УРОК 87
Причины международной торговли по теории абсолютных и относительных преимуществ
Цель урока: ознакомить учащихся с содержанием международной торговли; ознакомить с понятиями «экспорт», «импорт», принципами абсолютных и относительных преимуществ; научить различать логику объяснения результатов внешней торговли по теории абсолютных и относительных преимуществ.
Основные понятия: международная торговля, экспорт, импорт, принцип абсолютных преимуществ, относительное преимущество.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
►► Дискуссия с учащимися
1) Назовите пять-семь вещей иностранного производства.
2) В чем вы видите проявление увеличения важности международной торговли? Назовите иностранные товары, иностранные активы, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни.
3) Почему людей вплоть от момента возникновения государств и городов волновало, какие товары ввозятся и вывозятся с территории государств? Как это связано с понятием благосостояния определенной территории?
IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Каждый раз, когда вы принимаете решение во всех только что упомянутых примерах, вы - действующее лицо не только отечественной, но и мировой экономики. Мы стремимся приобрести товары, качество и цена которых удовлетворяют нас как можно больше. Таким образом торговые механизмы побуждают людей и страны производить то, что получается у них лучше всего, а также потреблять огромное количество товаров и услуг, произведенных во всем мире.
Наверное, среди вещей иностранного производства, которыми вы пользуетесь, являются ручки, изготовленные в Китае, карандаши из Чехии, школьная сумка из Польши или Германии, аудиоплеер с Кореи. Каждый день вы так или иначе используете результаты работы и услуги многих людей, живущих в разных странах мира и торгуют между собой.
Международная торговля - это сфера международных товарно-гро - денежных отношений, которые возникают в результате обмена товарами и услугами между продавцами и покупателями разных стран. Это движение товаров и услуг в двустороннем направлении: вывоз товаров (экспорт) и ввоз (импорт).
Экспорт - это продажа товаров и услуг, произведенных в определенной стране, за границу.
Импорт - покупка и ввоз товаров и услуг из-за границы, то есть произведенных в других странах.
Вопрос к ученикам
Задумывались ли вы над тем, какой фирмы продукцию - аудио-плеер, телефон, видеомагнитофон, телевизор, мотоцикл или множество других повседневных, а возможно, и изысканных вещей - вы хотите купить? Какую бытовую электротехнику лучше купить?
Попробуйте объяснить, почему страны торгуют. Назовите несколько самых важных, по вашему мнению, причин.
V. Изучение нового материала
Основой для получения выигрыша от внешней торговли являются принципы абсолютных и относительных преимуществ.
Принцип абсолютных преимуществ обосновал в своей выдающейся работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит, который писал: «Если государство сможет поставлять нам товар дешевле, чем мы сами в состоянии его изготовить, гораздо лучше покупать его у нее за определенную часть продукта нашего собственного промышленности и труда, использованной в той области, в которой у нас есть преимущество».
Абсолютное преимущество - это способность страны производить товар или услугу с меньшими затратами ресурсов, чем їїторговельні партнеры.
Неравномерность распределения ресурсов в разных регионах страны или разных странах мира делает невозможным производство товаров с одинаковой эффективностью.
Принцип абсолютных преимуществ объясняет причины торговли между странами, экономики которых существенно отличаются друг от друга. На самом деле подавляющая часть международной торговли происходит между странами с очень похожими видами экономики, то есть такими, которые не имеют абсолютных преимуществ, но получают выгоды от экспортно-импортных операций. Это происходит благодаря принципу относительных преимуществ.
Выдающийся английский экономист Д. Рикардо обосновал принцип относительных преимуществ, который и сегодня является одной из экономических основ развития международной торговли.
Относительное преимущество - это способность страны производить товар или услугу с относительно меньшими альтернативными издержками по сравнению с другими торговыми партнерами.
Принцип относительных преимуществ демонстрирует выгодность для каждой страны специализации на производстве тех товаров и услуг, в создании которых она имеет наименьшие альтернативные издержки.
Использование принципов абсолютных и относительных преимуществ в международной торговле способствует получению общей выгоды: во-первых, мировое производство и эффективность использования ограниченных ресурсов достигают максимума; во-вторых, потребители получают большее количество товаров и услуг по более низким ценам. Международные рынки товаров и услуг, и внутренние, должны развиваться на конкурентных началах, цены - расти под влиянием спроса и предложения. Однако реально в международной торговле возникает больше трудностей, чем на внутренних рынках. Большинство стран и их правительств создают искусственные препятствия на пути товаров, услуг, производственных ресурсов, прибегают к различным мер протекционистской политики.
