Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ИГРА В ИСТОРИИ - форма свободного самовыражения человека, что характеризует преимущественно к рефлексивные уровни деятельности, отношений, общения, поведения и духовной жизни В античные времена (Сократ) Г. связывалась в философии с иронией, что подчеркивало Г отстраненность от будничной жизни. Во времена Средневековья, в эпоху Возрождения и романтизма (Франциск Ассизский, карнавальная культа ра, Ф. Шлегель, Жан Поль) Г. неотъемлемая от смеха или романтической иронии, что выражало игровую условность любых иерархий и авторитетов. Можно, в контексте зап. европейской культуры, выделить два основных этапа филос. осмысления Г.: клас. и не класс. Клас. философия Г. основывается на субъект объектном видении истории В рамках такого подхода И. Кант связывает Г. с "бесцельной цілевідповідністю", что является одной из необходимых предпосылок возможности субъекта осуществлять целостное, незаинтересованное познание, не приписывая эту целостность самому миру.

Переосмысливая игровые идеи И. Канта, Ф. Шиллер предпринял попытку истолковать основанные на игровом принципе теорет. модели как определенные идеалы, которым должны подчиняться как реальный процесс истор. развития ("эстетическое государство"), так и процесс постижения мира ("эстетическое познание") При этом Ф. Шиллеру удалось выявить некоторые существенные особенности Г. как культурно-эстетического феномена, рассматривая ее как бескорыстную деятельность, в которой человек утверждает в истор. процессе свою реальную свободу, преодолевает отчужденность от других людей и достигает гармоничного познания мира.

Важные игровые элементы человеческой жизни прослеживает Г. Сковорода - через такие понятия, как "веселие сердечное", "сродный труд", концепцию двух натурах и трех миров. Однако при столкновении с истор. реальностью обозначенные класс, концепции проявляют свой утопический характер. Неклас. подход к Х. и возникает как стремление избавиться от этого утопизма.

Дальнейшее развитие философии Г. связан с десубстанціалізацією истории и культуры (В. Дильтхей, О. Шпенглер, И. Хейзїнга). Как самостоятельная отрасль исследования Г. проявляется прежде всего в Й.Хейзінги, который создает универсальную игровую концепцию культуры. Он рассматривает Г. как единство представления и соревнования, как основу человеческого общежития в любую истор. эпоху, истолковывая ее как одно из главных средств преодоления стихии страстей и очеловечивание человека в ходе истор. развития или ее индивидуальной социализации. В работах М. Гартмана, М. Хайдеггера, Г.- Г. Гадамера осуществляется онтологический поворот в филос. смысле Г. и ее роли в истории. По М. Хайдеггером, Г. - это своеобразная "язык трансценденции", возможность, что открывает себя свободе человеческого поступка. Г. - Г. Гадамер элиминирует субъективность участников "маятникового игрового движения", акцентируя на примате Г. самой по себе относительно сознания игроков и раскрывая значение аутентичного понимания Г, для осмысления своеобразия истории, языка, искусства и др. В ракурсе философии истории и филос. антропологи исследуют Г. Ж.-П. Сартр, А. Камю, Э. Финк, Р. Кайла, которые рассматривают Г. как средство динамического проявления возможной полноты экзистенции. Среди концепций, которые достаточно интенсивно используют понятие "Г." и игровых моделей - филос. - истор. теория Г.Маркузе, теории "языковых игр" Л. Витгенштейна, "социальных ролей" Дж. Морено, "сценария" Э.берна и др. В современном мире особое значение приобретает филос осмысление Г. как своеобразной предпосылки и составляющей поступательных истор. изменений, преодоления насилия, освобождение из-под гнета различных форм принуждения: экон., социального, ідесл.