Тема 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ, ЕЕ ФУНКЦИИ И РАЗДЕЛЫ
§ 2. Исторические истоки философствования
Социальные истоки философствования
Возникновение философии как нового типа мировоззрения и стиля мышления предшествующие идейные и социальные предпосылки. Идейными предпосылками были, как известно, миф и религия. Социальными - общество переходного типа, в котором общинно-родовой уклад менялся на политический, возникла все более ощутима потребность в образованных людях. Переходные процессы непростые, часто болезненные и трагические - происходили в середине i тысячелетия до н.э. в обществах Индии, Китая, Греции и т.д. Обратим внимание на некоторые общие черты этих процессов. Изменения, происходившие в этих регионах на рубеже VI в. до н.э., называют переходом от варварства к цивилизации, от родовой к политической организации общества, от общинно-родовой к рабовладельческой формации. Названия, как видим, разные, но суть перехода одна и заключается она в том, что в обществах того периода появляются товарно-денежные отношения, которые дополняют, а позже частично вытесняют личные отношения между людьми, с сельского хозяйства отделяются ремесла, завершается развитие денег к их конечной монетарной формы, появляются торговый капитал, частная собственность на землю, купля - продажа земли, происходит распад родовой общины и родовой морали, устанавливается экономическое господство города над деревней, отменяется долговое рабство и рабский труд проникает в сферу производства, возрастают его размеры, появляется экономически крепкий прослойка новых рабовладельцев, которые противостоят родовой аристократии. Распространилась качественно новое оружие железного века, которой, в отличие от бронзовой, могли владеть не только крепкие мужчины, но и женщины и подростки. Поэтому становятся понятными и взрыв численности вооруженных, и количество войн, и религиозная нетерпимость, и безграничная агрессивность «цивилизованных людей».
«Цивилизованное человечество - это человечество, которое впервые осознает несовпадение своего и чужого-за появления в нем (благодаря институту образования) инструментов рефлексии. Однако еще долго его сознания будет недоступна идея диалога своего и чужого. Чужой миф олицетворяет мир чужого, мир врага. Возникновение цивилизации обозначено, таким образом, возникновением не только феномена школы, но и феномена нетерпимости в культуре».
К счастью, такие идеологические столкновения будили не только агрессивную эффективность, но и мнение. Хорошим примером здесь может быть отчаяние пандавського князя Арджуны (именно так называется первая глава Бхагавад-Гиты), который оказался перед необходимостью сражаться со своими братьями из рода кауравів. Грядущее братоубийство страшит его, порождает сомнения и глубокие мировоззренческие вопросы о смысле бытия, высшее начало, о месте человека в мире. Отчаяние зажигает дискурсивное мышление Арджуны, он начинает філософувати прямо на поле битвы.
Подобные сюжеты, посвященные социальным факторам философского дискурса знаходим и в китайском эпосе. Песни царства Цинь по «Шицзину» свидетельствуют о отчаянные движения человеческой мысли, порожденные переживаниями страданий, стрессов, потерь.