Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ГОФФМАН (GOFFMAN) Эрвин (1922 - 1982) - один из самых известных амер. социологов вт. пол. XX ст., автор "драматургической теории" ("драматургического анализа"). Род. в Канаде, образование завершил в Чикагском ун-те (докт. степень в 195-3 г.) - колыбели символ, интеракционизма, основные идеи которого стали основой его теории. Проф. Калифорнийского ун-та в Беркли,где в 70-х гг. приобрел широкую популярность, затем в ун-те Пенсильвании, избирался президентом Амер, соціол. ассоциации (АСА) в 1982г.

Автор многочисленных социально-психол. эссе, интересных наблюдений из жизни улицы, пациентов психиатрических клиник, посетителей развлекательных заведений и др., на узаг. которых делал попытки понять человеческую природу и социальную жизнь на основе рассмотрения поведения индивидов в повседневной жизни, обыденных поступков, которые они делают по привычке или сусп. ритуалами, желая произвести определенное впечатление и т.д.

Признание наук, кругах получил, обосновав собственную, "драматургическую" концепция интеракционизма как оригинальный мыслитель в области социальной антропологии вообще и, в частности, в исследованиях повседневной жизни, социальных ролей в человеческих отношениях, специфической драматургии социальных взаимоотношений в обществе. Его концепция нашла освещение в трудах: "Презентация личности в повседневной жизни" (1959), "Неожиданные встречи: два подхода к социологии взаимодействия" (1961), "Ритуал взаимодействия: очерки о поведении "лицом к лицу" (1967), "Стратегическое взаимодействие" (1972) и др.

Главный замысел, который охватил все его труды, - раскрыть, как общество заставляет своих членов представлять (репрезентировать) определенный "образ себя", играть разные роли в сложных, многогранных сусп. взаимоотношениях. Г. принадлежит теория существования "многочисленных " Я", согласно которой каждый член общества в процессе жизнедеятельности изменяет ряд ситуационных образов и характеров Индивид отождествляется с "актером" непрерывной игры на сцене жизни. Сущность характеристики этой игры обусловлена присутствием других лиц, с которыми происходит взаимодействие. Отсюда, по мнению Г., социальный мир не имеет онтологических принципов, а является лишь феноменом духовного взаимодействия людей, что постоянно возобновляется. То есть он объясняется на основе положений символ, інтеракціонїзму. Одновременно аналит. разработки Г. вышли за пределы парадигмы символ. інтеракщонізму, включили в себя немало идей структурализма ("теория рамок"), етнометодології и отразились на всей мікрорівневій социологии, обогатив другие теории.