VI. Закрепление новых знаний и умений
1). Решите задачи.
Задача 1
Чему равны выплаты за импорт, если сальдо торгового баланса страны является отрицательным и составляет 351 млн. грн., а поступления от экспорта - 419 млн. грн.?
Задача 2
Производство ветчины и пива в Украине и Чехии выглядит так:
Товар |
Украина |
Чехия |
Ветчина, кг/ч. |
10 |
2 |
Пиво, л/ч. |
2 |
6 |
1) В производстве какого товара Украина имеет абсолютное преимущество? относительное преимущество? Почему?
2) В производстве какого товара Чехия имеет абсолютное преимущество? относительное преимущество? Почему?
3) Вычислите выигрыш от торговли Украины и Чехии, если они обменяют 10 кг ветчины на 6 л пива.
Решение
1) Украина имеет абсолютное преимущество в производстве ветчины, поскольку за 1 час она производит 10 кг ветчины, тогда как Чехия - лишь 2 кг.
Она имеет относительное преимущество в производстве ветчины, поскольку 2/10 6/2, то есть Украина специализируется на производстве ветчины.
2) Чехия имеет абсолютное преимущество в производстве пива, поскольку за 1 час она производит 6 л пива, тогда как Украина - только 2 л.
3) в условиях отсутствия торговли Украина может обменять 10 кг ветчины лишь на 2 л отечественного пива. Если она торгует с Чехией, то те же 10 кг ветчины она сможет обменять уже на 6 л пива. Тем самым выигрыш Украины составляет 6 - 2 = 4 (л) пива, или 6/2 = 3 (ч.) труда.
Чехия, со своей стороны, получит от Украины 10 кг ветчины, на производство которой ей пришлось бы потратить 5 часов. Вместо этого она тратит эти 5 часов на производство 5 ∙ 6 = 30 (л) пива. Тем самым выигрыш Чехии от торговли с Украиной составляет 30 - 3 = 24 (л), или 24/6 = 4 (ч.) труда.
2 ). Решите тестовые задания
1. Если Украина тратит на производство льна 7 усл. ед. труда, а на производство лука - 18, а Корея - соответственно 9 и 15 ед. труда, то Украина имеет:
а) абсолютное преимущество в производстве лука, а Корея - в производстве льна;
б) абсолютное преимущество в производстве льна, а Корея - в производстве лука;
в) относительное преимущество в производстве льна, а Корея - в производстве лука;
г) обе страны имеют одинаковую выгоду.
2. Если Украина за час производит 5 кг сыра или 1 м2 полотна, а Германия - 11 кг сыра или 3 м2 полотна, то Украина имеет:
а) абсолютное преимущество в производстве сыра, а Германия - в производстве полотна;
б) абсолютное преимущество в производстве полотна, а Германия - в производстве сыра;
в) относительное преимущество в производстве сыра и абсолютную - в производстве полотна;
г) обе страны имеют одинаковую выгоду.
3. Если Франция изготавливает за 1 час 1 комплект белья или 4 л вина, а Украина - 6 комплектов белья или 2 л вина, то:
а) Украина имеет относительное преимущество в производстве белья;
б) Украина имеет относительное преимущество в производстве вина;
в) Франция имеет относительное преимущество в производстве вина;
г) обе страны имеют одинаковую выгоду.
4. Россия может производить 1 т пшеницы или 4 т нефти, используя 1 ед. ресурсов. Украина может производить 2 т пшеницы или 5 т нефти, также используя 1 ед. ресурсов. Тогда:
а) Россия будет экспортировать пшеницу и импортировать нефть;
б) Украина будет экспортировать пшеницу и импортировать нефть;
в) Россия будет импортировать пшеницу и экспортировать нефть;
г) Украина будет импортировать пшеницу и нефть.
Ответ: 1 - б; 2 - а; 3 - а; 4 - б.
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание
1. Проработать теоретический материал. Повторить основные термины и понятия по изученной теме.
2. Составить словарь терминов и понятий по теме.
3. Исследовать факторы, способствующие экспорта и импорта, и оформить информацию в тетради таблицу.