное формировать образное мышление, а значит и веру в абстрактные образы. Этот период был достаточно продолжительным, а потому есть смысл проследить, на каком уровне развития человеческих сообществ появляются предпосылки для возникновения веры и религии. Заметим, что до основных признаков наличия первых верований можно отнести захоронения (вера в загробную жизнь) и наличие предметов религиозного культа.

Древнейшими предками современного человека были архантропы (человек умелый), которые жили где-то 2,5-3 млн. лет назад. Остатки их костей найдены в Африке, Европе, Азии, но там отсутствуют признаки верований: захоронения и предметы религиозного культа.

Следующий предок человека, останки которого были найдены на о. Ява в 1891р., был питекантроп. Он жил примерно 1 млн. лет назад, в начале палеолита. Это существо внешним видом напоминала обезьяну: длинные передние конечности, спадисте лоб, массивная нижняя челюсть. Питекантропы еще не имели постоянного жилья, не пользовались огнем, но уже ходили на задних конечностях и, возможно, владели элементарной языке и изготовляли простейшие орудия труда. Археологические исследования не дали никаких свидетельств наличия у них каких-либо религиозных представлений.

Синантроп (китайский человек, его остатки найдены в 1927 г. в районе Пекина) младший от питекантропа на 300 тыс. лет. Он уже имел лучшие орудия труда, пользовался огнем, более развитой была его речь, о чем свидетельствуют нижние челюсти. Однако и у него не обнаружено признаков наличия религиозных верований.

Архантропы, питекантропы, синантропы не делали захоронений своих умерших родственников. Есть догадки, что их трупы они оставляли на месте смерти или выбрасывали из пещер, а возможно, и съедали. Видимо, именно поэтому так мало уцелело их остатков.

Совсем другая картина наблюдается у неандертальца (останки найдены в местности Неандерталь в Германии в 1856 г.), который появился в ходе эволюции где-то через несколько сотен тысяч лет после синантропа. Было найдено до двухсот стоянок, в том числе и в нашей стране, этих сообществ. Данные раскопки свидетельствуют, что неандертальцы по физическим строением уже подобные современного человека. Исследователи считают, что они жили где-то 100-400 тыс. лет назад. Это ледниковый период, когда климат Европы был очень строгим. Поэтому неандертальцы жили в пещерах, носили одежду из звериных шкур, свободно добывали огонь и пользовались им, у них уже существовало разделение труда по половому признаку. Основной формой организации их общественной жизни была кровноспоріднена община. Коллективное сожительство и трудовая деятельность - охота, рыболовство, собирательство заставляло их жить более сплоченно, чем это было у предшественников, и общаться на языке.

У неандертальцев имеющиеся первые признаки религиозных верований. Они уже хоронили умерших, что является свидетельством определенного отношения к факту смерти, покойника, заботы о нем. Это наводит на мысль, что, возможно, именно тогда у наших предков появляются представления о вероятности существования человека за пределами этого мира.

Попутно заметим, что у исследователей четкой позиции относительно наличия у неандертальцев религиозных представлений нет. Некоторые из них считают, что захоронение - еще не свидетельство начала религии. По их мнению, неандертальцы совершали захоронения, скорее всего, из санитарно-гигиенических потребностей или признание авторитета в общине женщины - матери, которая таким образом защищала своего ребенка и после ее смерти.

С уверенностью можно сказать, что религиозные представления были присущи кроманьйонцю, остатки которого найдены в 1868 г. в пещере Кро-Маньон (Франция). Его существование относят к позднему палеолиту (прибл. 40 тыс. лет назад). В это время царил матриархат. Это был человек типа homo sapiens- человек разумный, у которого имеется способность к абстрактному мышлению, а следовательно, и в определенных образных олицетворений и веры в них.

Кроманьонцы обладали всеми способностями человека антропологического типа: умели строить землянки, носили одежду, пользовались огнем, применяли усовершенствованные средства охоты и рыболовства, жили кровнородинною общиной.

О наличии элементов религиозных представлений у кроманьонца свидетельствуют также находки на его стоянке недалеко от м. Иркутска в долине р. Белая (с. Мальта). Там ребенок похоронена с многочисленными украшениями - бусами, браслетами, тело ее окрашено красной охрой. Эти находки в погребениях свидетельствуют, что тогдашние люди, видимо, представляли, что и после смерти человек будет продолжать свое существование в каком-то другом мире и его связи с родом не оборвутся.

Достопримечательности кроманьйонської культуры дают основания утверждать, что отчетливые религиозные представления у людей возникли примерно 4020 тыс. лет назад (другая точка зрения 50-30 тыс. р.). Это был не одномоментный акт. Процесс формирования религиозных представлений и, соответственно, и культовой практики, продолжался в течение 20 тыс. лет (конец периода первобытнообщинного строя и начала формирования классового общества).

Современное религиоведение в анализе раннеисторических форм религии (их еще называют первобытными верованиями) опирается на серьезные научные исследования верований народов мира, представленные трудами Е. Тейлора, Дж. Фрезера, Л. Моргана, Б. Малиновского, Л. Штернберга, И. Огиенко, В. Иорданского, С. Токарева. Именно эти работы и составили фактологическую основу наших представлений о времени, причины и предпосылки возникновения верований, о первобытные формы религиозности и место последней в мировосприятии человека первобытнообщинного общества.

