Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Антропологические идеи и тенденции развития в истории западноевропейской философии

Классическая и післякласична философская антропология

Фейербахом завершается классическая философия и начинается післякласична. Для понимания последней важно знать, чем новая эпоха отличается от предыдущей. Первый, кто поставил задачу определить общую ее характеристику, был славянофил И. В. Киреевский.

По его мнению, основная особенность XIX века заключается в сближении духа с действительностью. В человеке начинают преобладать такие качества, как "холодность, прозаїзм, позитивность и вообще влечение к практической деятельности". Влечение к жизни наблюдается в поэзии, науках, философии. "Такая же потребность сближения с жизнью заметна и в мире европейского образования. Повсюду царит направление сугубо практический и деятельно положительный. Везде дело берет верх над системой, сущность над формой, содержание над умозрительностью. Жизнь и общество становятся более прямыми и простыми в своих отношениях, ясными и естественными в своих требованиях". Главный характер просвещения в Европе был раньше "попеременно поэтический, исторический, художественный, философски настроенный, и только в наше время мог стать сугубо практическим. Человек нашего времени уже не смотрит на жизнь как на простое условие духовного развития; но видит в нем и средство, и цель бытия, верхушку и корень всех отраслей умственного и сердечного образования".

К этому следует добавить и другой фактор: классическая "философия ума" была абстрактной. Реализация "ума" в результате французской революции 1789-1793 годов показала его ограниченность, он, как в науке, так и в жизни, потерял кредит. Началась всесторонняя критика разума, выработки новых принципов мировоззрения, которые и определили всю післякласичну мнению вообще и толкование человека в частности не только в XIX, но и в XX веке.

Такая критика осуществлялась в нескольких направлениях. Во-первых, разум уступил место бессознательным слоям человеческого существа (прежде всего свободы). Во-вторых, системы и любые всеобщности уступили место индивидуальным человеческим существом, личностью. В-третьих, умозрительное философствования потеснила положительная философия, человеческая практика и т.д. Первое направление начал формироваться еще в Ф. Шеллинга: бессознательная деятельность является одним из основных представлений в его "Системе трансцендентального идеализма" (1800), хотя и уравновешивается деятельностью сознательной; 1809 года Шеллинг пришел к выводу, что в человеке содержится вся мощь темного начала и в нем же - вся сила света ("Философские исследования о сущности человеческой свободы"). А в 1818 году появилась работа А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление", в которой светлое начало в мире и к человеку было отброшено, их основным определением стала темная воля к жизни. Эта идея нашла продолжение в «Философии бессознательного» Э. Гартмана (1869), в психоанализе 3. Фрейда (1856-1939), в учении об архетипах К. Юнга (1875-1961). Ф. Ницше (1844-1900) превратил "волю к жизни" на "волю к власти" и основал парадигму видения мира и человека, которая оказалась пророческой, расцвела в философии, художественной литературе (Ибсен, Достоевский) и в тоталитарной социально-политической практике и теории.

Что дала такая переориентация философии для развития философской антропологии? Перечислим самое важное: 1) эскиз ее в трудах Шеллинга, построенный на понятии "темного и светлого начал"; 2) "пессимистический гуманизм" Шопенгауэра; 3) учение марксизма, антагонистического в отношении разума просветителей и ориентированного на волю - предметно-практическую и революционную деятельность; 4) ніцшеанська антропология с ее основным принципом "воли к власти"; 5) политическая антропология тоталитаризма XX века.

Второе направление післякласичної философии начато С. К'єркегором (1813-1855). Наибольшего развития он приобретает в XX веке в так называемой философии существования. В России ее олицетворяют Л. Шестов и Г. Бердяев, в Германии - М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер, во Франции - Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, Г. Мерло-Понти, А. Камю и другие. Близким к экзистенциализма является религиозно-философское направление персонализма (Э. Мунье, Ж. Лакруа), немецкой диалектической теологии (К. Барт, П. Тілліх, Г. Бультман).

Третье направление критики немецкой классической философии - критицизм в отношении ее "оторванности" от жизни, позитивного познания, практики. Такой критицизм присущ позитивізмові О. Канта и Г. Спенсера; философии жизни Г. Зиммеля, В. Дильтея, А. Бергсона, "раціовіталізмові" X. Ортеги-и-Гассета и другим; радикальная переориентация на практическую деятельность присуща марксизму. Симптоматическая также мнение Ф. Энгельса, что из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет лишь учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика; все остальное входит в положительной науки о природе и истории. Определенное сходство можно увидеть и в концепциях Г. Ріккерта и В. Віндельбанда, которые на место философии истории ставят теорию исторического познания. Все эти течения во многом перекликаются, потому что отражают определенную своеобразную эпоху, в то же время многим и различаются.