По данным современной науки, как уже отмечалось, первобытные религиозные верования зарождаются около 40 тыс. лет назад - в позднего неандертальца, жившего в мустьерскую эпоху каменного века. Именно тогда заканчивалось формирование в основных чертах физического типа человека и начинала складываться ранньородова организация общества. Правда, часть ученых связывает появление первобытных верований с более поздним временем - с эпохой кроманьонца - ископаемого представителя “готового” типа человека (С. Токарев, Н. Капустин). Но свидетельство истории материальной и духовной культуры, археологии, палеоантропологии, сравнительной психологии побуждают отдать предпочтение первой точке зрения. Этого мнения также придерживаются авторы учебника “Академическое религиоведение”. Именно в ранньородовому обществе складывается специфический противоречивый совпадение соціумних и гноселогічних обстоятельств, в которых была заложена возможность появления религиозных верований.

Соціумною причиной возникновения последних стал такой уровень развития производительных сил и общественных отношений, который еще был недостаточен для правильной ориентации человека в окружающем мире, но уже достаточным для возникновения у нее высших, чисто человеческих познавательных способностей.

Гносеологические (познавательные) предпосылки ранних религиозных верований связаны со способностью абстрактного мышления и фантазии в условиях ограниченности знаний, что могли бы отрываться от действительности, олицетворять таинственные силы окружающей среды, абсолютизировать и догматизувати определенные черты познавательной деятельности, создавать образы сверхъестественного, вызвать веру в его существование и способность влиять на человека и его окружение.

Наличие названных причин и предпосылок религиозных верований с необходимостью привела к вере в существование особых, таинственных сил природы и представление о возможности колдовского воздействия на них. Это были наивные, не всегда четко определены, первобытные верования.

Как свидетельствуют археологические исследования, первые религиозные верования были присущи позднем неандертальцю, что проявлялись в форме примитивных проявлений веры в сверхъестественное, в частности в культе умерших в сочетании с верой в существование загробной жизни. Такого мнения придерживался академик А. Окладников, который исследовал один из неандертальских захоронений в пещере Тешик-Таш (Узбекистан). Череп неандертальского мальчика, найденный там, был окружен кольцом попарно увіткнутих в землю рогов горного козла. Аналогично, в неандертальских захоронениях в пещерах Драхенлох (Швейцария) и Петерсхен (Германия) обнаружены черепа медведей, обложенные камешками. Очевидно, этим элементам погребального обряда придавалось магическое значение.

Пізньонеандертальські захоронения, в частности в Киик-Кобы (Крым) и подобные им, представляли собой уже небольшие углубления, засыпанные землей и заваленные каменными глыбами. Скелеты умерших здесь имели необычное положение: поджатые колени, они лежали на боку, иногда руки были подложены под голову, как это бывает у спящего человека.

Такие находки могут свидетельствовать о возможности появления уже у древних людей элементарных религиозных верований, в частности представлений о различные формы загробной жизни.

Примитивные орудия, в частности гостроконечник, скребачка, как и нуклеусы - заготовки из камня, из которых изготавливались орудия труда, - свидетельствуют о наличии у поздних неандертальцев абстрагуючих и фантазийных способностей, без которых были немыслимые религиозные представления.

Если позднем неандертальцю были присущи лишь расплывчатые неустойчивые религиозные представления, то в кроманьонца, как считает А. Колодный, они уже состоят в ранние формы религии. Так, у кроманьонцев в позднем палеолите появляются первые произведения первобытного искусства (пещера Леско во Франции) изображения зверей, пораженных дротиками и охотничьих изгородей, сеток, обозначенных колдовскими мотивам. Захоронения кроманьонцев (рядом со скелетами умерших - орудия труда, оружие, остатки пищи, украшения - амулеты) свидетельствуют о более отчетливые религиозные верования и о том, что у них уже существовала вера в душу, загробную жизнь. Итак, причины и условия появления религиозных верований следует искать в образе жизни первобытного человека. В первую очередь это низкий степень овладения природой, чрезвычайно бедна осведомленность человека с окружающим миром. Жизнь ей казалось полным таємниць. ее окружали непонятные и загадочные явления. Она не могла понять, почему совершенно здоровый человек внезапно заболела, почему не было дождя в обычную для него время, почему дует ветер, бывает день и ночь. Даже собственная тень, биение сердца и дыхание было тайной. Поэтому наряду с представлениями, проверенными досвідним путем, у нее возникали и складывались религиозные верования.

Первобытный человек была почти полностью зависимой от окружающего мира и ни на практике, ни в воображении не выделяла себя из него. Поэтому в его религиозных представлениях общественную и природную среду составляли одно целое, а мир представлял собой систему олицетворенных в различных природных феноменах сил, которым были свойственны волевые и умственные качества и которые были связаны между собой принципом кровного родства. Сам мир представлялся как проекция кровно-родовых отношений, по которым организовывалось тогдашнее общество. Поэтому сознание первобытного человека была символической, мифологической. Для нее характерно отсутствие разграничения естественного и сверхъестественного, чувственного и духовного.

В истории ранних религиозных верований можно выделить две основные стадии их развития: древнейшая (эпоха ранньородової организации общества) и старая (эпоха развитого первобытнообщинного общества). Первой стадии соответствуют такие религиозные верования, как фетишизм, анимизм, тотемизм, магия. Второй земледельческие культы, шаманизм.

В первой стадии практически невозможно установить историческую последовательность формирования первоначальных верований, поскольку они существовали синхронно.

Им присущи следующие типологические черты:

1) поклонение духам (природы, предков), которым сначала оказывали зооморфных (поклонение богам в образе животных), а затем антропоморфных (поклонение человекоподобным богам);

2) отсутствие профессиональных служителей культа (культ отправлял старейшина рода, где род то же время был религиозным обществом);

3) отправления культа в форме особого для каждого племени

празднование, что сопровождалось магическими обрядами (танцами, играми) в честь духов.