Что это дало нового для людинознавчих исследований? Была создана антропология как естественная наука. Создателями ее стали К. Фохт ("Человек и место его в природе"), Ч. Дарвин ("Происхождение человека и половой отбор", 1871), Э. Геккель ("Происхождение человека").

По аналогии с биологической, или естественной, антропологией возникла историческая антропология. Еще немецкий романтик Ф. Новалис называл историю прикладной антропологией. Она имеет давнюю традицию, начиная с описания и познания разных народов в древних историков и писателей. Эпоха великих географических открытий стала также открытием новых людей, народов, культур. Это не могло не повлиять на представления о естественном состоянии общества, о естественном человеке, религию, право, их связь с цивилизацией - речь идет о системе взглядов историко-антропологического и философско-антропологического направления. В XIX веке на очерченном почве возникает антропология типа Е. Тейлора ("Первобытная культура", 1871); "Антропология (введение к изучению человека и цивилизации)", 1881), Д. Фрезера ("Золотая ветвь") и другие.

"Критика исторического разума" (воспользуемся названием произведения В. Дильтея) стала также определенным истолкованием человека, в познании, общении опирается на переживания и употребления, а не на чистый разум.

Яркие элементы исторической антропологии находим у К. Маркса, особенно в его ранних произведениях, где ощутимо влияние Фейербаха.

Значительное развитие получила историческая антропология в трудах М. Блока (1886-1944) и основанной им с Л. Февром исторической школы ("Школы анналов") в 1929 году. Ее императивом есть писать историю, в которой действуют живые люди, а не схемы и манекены.

Особый статус в післякласичній философии имеет философская антропология, созданная усилиями М. Шелера, X. Плеснера, А. Гелена. Шелер разработал программу, в которой предполагал развернуть философское изучение человека во всей полноте его бытия, реализуя для этого идеал синтеза конкретного знания с философским постижением. Этот синтез выражено уже названиями основных произведений мыслителей: "Положение человека в космосе" (1928) Шелера, "Ступени органического и человек" (1928) Плеснера, "Человек. Его природа и положение в мире" (1940) Гелена.

Все они были противниками немецкой традиции метафизической спекуляции, пытались разработать учение о человеке, которые бы опирались на специально-научные наблюдения. Шелер при этом исходил из "открытости человека миру" - не закріпленості ее в любом окружающей среде; Плеснер видел особенность человека в его эксцентричности (знание человеком себя как центра и в то же время пребывание вне себя); Гелен - рассматривал ее, вслед за Гердером и Ницше, как недостаточную и неустановленное существо. Из этих особенностей, каждый по-своему, они и выводили весь мир человека, его жизнедеятельность, культуру и т.д. Поэтому философская антропология не является "чисто" философской наукой, а неким синтезом ее с достижениями естественно-научного, особенно биологического знания.

Этой направленностью на конкретного живого человека объясняется критическое отношение одного из основателей философской антропологии М. Хайдеггера, "Бытие и время" (1927) которого является философской аналитикой человека. Плеснер считал, что "нет пути от Хайдеггера к философской антропологии". Различие действительно немалое, ибо учение Шелера и других поіменовують также философско-биологической антропологией. У Хайдеггера же - это сугубо философское видение человека.

Завершая данную лекцию, отметим, что все формы и виды антропологических поисков на своем месте и в определенной связи имеют смысл и значение, потому что каждая из них исследует качественно весьма существенные, действительные свойства человека, а наиболее полное представление о человеке дает вся совокупность антропологических учений.

Выводы

В истории западноевропейской мысли с антропологической точки зрения можно выделить три периода: философия разума, познания и сознания - от античности до Гегеля включительно; период позитивизма, марксизма, философии жизни - с 30-х годов XIX века; период философско-биологической и собственно философской антропологии - в 20-х годах XX века.

Общей тенденцией, или закономерностью первого периода является движение от философии природы к философии человека и наоборот. На протяжении истории сложилась определенная система в виде энциклопедии философских наук. Функция учение о человеке принадлежала разным из них - этике, истории и философии истории, исторической и этнической, биологической антропологии и т.д.

К немецкой классической философии основной из них была наука о морали, которая содержала ряд наук о духе. У Канта и Гегеля мораль впервые обособленно от других духовных сфер и, кроме того, здесь выделено антропологию как дисциплину, становится сердцевиной философии Фейербаха. Именно поэтому Фейербах является "переходным звеном" от классической до после классической философии.

На каждом из этапов сформировались свои идеи и принципы, которые в сумме, в совокупности, с разных сторон и всесторонне раскрывают человеческое существо: идеи добродетели и счастья, идея разума как определяющего в познании и деятельности, принципы воли к жизни и воли к власти, человека как части природы и т. д.

В обще-мировоззренческом отношении переломной стала эпоха Возрождения, когда сформировался принцип антропоцентризму, присущ также миро отношению современного человека.